Общество 14 фев 2019 1552

​​«Великий кинорежиссёр Евгений Шерстобитов»

«Юнга со шхуны «Колумб», «Сказка о Мальчише-Ки­бальчише», «Акваланги на дне», «Туманность Андроме­ды», «Сокровища пылающих скал», «В тридевятом цар­стве…», «Тачанка с юга», «Мятежный «Орионъ». Всем нам, особенно людям среднего и старшего возраста, известны эти фильмы. Объединяет всех их то, что они сняты одним кинорежиссёром, довольно известным в советские годы, заслуженным деятелем искусств Укра­инской ССР Евгением Фирсовичем Шерстобитовым. В его фильмографии десятки кинолент. Кроме того, Евге­ний Шерстобитов - автор многих сценариев к фильмам, в том числе и снятых им самим. Родился 19 июня 1928 года в Верхнеудинске, сообщает газета «Бурятия».

Сын красного комиссара

В официальных данных написано, что Евгений Шер­стобитов сын красного ко­миссара, погибшего от рук белогвардейцев в 1929 году.

- Скорее всего, Евгений был из семейских, - рас­сказывает известный исто­рик-краевед Бурятии Вик­тор Харитонов. – Среди них есть, или, по крайней мере, были такие фамилии. Что касается отца, то, скорее всего, он погиб во время вооружённого конфлик­та на китайско-восточной железной дороге, посколь­ку основные события на КВЖД как раз приходятся на 1929 год. И в вооружён­ном конфликте между СССР и КНР с советской стороны сражались 36-я Забайкаль­ская стрелковая дивизия и Бурятский кавалерийский эскадрон, где служили наши земляки. Среди них мог быть красный комиссар Фирс Шерстобитов. Может быть, не случайно очень часто режиссёр обращался в своих работах к погранво­йскам. В память об отце?

Из Бурятии в Ригу, а потом в Москву

Позднее, в 1932 году, Евгений вместе с мамой перебирается в столицу Латвии Ригу, тогда ещё су­веренного государства, не входящего в состав СССР, а позднее - в Москву.

После окончания шко­лы Евгений Шерстобитов учился в ремесленном училище на электрика, ра­ботал вожатым в школе и детском доме. Во ВГИК по­ступал впервые в 1953 году к Сергею Герасимову, но тот порекомендовал Евгению повременить и поступить через год на режиссёрский факультет в мастерскую Михаила Ромма, что он и сделал.

Впрочем, интерес к ак­тёрскому творчеству у него проявился гораздо раньше. В 1946-1947 годах он корот­кое время работал во вспо­могательном актёрском со­ставе театра им. Моссовета. Евгений мог вполне стать и писателем, причём детским. Так, его повесть «Акваланги на дне», ставшая основой сценария одноимённого фильма хорошо оцене­на критиками, а в архиве Шерстобитова сохранилась повесть «Трудное звено» и пьеса «Личное дело». Да и сценарий к фильму «Сказка о Мальчише-Кибальчише», написанный по повести Аркадия Гайдара, перво­начально был пьесой, а уж потом по ней был снят из­вестный фильм.

- То, что Михаил Ромм взял его к себе, неудиви­тельно, - рассказывает Вик­тор Харитонов. – Сам Ромм родился в Иркутске в семье еврейских социал-демокра­тов, отца его сослали туда за участие в революцион­ной деятельности. Позднее семья была выслана в Буря­тию, в Заиграево, где жили политические ссыльные и где отец Михаила Ром­ма врачевал. В Заиграево родилась младшая сестра Михаила Ида. Затем семья вернулась в Вильно, а в 1906 году переехала в Москву.

Встреча с школьниками

Вполне возможно, что Михаил Ромм взял в свою мастерскую Евгения Шер­стобитова ещё и потому, что он земляк. Режиссёрский талант у Евгения проявился в полной мере как награда за доверие учителя.

- Догадываюсь, почему у Евгения Шерстобитова была тяга к фантастике. Дело в том, что в Риге в те годы выходило довольно неплохое печатное издание на русском языке, которое называлось «Газета для всех». И в нём публикова­ли фантастику, в основном советскую, - Александра Беляева. И Евгений Шерсто­битов снял, на мой взгляд, очень хороший фантасти­ческий фильм «Туман­ность Андромеды», точнее, первую часть кинолен­ты - «Пленники железной звезды», - поясняет Виктор Харитонов.

