Власть 22 фев 2019 838

​​Битва за чистый воздух в Улан-Удэ продолжается

В Комитете Народного Хурала РБ по экономической политике, природопользованию и экологии прошло ра­бочее совещание по теме «Об охране атмосферного воз­духа в городе Улан-Удэ». «Дышать в городе нечем», «задыхаемся от смога», «на элеваторе – транспортный коллапс - невозможно ды­шать ни зимой, ни летом». Эти слова, сказанные пар­ламентариями, представителями министерств и ведомств, общественности, стали лейтмотивом про­шедшего совещания, сообщает газета «Бурятия».

«В связи с тем, что за­грязнение воздуха в Улан-Удэ ежегодно увеличивает­ся, что мы и наблюдаем се­годня, проблема уже назре­ла», - задал тон совещанию председатель профильного комитета Анатолий Куш­нарёв.

«Ситуация назрела»

Со слов мини­стра природных ресурсов РБ Вадима Кантора, по за­грязнению атмосферного воздуха «динамика у нас неутешительная»: «тенден­ция за пятилетний период свидетельствует о том, что уровень загрязнения воз­духа возрос практически по всем вредным веществам».

Парламентарий Анатолий Кушнарёв констатировал: столица Бурятии в зимний период входит в десятку са­мых загрязнённых городов России:

«В посёлке, где я живу, раньше по улице Бабушки­на дыма не было. А сейчас подъезжаешь к заправ­ке - пахнет углём. Дым от котельной на Силикатке чёрной сажей летит на со­тые кварталы. Слышал, что стоимость квартир в этих кварталах упала. Количе­ство транспорта в городе увеличивается. Основные загрязнители воздуха на се­годня – транспорт, котель­ные, которые есть в городе и других местах».

Как отметил депутат, ат­мосферный воздух загряз­няется также за счёт пере­селения в город сельских жителей, которые в частном секторе столицы Бурятии топят в лучшем случае (с точки зрения экологии) дро­вами, а в худшем – углём. Парламентарий предосте­рёг: если такая негативная ситуация не изменится, может наступить момент, когда будут прекращать­ся авиаполёты: над Левым берегом стоит настоящий смог, закрывающий взлёт­ную полосу.

По сообщению мини­стра природных ресурсов республики, на территории города расположено около 40 тысяч частных жилых домов. Жители частного сектора из-за финансовых трудностей всё чаще пере­ходят на дешёвые и «гряз­ные» виды топлива, в том числе на низкосортный уголь. Более того, порой некоторые домовладельцы сжигают в печах бытовой мусор, включая пластико­вые бутылки, полиэтилено­вые пакеты, старую обувь, которые выделяют диок­сины. Парламентарии по­интересовались, можно ли штрафовать таких неради­вых граждан?

Такие меры в отношении физических лиц, по словам заместителя Байкальского межрегионального при­родоохранного прокурора Ирины Чистяковой, не предусмотрены:

«Граждане, топят котлы из-за того, что им местная власть вовремя по закону не сделала централизован­ное теплоснабжение. Здесь нужно исходить из того, как проблему нужно было решать. И если в этом нет вины людей, за что их нака­зывать?»

Ориентир - субсидирование стоимости электроэнергии

К сожалению, Бурятия не попала в федеральную про­грамму «Чистый воздух», также наша республика не вошла в нацпроект «Эколо­гия».

Вадим Кантор подтвер­дил, что к числу основных источников загрязнения воздуха относится автотран­спорт. Ситуацию, по данным учёных, усугубляет и то, что «свою лепту» вносят промышленные предприятия Улан-Удэ. По его словам, «самые значимые пред­приятия Улан-Удэ с точки зрения объёмов выбросов – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Улан-Удэнский энергетический комплекс, авиазавод, ЛВРЗ».

На резонный вопрос де­путата Леонтия Красовского - «какие конкретные меры нужно предпринять?», Ва­дим Кантор ответил, что нужно «работать с про­мышленными источниками загрязнения» в той части, что недостаточно очищают­ся именно выбросы от про­мышленных предприятий». По его мнению, в частном секторе перевод отопления с угля на дрова «не решит главную проблему – по бен­зопирену».

«Это было предваритель­ное совещание по состоя­нию атмосферного воздуха в Улан-Удэ, - резюмировал Анатолий Кушнарёв. - На деле мы ситуацию видим: дышим каждый день та­ким воздухом. Хотелось получить самую достовер­ную информацию от со­ответствующих ведомств – министерств природных ресурсов, транспорта и энергетики, Росприроднад­зора, минздрава. И мы её получили. Проблема серьёз­ная. Ухудшение ситуации по воздуху очевидное. Поэтому приняли решение: провести по этой проблеме круглый стол, на котором уже на более высоком уровне от­работать рекомендации и начать финансировать эту программу в рамках гос­программы «Охрана окру­жающей среды».

Эта программа ком­плексная, считает Анатолий Кушнарёв, и в этом вопросе министерству природных ресурсов надо подключить соответствующие ведом­ства:

«Программа должна ре­шать вопросы, во-первых, по закрытию малоэффек­тивных, загрязняющих воз­дух котельных. Для этого требуется модернизировать ТЭЦ-2. По этому направле­нию Правительство респу­блики работу ведёт: из фе­дерального бюджета нужны огромные средства».

Во-вторых, надо строить социальные объекты в пригородной зоне. Как только мы начинаем их строить, поток автомобилей уменьшается. После того как была введена в строй школа в кварталах на тысячу мест, по ули­це Бабушкина поток ма­шин сразу уменьшился. ­В-третьих, необходимо развивать электрический транспорт – трамвай. Это не только замена полотна и старых вагонов на но­вые, но и развитие трам­вайной сети в юго-за­падном и юго-восточном направлениях. Также важно регулирование транспортного потока. Центр может разгрузить строительство моста че­рез Уду. Ещё один важ­ный вопрос: обеспечение теплом частного сектора, который на сегодня, пожалуй, - основной источ­ник загрязнения воздуха, особенно в январе-фев­рале. В частном секторе надо переходить на альтернативное отопле­ние. Для этого, посколь­ку газификации пока не предвидится, надо предусмотреть электро­отопление: нужно и сети менять, и подстанции, а самое главное - субси­дировать хозяевам част­ных домов стоимость электроэнергии. Ведь отапливать дома по 2,75 – 3 рубля неэффективно. Мы не можем по тарифу сравняться с Иркутской областью, но почему бы нам не довести его до полутора рублей? Есть примеры, когда ночной тариф уменьшается в два раза, и за счёт этого но­чью можно отапливать дома электричеством и тем самым уменьшить загрязнение атмосферно­го воздуха. ­

Автор: Баясхалан ДАБАИН