Экономика 25 дек 2018 1783

​​Матвей Мадасов: «Надо найти баланс между экологией и экономикой»

«Так устроен мир в горах», - говорят жители горной Оки, имея в виду особый менталитет окинцев, особый жизненный уклад в поцелованном богом месте, где звёзды крупнее. Где небо кажется близким, а выше гор только небеса. Ещё несколько десятилетий назад, на­верное, можно было бы смело сказать, что Окинский район – это мир нетронутой природы. А сейчас, увы, констатируем: Ока - один из немногих уголков респу­блики, где ещё сохранилась первозданная природа. И как бы это пафосно ни звучало, наша общая задача - сберечь, сохранить уникальную природу Оки. Об этом и многом другом в канун Нового года мы беседовали с главой МО «Окинский район» Матвеем Мадасовым.

Ру­ководитель одного из самых уникальных и отдалённых муниципалитетов республики в беседе с корреспон­дентом «Бурятии» рассказал о том, какими заботами и устремлениями живут сегодня его земляки, которые вопреки трудностям создают, творят, мечтают, строят планы на будущее. Но главное - искренне любят свой край и ни за что на свете не променяют его на другой. И знают, что только они сами, окинцы, каждый на своём месте могут улучшить свою жизнь.

ВОПРОС ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ОСТАЁТСЯ ОСТРЫМ

- Более двух лет назад вы возглавили район. Что удалось сделать за это время?

- Подводить итоги ра­боты на посту главы рай­она ещё рано, потому что по направлениям нашей работы находимся в ста­дии решения, согласования, проработки многих вопро­сов. Да, действительно, мы многие вопросы, которые я ставил перед собой, когда шёл на выборы, начали решать. Эти вопросы мы не раз обсуждали с моей командой и жителями рай­она. Нельзя сказать, что мы вот это сделали за два года: слишком маленький срок. Нет такого, что мы пришли два года назад и на пустом месте начали, и мы - мо­лодцы. Наша деятельность – продолжение той работы, которая была начата пре­дыдущими главами района. Только, может быть, сейчас появилось новое видение по некоторым вопросам, новые возможности их ре­шения, которых не было раньше.

- Недавно вы встре­чались с Главой Бурятии. Какие вопросы удалось решить для жителей Окин­ского района?

- На встрече с Алексеем Цыденовым обсуждалось много вопросов, в том числе по оказанию помощи райо­ну в строительстве социаль­но важных объектов. Под­держка Главы республики в части некоторых объектов получена. В дальнейшем будем ставить вопрос по строительству стадиона в райцентре и средней шко­лы в Орлике. Поднимали и будем поднимать вопрос по качественному электро­снабжению нашего района: люди в 19 отдалённых жи­вотноводческих точках жи­вут без света. И ещё. Наши животноводы трудятся на отдалённых стоянках у гра­ницы и несут дополнитель­ную миссию - обозначают присутствие России на приграничной территории.

- В конце ноября ухо­дящего года Министер­ство экономии республи­ки опубликовало рейтинг эффективности органов местного самоуправления по итогам 2017 года: пер­вое место занял Окинский район. По итогам 2016 года ваше МО было на четвёр­том месте. Прогресс нали­цо.

- Наш район почти всег­да был в шестёрке лучших по рейтинговой оценке деятельности органов МСУ. Опять же наш высокий рейтинг по итогам за 2017 год был не на пустом месте. Тем не менее, нас радует, что наша работа получи­ла такую высокую оценку. Замечу, что мы не ставили перед собой задачу - быть первыми в рейтинге. У нас была общая задача - мы должны выполнять зада­чи, поставленные перед каждым направлением со­циально-экономического развития района. И работа шла. Когда мы узнали об итогах рейтинга, было при­ятно, что работа нами была проведена не зря.

- Матвей Валентино­вич, возглавив район, вы практически сразу же на­чали уделять большое внимание выстраиванию взаимоотношений с не­дропользователями и структурами, уполномо­ченными предоставлять лицензии и контролиро­вать исполнение требова­ний лицензионных согла­шений. Да и на недавней встрече с Главой Бурятии вы чётко обозначили одну из ключевых проблем вашего МО - это то, что компании недропользо­вателей без согласования с властями района и мест­ными жителями получают лицензии на геологораз­ведочные работы на тер­ритории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочислен­ных народов – сойотов. И в итоге тяжёлая техника нанесла значительный ущерб природе Окинского района.

