Семинар-совещание по актуальным вопросам органов местного самоуправления состоялось в Кяхте. Провели его заместитель Председателя Народного Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Лариса Крутиян и член Комитета по бюджету, налогам и финансам Валерий Цыремпилов. В совещании также приняли участие заместитель председателя Комитета территориального развития Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства РБ Леонид Мотошкин, специалисты комитетов Правительства и парламента республики, сообщает газета «Бурятия».
Открывая совещание, глава Кяхтинского района Бимба Нимаев подчеркнул важность такого рода учёбы для депутатского корпуса, руководителей муниципальных образований всех уровней, так как органы местного самоуправления после прошлогодних выборов обновились.
Вновь прибывшие депутаты и главы уже смогли войти в курс дела, ознакомиться со спецификой новой работы, а заодно оценить проблемы, которые необходимо решать ежедневно.
«Уверен, что общими усилиями при помощи совместных мероприятий будем двигаться вперёд. Муниципалитеты в республике должны развиваться, стабильно работать», - отметил Бимба Нимаев.
Этого же мнения придерживаются и депутаты Народного Хурала РБ, которые готовы оказывать всемерную поддержку органам местного самоуправления.
О прямых выборах, старостах и совмещении полномочий
Деятельность глав районов, сельских поселений, а также депутатов райсоветов сегодня регламентируется несколькими законами: наряду с хорошо известным Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» существует и 27 республиканских, что в целом, как отметила Лариса Крутиян, создаёт нормативно-правовую базу для организации местного самоуправления.
Однако, все они время от времени претерпевают изменения, в них вносятся поправки и изменения. На трёх изменениях, внесённых в прошлом году, депутат остановилась подробнее. Первый из них касался процедуры избрания глав муниципальных образований и депутатов представительных органов.
«Если ранее действовали только прямые выборы, то новая модель предусматривает вариативность, То есть выбирать глав и депутатов теперь можно и на конкурсной основе», - пояснила Лариса Крутиян.
По её словам, в республике 142 поселения пожелали выбирать по конкурсу, 95 сохранили старый метод - прямые выборы. В Кяхтинском же районе из 17 поселений семь выбрали конкурс, а 10 поселений – прямые выборы, по этому же принципу кяхтинцы избирают и главу района.
В июле 2018 года также внесено изменение в закон, касающийся института старост в сёлах. Это сделано для взаимодействия органов местного самоуправления и жителей населённых пунктов при решении вопросов местного значения. Сегодня в республике работают 22 старосты.
«В своё время в Кяхтинском районе также работал этот институт, - напомнил Валерий Цыремпилов. - Они были большими помощниками глав поселений, особенно в пожароопасный период. Пока старосты работают на общественных началах, законодательством оплата не предусмотрена. Тем не менее, в зависимости от возможности муниципалитета их труд всё же оплачивается: где-то им платят 200-500 рублей, где-то больше. Но развивать институт старост необходимо».
И, наконец, третье изменение, которое только ещё будет рассматриваться на февральской сессии Народного Хурала. Вносится поправка в закон по инициативе прокуратуры республики, и с большой долей вероятности она будет принята. Речь идёт о запрете совмещать одновременно должности руководителя местной администрации, избранного на конкурсной основе, и председателя райсовета.
Кроме того, Лариса Крутиян напомнила и об имеющихся у депутатов полномочиях, а также о подотчётности и подконтрольности руководителей муниципалитетов перед населением и депутатами.
О декларации и межбюджетных отношениях
Эти две темы вызвали наибольший интерес у депутатов и глав поселений. И это неудивительно, поскольку жизненно важны для них. Отметим, что сегодня все муниципальные образования дотационные, получают субсидии из республиканского бюджета. Так, по словам заместителя начальника отдела межбюджетных трансфертов министерства финансов РБ Марины Тугутовой, на 2019-2021 годы сумма дотаций составит более 3 млрд рублей. Поэтому в нынешних условиях без поддержки республики муниципалитетам никак не выжить. В то же время, те небольшие суммы, которые поступают в муниципалитеты, никак не покрывают их расходную часть, доходную же пополнять у многих, по большому счёту, нечем.
«Вы посмотрите на наши бюджеты, они у нас практически нулевые. Нет денег ни на благоустройство, ни на пожарную безопасность и многое другое. В последнее время появились какие-то подвижки, но этого мало», - говорит глава муниципального образования «Кударинское» Сергей Цыдыпов.
Добавим, что сегодня полномочий у сельских поселений много, но все они переданы им без финансового сопровождения в нарушение законодательства. Тогда как за любое неисполнение главами своих полномочий, как правило, следуют штрафные санкции, которые накладываются различными контрольными органами. По мнению большинства собравшихся, необходимо пересмотреть методику расчёта межбюджетных трансфертов. Кроме того, много нареканий вызывает и сам 131-й федеральный закон, который, на их взгляд, давно изжил себя.
«Многое изменилось с того периода, как он был принят», - подчеркнул Валерий Цыремпилов.
Если в центральных густонаселённых регионах страны он ещё работает, то для Сибири и Дальнего Востока он утратил свои функции, не обеспечивает развитие муниципалитетов - единодушны в своём мнении главы поселений и депутаты райсовета.
Не менее бурно прошло обсуждение вопроса по представлению депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Как отметила Лариса Крутиян, в последние годы законодательство в части борьбы с коррупциогенностью всё больше ужесточается. И обязательным элементом борьбы является подача деклараций о доходах и расходах. Но нужно ли делать это на муниципальном уровне? В этом сомневаются главы сельских поселений. Многочисленные предложения об отмене подачи деклараций муниципальными служащими в Госдуму пока получили отрицательный ответ. И вряд ли будут изменения в этом вопросе, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Подводя итоги семинара-совещания, можно отметить пользу его для всех: как для самих глав, депутатов, руководителей районных администраций, так и для депутатов республиканского парламента.
«Только совместно мы сможем найти ответы на наболевшие проблемы, выработать единый механизм, который позволит работать нам на благо наших избирателей», - сказала Лариса Крутиян.