Общество 8 фев 2019 1857

​​Дипломат с большой буквы

С боевым товарищем в Пули-Хумри, провинция Багдан, 1987 г.

Судьба отпустила ему до обид­ного малый жизненный срок. Полтора месяца он не дожил до своего 50-летия. Но его короткая жизнь была насыщенной, пол­на событий, которые оставили огромный след в истории Буря­тии, в памяти людей, знавших его.

Судьба стать дипломатом

- Валера родился на полтора года раньше меня – 21 марта 1959 года. Понятно, что детские годы вспоминаются какими-то ярки­ми разрозненными картинками в бесконечной череде событий, лю­дей, память о которых дорога и не проходит с годами. Бывало всякое, как в жизни многих миллионов людей. Валера всегда отличал­ся особым характером. Он всегда был при собственном мнении и верен своим принципам, но имел такой талант выстраивать взаи­моотношения с людьми и своими товарищами, что с ним считались и его уважали. Проще говоря, он был прирождённым дипломатом. Никто его этому не учил. Это было его врождённым качеством и при различных обстоятельствах жизни проявлялось всё ярче, - рассказы­вает о Валерии Базарове его млад­ший брат, ныне известный учёный, профессор, член-корреспондент РАН, директор института монголо­ведения, буддологии и тибетоло­гии Борис Базаров.

Возможно поэтому, закончив десять классов, Валерий решил поступать в МГИМО.

Учёба была нашей обязанностью

Родился Валерий в Баргузине, но школьные годы его прошли в разных районах. Его отец Вандан Бадмаевич Базаров – один из вид­ных партийных и советских работ­ников в течение 30 лет возглавлял разные партийные организации, был первым секретарём райко­мов КПСС в Баргузинском, Селен­гинском, Тункинском и Советском районе города Улан-Удэ. Позже он был з аведующим о тделом к уль­туры обкома партии. В силу этого семья постоянно перебиралась с одного места в другое, соответ­ственно меняли школы и все трое его сыновей.

- Среди братьев он отличался особым усердием в учёбе, был педантичным и очень обязательным. Учёба в школе была нашей обязанностью, которую мы все выполня­ли как долг. Учились нормально, чтили школьную науку без фана­тизма, по-детски радовались, если вдруг не заданы уроки или срыва­лось занятие. Не любили разные субботники, собрания и прочие активы, но зато походы, пионер­ские костры, военно-спортивные игры, уличные встречи, общение с друзьями составляли нашу кар­тину детства. Из братьев Валере «везло» больше: он хорошо учил­ся в школе, даже по поведению у него не было неудовлетворитель­ных оценок. За успехи в учёбе его всегда награждали похвальными грамотами, - вспоминает Борис Базаров.

Душа компании

Валерий Базаров, независимо в школе ли, в институте, всегда был душой компании.

- Всегда гордился Валерой, ког­да он играл в хоккей или футбол, был на баскетбольной площадке, а позднее - на борцовском ковре. В детстве в Гусиноозёрске самым излюбленным местом была хок­кейная коробка, на которой зимой мы играли во все мыслимые в то время спортивные игры, а с весны до осени она становилась местом футбольных сражений. Валера был хоккейным лидером в своей возрастной группе, в команде, ко­торая с переменным успехом за­щищала честь города в республи­ке. Сейчас могу смело сказать, что эта очень важная черта характера - чувство товарищества и дружбы, доставшаяся ему от отца, присут­ствовала в Валере – это чувство сидело в нём настолько глубоко и органично, что стало сутью его натуры, - рассказывает Борис Ба­заров.

В МГИМО

Вообще, идея поступить в один из самых элитных и загадочных в стране вузов в семье воспринима­лась как нереальная. Тем более для парня из на­шего далёкого региона, где практически не знали о нём. Оценки при вступительных экзаменах оказались хорошими, но уж слишком высок был проходной бал… Судьба оказалась благосклон­ной.

- Учился Валера хоро­шо, хотя хватало всего - и проблем, и успехов. Учёба была сложной, но у Валерия обнаружилась склонность к языкам. Он хорошо освоил персид­ский язык, наречия дари, фарси. Мог читать наизусть молитвы из Кора­на на персидском языке. И, как всегда, рядом с Ва­лерой было много дру­зей. Со многими позна­комился позднее, и как бы ни менялась жизнь, дружбу сохранили и ста­рались всегда быть достойными друг друга, - рассказывает Борис Базаров.

Афганистан

За полгода до окончания инсти­тута Валерию Базарову последо­вал вызов в Министерство оборо­ны, а затем – в ЦК КПСС. Там ему «предложили» поехать в Афгани­стан. Отказ предполагал соответ­ствующие выводы.

- Служба в Афганистане стала для него суровым испытанием, - продолжает рассказ Борис База­ров.

Через год он приехал на побывку уже другим человеком: жёсткий воин, без сантиментов и пьяной слезливости, без лишней болтовни о «подвигах». Оттаял позднее, ког­да женился.

Служил Валерий Базаров не в советских войсках, а в афганских, был переводчиком главного во­енного советника в афганских со­единениях и уже на марше осва­ивал тонкости языка. Такова была специфика службы переводчиков. Специалистов такой квалифи­кации, как Валерий, было очень мало. Поездил за годы службы на танках, БМП, полетал на вертолё­тах, передвигался и на осликах, но всё больше пешком, бегом. Уча­ствовал в боевых операций, за что награждён орденом Красной Звез­ды, многими советскими и афган­сками наградами.