- Вопрос взаимоот­ношения с такими ком­паниями остаётся доволь­но острым. На сегодня на территории района около 30 предприятий разного уровня имеют лицензии на геологоразведку и до­бычу полезных ископае­мых. Настораживает тот факт, что за последние два с лишним года предостав­ление лицензий увеличи­лось. Даже несмотря на то, что площадь нашего рай­она достаточно большая, возникают моменты, когда нарушаются пастбищные и сенокосные угодья, тра­диционный уклад жизни и хозяйствования коренных жителей нашего района, ко­торые занимаются номад­ным кочевым, отгонным животноводством. Испо­кон веков местные жители держат яков, оленей, лоша­дей, приспособленных к та­ким условиям, при которых фактически нет сенокосных угодий. К примеру, яков нужно по несколько раз в год перегонять на многие километры. Но, к сожале­нию, наши животноводы не имеют финансовой воз­можности оформить в соб­ственность и даже взять в аренду эти угодья, которые находятся в лесном фонде. И поэтому лицензионные участки находятся на тер­ритории традиционного пользования коренных жи­телей Оки, где открывают­ся производства. При этом ограничиваются пастбищ­ные угодья. К сожалению, пока на федеральном уров­не не отрегулирован вопрос по ТТП: согласно федераль­ному закону «О недрах», уполномоченные структуры не обязаны согласовывать с органами местного само- управления предоставле­ние участков для геоло­горазведки и добычи по­лезных ископаемых. И у органов МСУ нет полномо­чий в сфере недропользо­вания и экологии.

ВО ГЛАВУ УГЛА - СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- В одном из интер­вью вы говорили, что не­дропользователи прежде всего должны быть со­циально ответственными компаниями, вести соци­ально ориентированную политику. Не так ли?

- Работу с такими ком­паниями мы проводим не первый год. Есть у нас до­бросовестные недропользователи, с которыми мы взаимодействуем, во вся­ком случае, они пытаются понимать ситуацию, что их работа - это и социальная ответственность за терри­торию, на которой они рабо­тают. Но, к сожалению, таких добросовестных компаний не так много. На сегодня из 30 обладателей лицен­зий с нами взаимодейству­ют только четыре. На мой взгляд, общая политика в этой сфере - и на федераль­ном, и на республиканском уровнях - должна быть на­правлена на то, чтобы имен­но социальная ответствен­ность за своё дело стала установившейся политикой для любого предприятия, которое зашло работать на территорию нашего района.

- Как же, всё-таки, най­ти баланс и равновесие в Оке между экологией и экономикой, между со­хранением природы и раз­витием, ведь, как ни кру­ти, в вашем районе надо развивать экономику, в частности, туризм?

- Это очень сложный вопрос. И мы не первый год над ним думаем - как найти этот баланс. Для этого необ­ходимо внести определён­ные новшества и изменения в существующее федераль­ное и региональное зако­нодательство в части регу­лирования правоотношений на территориях традицион­ного природопользования. Совсем недавно в Орлике прошла очередная сессия райсовета депутатов, на которой принята Стратегия социально-экономического развития Окинского района до 2035 года. И основной канвой Стратегии заложе­на составляющая сохране­ния традиционного быта, хозяйствования, культуры нашей территории. Понят­но, что на традиционном хозяйствовании выстроить экономику целого района невозможно. И просто быть дотационным районом и ждать денег «сверху» – это тоже неправильно. Поэтому нужно выстраивать работу с недропользователями, зашедшими в наш рай­он, с учётом того, что эти предприятия должны быть социально ответственными и они должны работать, со­блюдая все экологические требования.