Стругацкие, журнал «Байкал»

Примечательны не­сколько фактов из жизни Евгения Шерстобитова, свя­занные с известными писа­телями-фантастами брать­ями Стругацкими. Виктор Харитонов, занимаясь исто­рией публикаций братьев Стругацких, обнаружил факт их знакомства.

- Евгений Фирсович пытался снять фильм по роману Стругацких «Трудно быть Богом», - продолжа­ет рассказ Виктор Харито­нов. - Однако в 1965 году сценарий «протолкнуть» не удалось, и Шерстобитов снял фильм по роману Ива­на Ефремова «Туманность Андромеды». Стругацким фильм понравился. Вот тут-то и произошло удивитель­ное пересечение. В письме брату Аркадий Стругацкий пишет:

«1. Наехал зам. главно­го «Байкала», взял у меня вторую часть «Улитка», грозится опубликовать в 1 или 2 номере.

2. Просмотрели «Туман­ность Андромеды». Ничего, смотреть можно. Стилисти­ка романа очень удачно выражена. Молодец Шер­стобитов» (орфография со­хранена)».

Немного позднее вновь появилась надежда на экранизацию романа «Труд­но быть Богом». Но, увы, надежды не оправдались. И, как выяснилось позже, дело было не в Стругацких, которых в это время всяче­ски тормозили и склоняли именно после публикаций в журналах «Байкал» и «Ангара».

5 июля 1969 года Ар­кадий в очередной запи­ске сообщает брату: «На Довженковской студии не разрешили ставить «Трудно быть Богом» не потому что «Трудно быть Богом», а по­тому что Шерстобитову по­сле «Туманности» не разре­шают ставить фантастику».

И это удивительно, по­скольку фильм «Туман­ность Андромеды» имел огромный зрительский успех не только в СССР, но и за рубежом. К великому сожалению, «Туманность Андромеды» так и остался единственным фантасти­ческим фильмом Евгения Шерстобитова.

Во время съёмок фильма "Тачанка с юга"

После ВГИКа – в Киев

После окончания ВГИ­Ка в 1960 году, где Евгений Шерстобитов учился вме­сте с Василием Шукшиным и Андреем Тарковским, он начинает работать на ки­ностудии «Узбекфильм». В то же время сотрудничает с Центральным телевиде­нием, для которого снима­ет концертные програм­мы. Впрочем, до большого экрана его не допускали. Дебютной его работой стал фильм «Юнга со шху­ны «Колумб». Это было в 1963 году. Его приятель по институту Юрий Чулюкин (впоследствии советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, автор текстов песен, народный артист РСФСР - прим. авт.) пред­ложил Евгению поставить детский фильм по его сце­нарию. На съёмках, кото­рые проходили в Киеве, он познакомится с будущей женой - Жемой Чайкой. Она станет постоянной спутницей кинорежиссёра, примет участие во многих картинах мужа в качестве ассистента, второго режис­сёра, режиссёра по работе с актёрами, а также сыграет ряд эпизодических ролей в его фильмах.

Приехав для съёмок од­ного фильма в Киев, Евге­ний Шерстобитов останется в столице Украины на всю жизнь. После первой кино­ленты он будет работать только на киностудии име­ни А. Довженко, которой отдал 25 лет. Большая часть его фильмов посвящена детскому и приключенче­скому кино, фантастике.

Евгений Шерстобитов - автор сценариев к боль­шинству своих картин. К примеру, в основе фильма «Акваланги на дне» лежит его одноимённая повесть. Кроме того, он был авто­ром ряда документальных лент. Несмотря на занятость по основной профессии, много времени уделял об­щественной деятельности, организовывал кинопоказы для жителей украинских селений. Евгений Шерсто­битов активно помогал школам-интернатам для детей-сирот и детей, ли­шённых родительской опе­ки. Последние две картины «Проект «Альфа» (1990) и «Прорыв» (1992) сняты в жанре боевика на част­ные средства, поскольку деньги на детское кино не выделялись. С распадом СССР Евгений Шерстобитов и вовсе ушёл из профессии, перестав снимать кино. Вы­ступал с резкой критикой реформаторов, в частности, Егора Гайдара, которого на­звал «самым главным Пло­хишом», «перечеркнувшим подвиг деда», которого, кстати, считал выдающим­ся писателем и своим основным ориентиром в твор­честве. Последние годы Евгений Шерстобитов жил в Киеве.

20 октября 2008 года в возрасте 80 лет Евгений Шерстобитов ушёл из жиз­ни. Похоронен в городе, ставшем для него родным. У него остались дочь Окса­на и сын Евгений.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