С небольшими перерывами Ва­лерий отслужил в Афганистане до 1991 года. Одновременно работал в Агентстве печати «Новости» на самом передовом участке, в са­мой гуще событий. Кстати, именно Валерий Базаров первым из жур­налистов, взял интервью у бойцов известной девятой роты. В завер­шающий период пребывания на афганской земле он руководил корпунктом АПН в статусе ви­це-консула Генерального консуль­ства СССР в г. Мазари-Шариф.

- Он знал практически всех по­литических лидеров страны, не­смотря на то, что они сменялись, как в калейдоскопе. Кроме того, знал и тех, кто был незаметен, но не менее влиятелен, в том числе и лидеров оппозиции, - рассказыва­ет Борис Базаров.

И в Афганистане у Валерия было много друзей, братьев по оружию и перу. До конца жизни они встре­чались, поминали тех, кого уже не суждено увидеть, вспоминали эпизоды прошлой жизни во вре­мя и после войны, поддерживали друг друга, даже если и самим было трудно.

Семья

Все тяготы жизни, в том числе и в Афганистане, делила с Валерием его семья. Его супруга Валентина - дочь известного генерала Дабы Ринчиновича Цыденова.

- С Валерой познакомилась, ког­да ещё училась в 10-м классе, а он был студентом МГИМО. С пер­вых минут общения интуитивно, каким-то внутренним женским чутьём ощутила в нём родного человека. Он был верный друг, с ним было интересно и весело. Его хотелось слушать, ему были при­сущи острый ум, эрудированность, рассудительность, твёрдость характера. Мне казалось, что он зна­ет ответы на все вопросы, и всё это значительно отличало его от моих друзей - сверстников-москвичей. Много позже поняла: вот настоя­щий мужчина! За ним буду, как за каменной стеной. Такой не предаст.

Свадьба состоялась практически сразу же после демобилизации Валерия в 1983 году. До этого Ва­лентина и первая дочка Вера, тогда ещё совсем маленькая, поехали за Валерием в Афганистан. Её лю­бовь и самоотверженность и в те и в другие, не менее трудные годы, укрепляли дух, настрой, жизнен­ные мотивы Валерия не только как главы семьи, но и как уважающего себя человека. До конца, до самой смерти!

Награды Валерия Базарова 

Найти себя в новых реалиях

90-е годы прошлого столетия стали сложным испытанием для всех. Сложными были они и для Валерия. В одночасье новая власть уволила несколько тысяч журна­листов под надуманным предло­гом «принадлежность к идеоло­гической деятельности КПСС». А это цвет советской журналисти­ки! Профессионалы высочайшего уровня, люди, испытанные служе­нием стране, были уволены без выходного пособия.

Сначала была растерянность, затем мучительный поиск свое­го места в новых реалиях. Была коммерция 90-х, пришлось даже немного таксовать. Но Валерий не терял присутствия духа, не жало­вался. В 1996 году он стал помощ­ником депутата Государственной Думы от Бурятии С.П. Будажапова. Через некоторое время последо­вало приглашение на работу в Представительство Бурятии в Мо­скве. В круг обязанностей Валерия входила внешнеэкономическая деятельность, но ему приходилось заниматься самыми разными во­просами. Примечательным фактом его работы стала подготовка пер­вого соглашения Бурятии с Мон­голией, когда за несколько дней удалось согласовать 44 подписи в Правительстве РФ и Министерстве иностранных дел страны. Без пра­вительственного решения и вери­тельной грамоты МИДа документ не получил бы законной силы. В 2002 году он стал советником Пре­зидента Росгосстраха - его пригла­сил сенатор от Народного Хурала Иннокентий Егоров. В общем, всё складывалось успешно, если бы не болезнь…

- Брат казался абсолютно здоро­вым, и настроение было бодрым, - вспоминает Борис Базаров.

Валерий держался очень стой­ко, но таял на глазах. В онкологи­ческой клинике, где он проходил лечение, оснащённой по последне­му слову, опытные врачи сказали: «Мы - люди, а не боги!».

Его не стало 6 февраля 2009 года. Прощание с ним прошло до­стойно и очень трогательно.

Жизнь, прожитая не зря

- Жизнь, прожитая моим братом, не поддаётся простой оценке. В ней, как в капле воды, отразилась история нашей страны последних десятилетий. И его надо называть настоящим советским человеком, поскольку в его судьбе присут­ствует всё, чем мы жили в эти годы.

Развал СССР отозвался в душах людей по-разному. Валера оцени­вал это как чудовищную нереаль­ность. Весь этот процесс вызывал у него обострённое чувство неспра­ведливости. М не почему-то ка­жется, что время таких людей, как мой брат, обязательно настанет. В них нет квасного патриотизма, но есть глубокая уверенность, что страна будет жить и развивать­ся. Они знают, что временное го­сподство злых ветров над нашей страной пройдёт и счастье людей будет в здоровой поднимающейся нации. И такие люди, как Валера, будут способствовать приближе­нию этого времени, - считает Борис Базаров.

Герман НАМЖИЛОВ

В статье использованы мате­риалы из книги «Знаете, каким он парнем был» памяти Валерия Базарова.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