«НАШИ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМ СООБЩА»

- Ока издавна жи­вотноводческий район, и именно животновод­ство остаётся основным направлением развития вашего муниципального образования…

- Да, это так. Более 30% жителей нашего района ос­новной доход получают от животноводства, проживая далеко в горах, на отгонных пастбищах, порой не имея возможности даже раз в месяц приехать в близле­жащее село. И другого об­раза жизни у них просто нет. Это очень тяжёлый труд, когда порой элементарно нет света и возможности оперативно получить мед­помощь. У нас в Оке рас­стояние измеряется не ки­лометрами, а временем - за сколько можно доехать до определённого места.

Бывает, для того, чтобы прео­долеть 12 километров туда и об­ратно, требуется 8 часов! Но, тем не менее, мои земляки живут так, потому что это традиционный уклад и единственный источник дохода.

А ещё часть нашего населения, которая живёт в населённых пун­ктах, держит скот в личных под­ворьях - это тоже доход. Кстати, за 2017-2018 годы мы на средства из районного бюджета закупили и завезли в район 20 быков кал­мыцкой и казахской белоголовой пород для улучшения продуктив­ности скота.

- Существует ли в районе проблема со сбытом животно­водческой продукции?

- Эта проблема у нас была и остаётся: себестоимость нашей животноводческой продукции высокая. Проблема усугубляется тем, что в Оке большое количе­ство волков. Серые хищники ми­грируют с территории Монголии и наносят значительный ущерб по­головью скота. Идёт большая по­трава. И в силу этого уменьшается доход животноводов. Возникают проблемы с реализацией про­дукции, себестоимость которой увеличивается. Если говорить о переработке, то насущная необхо­димость для нас - строительство убойных мини-цехов для того, чтобы реализовывать не сырьё, а полуфабрикаты.

- Давно стоит в опрос о возобновлении авиасообщения между Орликом и Улан-Удэ…

- Авиасообщение с Улан-Удэ прекратилось в 1992 году. В 2013 году оно возобновилось и в том же году фактически прекрати­лось. Отмечу, что стоимость биле­та на самолёт даже с учётом дота­ции была высокой: на тот момент проезд на маршрутном автобу­се от Орлика до Улан-Удэ стоил 1200 рублей, а на самолёте - 4350 рублей. Сейчас необходимость в возобновлении авиасообщения есть. И этот вопрос мы будем ста­вить на самом высоком уровне: ведь 12 часов ехать до столицы Бурятии - сложный процесс.

- Современного окинского животновода сегодня трудно представить без сотового теле­фона. А сегодня Интернет дохо­дит до самых отдалённых точек района…

- Вопрос о проведении в наш район оптико-волоконной связи взял под свой личный контроль Глава Бурятии. И на сегодня ка­бель уже протянут: он уложен в грунт. Кабель дошёл до села Сая­ны, осталось завершить переходы через реки и сложные участки. По завершении будет установле­но оборудование. Сейчас на слуху вопрос с подключением сёл с на­селением от 100 до 1000 человек: когда эта программа заработает, к Интернету подключим и другие сёла.

- Матвей Валентинович, вы рассказывали о том, что ваши земляки проявляют активность и инициативу и сами помогают в строительстве социальных объектов, в том числе борцов­ских юрт, построенных методом народной стройки, участвуют в деятельности ТОСов. Не такой ли настрой окинцев на добрые дела вселяет в вас оптимизм?

- Если мы не будем смотреть в будущее с оптимизмом, мы ниче­го не добьёмся. Д ля т ого, чтобы улучшить свою жизнь, мы долж­ны работать вместе. И меня ра­дует, что мы начали решать наши проблемы сообща. И если мы в этом плане развернёмся, то будет совсем другая история.

- Что вы пожелаете жителям Бурятии и Окинского района в наступающем году?

- Традиционно мы смотрим в год грядущий с надеждой - это нужно делать всегда. Ведь от того, как ты смотришь на свою жизнь, даже в тех же сложных ус­ловиях, как ты смотришь на своё будущее из этой ситуации, зави­сит многое. Через некоторое вре­мя оптимисты продвинутся на­много вперёд, чем пессимисты. И я пожелаю жителям Бурятии, чтобы они смотрели в будущее с оптимизмом и с хорошими пер­спективами.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также