В Комитете Народного Хурала РБ по экономической политике, природопользованию и экологии прошло рабочее совещание по теме «Об охране атмосферного воздуха в городе Улан-Удэ». «Дышать в городе нечем», «задыхаемся от смога», «на элеваторе – транспортный коллапс - невозможно дышать ни зимой, ни летом». Эти слова, сказанные парламентариями, представителями министерств и ведомств, общественности, стали лейтмотивом прошедшего совещания, сообщает газета «Бурятия».
«В связи с тем, что загрязнение воздуха в Улан-Удэ ежегодно увеличивается, что мы и наблюдаем сегодня, проблема уже назрела», - задал тон совещанию председатель профильного комитета Анатолий Кушнарёв.
«Ситуация назрела»
Со слов министра природных ресурсов РБ Вадима Кантора, по загрязнению атмосферного воздуха «динамика у нас неутешительная»: «тенденция за пятилетний период свидетельствует о том, что уровень загрязнения воздуха возрос практически по всем вредным веществам».
Парламентарий Анатолий Кушнарёв констатировал: столица Бурятии в зимний период входит в десятку самых загрязнённых городов России:
«В посёлке, где я живу, раньше по улице Бабушкина дыма не было. А сейчас подъезжаешь к заправке - пахнет углём. Дым от котельной на Силикатке чёрной сажей летит на сотые кварталы. Слышал, что стоимость квартир в этих кварталах упала. Количество транспорта в городе увеличивается. Основные загрязнители воздуха на сегодня – транспорт, котельные, которые есть в городе и других местах».
Как отметил депутат, атмосферный воздух загрязняется также за счёт переселения в город сельских жителей, которые в частном секторе столицы Бурятии топят в лучшем случае (с точки зрения экологии) дровами, а в худшем – углём. Парламентарий предостерёг: если такая негативная ситуация не изменится, может наступить момент, когда будут прекращаться авиаполёты: над Левым берегом стоит настоящий смог, закрывающий взлётную полосу.
По сообщению министра природных ресурсов республики, на территории города расположено около 40 тысяч частных жилых домов. Жители частного сектора из-за финансовых трудностей всё чаще переходят на дешёвые и «грязные» виды топлива, в том числе на низкосортный уголь. Более того, порой некоторые домовладельцы сжигают в печах бытовой мусор, включая пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, старую обувь, которые выделяют диоксины. Парламентарии поинтересовались, можно ли штрафовать таких нерадивых граждан?
Такие меры в отношении физических лиц, по словам заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Ирины Чистяковой, не предусмотрены:
«Граждане, топят котлы из-за того, что им местная власть вовремя по закону не сделала централизованное теплоснабжение. Здесь нужно исходить из того, как проблему нужно было решать. И если в этом нет вины людей, за что их наказывать?»
Ориентир - субсидирование стоимости электроэнергии
К сожалению, Бурятия не попала в федеральную программу «Чистый воздух», также наша республика не вошла в нацпроект «Экология».
Вадим Кантор подтвердил, что к числу основных источников загрязнения воздуха относится автотранспорт. Ситуацию, по данным учёных, усугубляет и то, что «свою лепту» вносят промышленные предприятия Улан-Удэ. По его словам, «самые значимые предприятия Улан-Удэ с точки зрения объёмов выбросов – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Улан-Удэнский энергетический комплекс, авиазавод, ЛВРЗ».
На резонный вопрос депутата Леонтия Красовского - «какие конкретные меры нужно предпринять?», Вадим Кантор ответил, что нужно «работать с промышленными источниками загрязнения» в той части, что недостаточно очищаются именно выбросы от промышленных предприятий». По его мнению, в частном секторе перевод отопления с угля на дрова «не решит главную проблему – по бензопирену».
«Это было предварительное совещание по состоянию атмосферного воздуха в Улан-Удэ, - резюмировал Анатолий Кушнарёв. - На деле мы ситуацию видим: дышим каждый день таким воздухом. Хотелось получить самую достоверную информацию от соответствующих ведомств – министерств природных ресурсов, транспорта и энергетики, Росприроднадзора, минздрава. И мы её получили. Проблема серьёзная. Ухудшение ситуации по воздуху очевидное. Поэтому приняли решение: провести по этой проблеме круглый стол, на котором уже на более высоком уровне отработать рекомендации и начать финансировать эту программу в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды».
Эта программа комплексная, считает Анатолий Кушнарёв, и в этом вопросе министерству природных ресурсов надо подключить соответствующие ведомства:
«Программа должна решать вопросы, во-первых, по закрытию малоэффективных, загрязняющих воздух котельных. Для этого требуется модернизировать ТЭЦ-2. По этому направлению Правительство республики работу ведёт: из федерального бюджета нужны огромные средства».
Во-вторых, надо строить социальные объекты в пригородной зоне. Как только мы начинаем их строить, поток автомобилей уменьшается. После того как была введена в строй школа в кварталах на тысячу мест, по улице Бабушкина поток машин сразу уменьшился. В-третьих, необходимо развивать электрический транспорт – трамвай. Это не только замена полотна и старых вагонов на новые, но и развитие трамвайной сети в юго-западном и юго-восточном направлениях. Также важно регулирование транспортного потока. Центр может разгрузить строительство моста через Уду. Ещё один важный вопрос: обеспечение теплом частного сектора, который на сегодня, пожалуй, - основной источник загрязнения воздуха, особенно в январе-феврале. В частном секторе надо переходить на альтернативное отопление. Для этого, поскольку газификации пока не предвидится, надо предусмотреть электроотопление: нужно и сети менять, и подстанции, а самое главное - субсидировать хозяевам частных домов стоимость электроэнергии. Ведь отапливать дома по 2,75 – 3 рубля неэффективно. Мы не можем по тарифу сравняться с Иркутской областью, но почему бы нам не довести его до полутора рублей? Есть примеры, когда ночной тариф уменьшается в два раза, и за счёт этого ночью можно отапливать дома электричеством и тем самым уменьшить загрязнение атмосферного воздуха.