Культура 11 янв 2019 1166

​Журнал «Байкал» накануне нового года

Журнал «Байкал» №6 собрал под своей яркой и красочной обложкой коллектив авторов, каждый из которых самобытен и открывает для читателей своё видение окружающего мира со всем талантом, выраженным в прозаическом либо поэтическом слове. (На обложке представлена картина Владимира Поспелова «Ноябрь», 2004 г.)

Прозаическую рубрику открывает подборка рассказов Игоря Варламова «Солёная книга». Автор, родившийся в Магнитогорске – ныне живущий в Москве – в очень ёмкой форме вспоминает о событиях, происходивших с ним и его друзьями в недалёком прошлом. В большинстве своем, эти забавные истории связывает пульсирующая, а иногда и драматическая нить повествования, ведь в основе её – непростые судьбы, драматически изломанные линии жизни.

«Прошло несколько лет, и двери творческих союзов отворились сами: некоторые из нас, высоколобых, были приняты в СП, другие — в СХ. А книга ещё долго жила на выставочных подиумах и в витринах арт-салонов, пока окончательно не рассыпалась в согласии с библейским утверждением «всё вышло из праха, всё во прах и возвратится».

ГДЕ-ТО МЕЖДУ ЦИРКОМ И ТРАМВАЕМ

Екатерина Боярских — поэт и прозаик, живёт в Иркутске. Лауреат Всероссийской премии «Дебют» 2000 г., автор двух поэтических и двух прозаических книг, многочисленных публикаций в антологиях, сборниках, журналах. Её стихи, объединённые общим названием «Где-то между цирком и трамваем» – это пронзительный дневник современника, записанный поэтическим языком. Боль, отчаяние, переживания, поиск своего места в жизни – всё это сложный путь нравственного познания, который человек проходит в одиночестве, восходя к свету божественной истины, без которого невозможно истинное творчество.

По лесным декабрьским зимовьям, 

по цветным сентябрьским осеньям. 

Самым честным. Тесным. Самым горьким 

будет долгий путь до запустенья. 

В четырёх шагах от вечной ночи 

движется, слова перебирая, 

еле освещаемая точка: 

«Нету у сияния окраин».

Прозаические произведения Николая Хосомоева хорошо известны и любимы читателями. Он - член Союза писателей Бурятии, автор книг и статей по русской и бурятской литературе, профессор Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств. От его рассказов словно веет теплом, ароматами степного разнотравья, ветром над речными протоками. Рассказы повествуют о незначительных, на первый взгляд, событиях… «Колоски, лепешки, уроки пения и прочее» – общее название его подборки переносит в дни детства, которые формируют, по сути, личность.

«Лицо Серёжи посветлело, улыбнулся он:

- Прожить на земле так, чтобы никому зла не принести, никого не обидеть, не оскорбить, не унизить, нелегко, всякое бывает. Ничего нового я не открываю при этом. Добивайся своего не хитростью, воровством и ложью, а усердием, трудом. Не надо играть с людьми, актерствовать. Раз не заметили твой обман, второй раз простили… Жизнь свою на одном обмане не построишь, где-нибудь запнёшься, плохо всё это кончается… — он замолчал, о чём- то думая. — Видишь таких людей, понимаешь по разговору, что он пройдоха, корысть гложет сердце, а попадаемся на лживых словах, обещаниях, посулах. Сколько таких лохов по всей стране! Вот и пользуются аферисты доверием людей, наращивают свой капитал, строят своё богатство на нём. Не боятся греха, не задумываются о том, что когда-нибудь всё это отзовётся на детях и внуках».

«ЗВЁЗДНАЯ ТЬМА» МОЛОДОЙ ПОЭТЕССЫ

Баярма Занаева – молодая поэтесса из Улан-Удэ (в настоящее время учится в Москве). Её поэтические образы, её система передачи своего видения мира не подходят под обычные определения. Но, видимо, это и есть то самое «священное косноязычие», о котором в очерке «Разговор о Данте» Осип Мандельштам пишет, что поэт «вводит детскую заумь» и «лепет» в свой проповеднический словарь.

Почему-то всё непонятно, как в поле трава

чешет ноги, впивается, ранит — вот так непонятно,

только режет глаза эта вечная синяя тьма

в темноте твоей тихой уютной совсем прикроватной

уловима ли разница, если собрать тишину,

весь её продолжительный шёпот в днях головы,

выносимые в воздухе длины в загнанный нуль,

и забыть

и насколько реален комфорт откровенно убогий,

кропотливо копившийся метод правильно жить,

если внутренний голос не может слова, а слоги

от дробления пытаются новый язык кроить,

сделать что-то понятней зажечь фонарь,

разрушающий всю твою или же хуже тебя среду и

в конце предложения все, что пытался ты сохранять

говорит, что звёздная тьма была тебе другом.

Прозаик и драматург Игорь Корниенко из Ангарска представлен подборкой рассказов «Китайская головоломка». В целом, ткань повествования представляет собой разноцветный калейдоскоп из жизненных ситуаций. Узор мгновенно меняется, составляет иную картину, однако в их смене есть определённый алгоритм… Это переживание и ответственность автора за судьбу своих героев.

