Культура 28 дек 2018 993

​Ф​антастическая «Волшебная флейта» в Геликон-опере

В Москве, в самом эпатажном, самом известном смелыми экспериментами театре Геликон-опера, получившем три года назад после реконструкции новый большой зал с технически мощно оснащенной сценой, состоялась долгожданная премьера – опера Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Спектакль удивительно радостный, яркий, веселый, с чудесными превращениями. Уже опробованные новые возможности в предыдущих постановках театра - "Садко", "Золотом петушке " и "Турандот", где коллектив театра демонстрирует свои таланты в новых технических условиях, использованы и в новой премьере. Художественный руководитель, режиссер и создатель театра Дмитрий Бертман сказал на брифинге: «мы еще и сами до конца не знаем, на что способны». Дмитрий Бертман пригласил для постановки последней и лучшей оперы-зингшпиль Моцарта талантливую команду. Создатели спектакля – режиссёр Илья Ильин и художником-постановщиком впервые выступил давний друг театра, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. В соавторстве с архитектором Агнией Стерлиговой была придумана живописная и динамичная сценография. Вместе с художником по костюмам Сашей Фроловой они создали яркое зрелищное представление.

По либретто оперы Шиканедера принц Тамино, преследуемый гигантским змеем, попадает в царство Королевы ночи, которая просит его освободить ее дочь Намину из плена колдуна Зарастро. В награду принц получит Намину в жены. И Тамино, увидевший портрет Намины, сразу влюбившись в нее, соглашается спасти любимую. Во всех приключениях Тамино сопровождает его новый друг птицелов Папагено, который тоже ищет свою возлюбленную Папагену. По пути к цели они переносят всевозможные испытания, преодолевая козни самой Королевы ночи, ее слуги мавра Моностатоса и освобождают своих возлюбленных из -под власти властителей тьмы, попав в светлый храм оказавшегося мудрым и благородным царем Зарастро. Свет и любовь торжествуют.

Режиссер Илья Ильин предложил современный взгляд на оперу: яркие костюмы, фантастические декорации и смелые образы.

Перед началом спектакля на брифинге художник – постановщик Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы сказал: На мой взгляд, «Флейта» дает большие возможности по визуальному ряду и эффектам. Я уверен, что такой «Флейты» вы еще не видели - это самое неожиданное и необычное. Мы много отсмотрели, стараясь, честно говоря, удивить. Причем не только взрослую публику, но и детскую».

«Волшебная флейта» в Геликоне будет идти в двух версиях - для взрослых в оригинале - на немецком языке- и для детей - на русском. Но диалоги в обоих вариантах идут на русском языке.

Визуальный ряд очень яркий, эпатажный. Сценография необычно крупная, масштабная, яркая и выразительная по цвету, декорации, увеличенные по размеру. Видно, что создавали их архитекторы, превратив сцену в городской Парк развлечений. Волшебные герои оперы-сказки попадают в мир технологий ХХI века. На сцене фантастические декорации -Гигантского змея изображает огромный железный серпантин паркового аттракциона «американских горок» с грохочущими кабинками, Огромная карусель изображает храм Зарастро, гигантский стакан попкорна - это трон Царицы ночи. Костюмы персонажей (Художник по костюмам Саша Фролова) изготовленные из тянущегося цветного латекса с надувными фигурными атрибутами дополняют стиль надувных игрушек, латекс помог создать поистине что-то фантастическое и великолепное. Воины охраны Королевы ночи и Зарастро в одежде пластмассовых роботов-робокопов, сам Зарастро в золотом скафандре робота на высоких котурнах. Стиль постановки -вариант фантастической киноэпопеи «Звездных войн». Много юмора и веселья заполняет атмосферу сцены.

Исполнение музыки оперы Моцарта в «Геликон-опере», как всегда, на высоте. Эффектнейшие арии делают оперу привлекательной для любой аудитории, даже не самой искушённой в музыкальном театре.

И всю фантастическую феерию на сцене освящает гениальная музыка Моцарта. Дирижер-постановщик Валерий Кирьянов с огромным пиететом относящийся к автору партитуры оперы, постарался донести до слушателей чудесную музыку в лучшем исполнении. Оркестр театра был на высоте, великая музыка Моцарта - очень сложная для исполнения при кажущейся легкости партитуры, была исполнена вполне достойно. Солисты прекрасно пели. Партия Тамино, одна из сложнейших тенорового репертуара, и солист театра Давид Посулихин великолепно исполнил и сыграл роль влюбленного героя оперы. Виртуозную партию Королевы ночи исполнила Эльвира Муллина, она обладает сильным сопрано показала великолепную вокальную технику, особенно во второй арии героини: «Ужасной мести жаждет мое сердце!» с техническими сложными колоратурными верхами. Порадовали молодые исполнители Максим Перебейнос (Папагено), Памина (Елена Епихина), Майя Барковская (Папагена) и другие участники спектакля. Хор «Геликон-оперы» (Хормейстер: Евгений Ильин) как всегда выше всяческих похвал: все им по плечу, даже Моцарт, которого они пели и танцевали, изображая техно-танец, в космических костюмах-скафандрах, похожие на робокопов.

«Волшебная флейта» — потрясающе интересная и удачная премьера! Настоящий праздник и для взрослых, и для детей!

В Бурятском оперном театре, к сожалению, эта опера не идет. Хотя возможности вокальной труппы позволяют поставить шедевр Моцарта. В труппе есть чудесное сопрано Билигма Ринчинова, она занималась с самим мэтром оперной режиссуры Борисом Покровским! Партия Королевы ночи, сверх виртуозная с колоратурными искрящимися верхами вполне по плечу молодой певице. Её триумфальное выступление с арией Королевы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта в Москве на Гала-концерте фестиваля «Видеть музыку» смелое тому подтверждение.

Роза Булытова, заслуженный работник культуры РБ.

Москва.