«Сердце Богатыря стало сердцем трактора — железным и бессмертным. Богатырь смотрел глазами-фарами на проносящиеся мимо машины с напуганными в них людьми. Смотрел, как быстро он мчится сквозь поток человеческой жизни, вместе с попутным ветром, вслед за солнцем… И думал о птичке-невеличке. Какая она? Как выглядит? От чего спасается и куда летит? Где найдет прибежище и спасение?».

«РОДИНКА» – ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ

В рассказе «Родинка» Александра Пономарёва подробно воссозданы реалии военного быта в одной из горячих точек. Автор, писатель из Липецка, участник событий на Северном Кавказе, описывает один из драматических эпизодов, произошедших в ходе боевых столкновений. Незначительное событие, произошедшее ещё в мирной жизни, оказывается решающим в смертельном противостоянии двух друзей, когда война развела их по разные линии огневого рубежа.

«Сценарная заявка» – так представляет автор Андрей Игумнов своё произведение «Вуаль принцессы Фатимы». Несколько необычный формат для литературного журнала можно назвать полем для экспериментов, практически ничем не ограниченным полётом фантазии автора. Ну что же, если Никита Михалков или Квентин Тарантино читают наш журнал, то, надеемся, им будет о чём задуматься…

«Наш грандиозный новогодний проект с театром закончился. Слава богу, никто не пострадал от наших усилий. Мы трудились не покладая рук. Любимая сказка Сараны «Золушка» присутствовала в нашей жизни по-особому ярко. Подождите, господа, моя-то сказка совсем другая… Мне не нравится работать так напряжённо, при этом практически не имея вознаграждения, соответствующего вложенным трудам. «По щучьему веленью» — вот моя сказка».

Так начинается повесть Дарины Самандуевой «Огоньки с угольками. Лагерная жизнь», представленная в рубрике «Non-fiction». Судьба предоставила Саржане – это подруга Дарины – шанс возглавить летний оздоровительный лагерь для детей. Очень новый для себя – и сложный путь – подруги проходят, не теряя самообладания, стараясь реализовать свои лучшие замыслы. Чтобы они ни делали – даже попадая в самые смешные и нелепые ситуации – они заботятся о детях, стараются сформировать их будущее. А это – главный итог, который выносишь после прочтения столь необычной прозы, где дневниковые записи перемежаются с лирическими, а то и общественно-политическими высказываниями, которые было бы неплохо взять на заметку педагогическому сообществу.

«НЕ ТАК И НЕДОСТАТОЧНО»

О своих философских заметках «Не то и недостаточно» сам автор, Борис Шугов – писатель, философ и публицист, родившийся в Улан-Удэ, говорит так: «Эти заметки, эссе, рассказы были написаны за небольшой срок, но вынашивались в голове долгие недели, месяцы и даже годы. Трудность не в особой изощрённости или глубине мыслей, в них заключённых, а в поиске доходчивых, и, в первую очередь, тактичных по отношению к читателю формулировок и метафор. Главная же мысль у всех и каждой из заметок одна, она же и стала их заглавием. Итак, мы не самодовольные бездельники, не запуганные трусы и не никчёмные бездари. Не все, по крайней мере. Мы просто делаем не то и недостаточно».

Известные в Бурятии краеведы Эдуард Дёмин и Александр Поздняков продолжают своё исследование (начало в №5) загадочной судьбы народовольца, сосланного в Баргузин и там же умершего от болезни. Статья «Баргузин: политический ссыльный, поэт Александр Зайднер» поднимает многие вопросы, связанные не только с пребыванием Зайднера в Баргузине, но и с фальсификацией исторических фактов. Определённые круги приложили усилия, чтобы выдать могилу народовольца – за якобы последнее пристанище национального поэта Шандора Петефи. Авторы приводят подлинные документы и свидетельства очевидцев, разоблачая эту очевидную подмену.

«После начала, без преувеличения, подвижнической библиотечной деятельности А.Н. Зайднера, при его бесспорной публичности — пребывания на виду у всего тогдашнего баргузинского общества — ещё более неприемлемыми выглядят нижеследующие поползновения нашего времени на его личность, стихи и баргузинскую память о нём. С именем и поэтическим творчеством А.Н. Зайднера окажется связанной редкая по наивности подмена: его стихи будут приписаны Шандору Петефи, как одно из неких «доказательств» пребывания великого венгра в Баргузине. Венгерская журналистка Эдит Кери по своей, можно сказать, фанатичной приверженности «сибирской легенде Петефи», усилиями некоторых бурятских и венгерских «энтузиастов» превращённой в «баргузинскую», и совершенному незнанию прошлых российских, баргузинских в особенности, реалий, повелась на соблазн приписать стихи россиянина Александра Зайднера венгру Шандору Петефи».

В номере также приведено содержание всех выпусков журнала «Байкал» за 2018 год. Можно сказать, что работа над каждым журналом была нелёгкой, ответственной, проделанной с максимальной отдачей. Вместе с тем, каждая публикация – это открытие нового, расширение горизонтов, сохранение культурной памяти.

Журнал «Байкал» трудно представить без поддержки читателей, несколько поколений которых выросли вместе с ним. Благодаря современным технологиям и возможностям сети интернет, издание завоёвывает всё большее внимание со стороны российских авторов и ценителей литературы. Остаётся пожелать в новом году не останавливаться на достигнутом, становиться всё большим центром притяжения молодых талантов, вдумчивых критиков, благодарных читателей.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ

Читайте также