2019 год является юбилейным для Народного Хурала, который был образован четверть века назад.Когда жители Бурятии избрали депутатов нового законодательного органа государственной власти, ставшего преемником Верховного Совета Бурятской АССР, это событие стало новым этапом в истории бурятского парламентаризма, сообщает газета «Бурятия».
Бурятия исторически зарождалась и формировалась как парламентская республика. Законодательная власть в Бурятии постепенно развивалась, становилась более опытной, закалялась в сложной политической обстановке. Неизменными оставались стремление к совершенствованию законодательства, защита интересов и прав своих избирателей, улучшение качества жизни земляков.
Серию материалов, посвящённых юбилею Народного Хурала, хотелось бы начать с воспоминаний председателей Комитета по бюджету, налогам и финансам парламента республики шести созывов.
ЧЕЛОВЕК-ГЛЫБА
Избранный в 1994 году первый состав комитета в сложных условиях переходного периода внёс неоценимый вклад в становление и развитие бюджетной политики региона. Его деятельность оставила последователям богатый опыт в области законотворчества.
Возглавил Комитет по бюджету, налогам, финансам и банкам Бато Семёнов, один из ярких политиков республики, за плечами которого в то время был большой опыт работы директором совхоза, председателем Закаменского райисполкома и главой администрации этого же района.
Немало совместных усилий Народного Хурала и Правительства Бурятии было направлено на восстановление нормальных бюджетных отношений. Бюджет 1994 года был рассмотрен на второй сессии Хурала в октябре 1994 года, хотя широко и гласно он не обсуждался с 1972 года.
Бато Цырендондокович вспоминает: «По сравнению с Верховным Советом Народный Хурал стал принципиально новым законодательным органом. Число депутатов сократилось в то время со 170 до 66. Первый созыв запомнился тем, что среди депутатов было много знаковых людей. Мои воспоминания о том времени, когда всё только начиналось, связаны с именем Владимира Бизьяевича Саганова, который был избран заместителем председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам. Выпало счастье поработать с таким человеком, учиться у него не только профессионализму, но и человеческим качествам, качествам руководителя. Когда я два неполных года был председателем, он всегда поддерживал меня. Знающий всю «кухню», в любые законопроекты он вносил много весомых, юридически правильных правок, буквально на ходу это делал. Для меня же тот период был периодом ознакомления. Это был великий человек, глыба! Я не знаю никого, кто бы достиг уровня Владимира Бизьяевича».
По истечении половины срока депутатских полномочий Семёнова выдвинули на работу в Правительство республики. И здесь он тоже приобрёл большой опыт работы.
Многое делалось впервые
После того как Семёнов в 1996 году был назначен в правительство вице-премьером - министром сельского хозяйства, оставаясь депутатом Народного Хурала (тогда закон позволял), комитет возглавил Владимир Саганов.
Депутаты комитета ежеквартально, а иногда ежемесячно, выезжали в районы республики, где проводили приём избирателей, разъясняли содержание принятых законов, таких как «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления» и других.
Председатель комитета Владимир Саганов активно участвовал в рабочих совещаниях по улучшению банковской деятельности, кредитной политики в республике, которые проводились в Улан-Удэ, Заиграевском, Селенгинском, Тункинском, Еравнинском и некоторых других районах республики. Он регулярно, по графику вёл приём граждан.
Его выступления публикуются в средствах массовой информации, он выступает в газетах с аналитическими статьями, даёт интервью о работе комитета по бюджету. При этом сам учится и успешно оканчивает курсы менеджерской подготовки Российской Академии при Президенте Российской Федерации. Его примеру следуют коллеги. Эти же курсы окончили работники комитета Бохиев и Михайлов. Консультант Виктор Бохиев, выдержав конкурс по отбору кандидатов, прошёл стажировку в Соединённых Штатах Америки по изучению бюджетного федерализма на уровне местного самоуправления, штатов и федерального уровня.
Работа депутатского корпуса первого созыва проходила в сложных социально-экономических условиях продолжающегося падения производства в промышленности, взаимных неплатежей, хронической невыплаты заработной платы в бюджетной сфере, задержек в пенсионном обеспечении, невыплаты стипендий и пособий.
Четыре года усилия законодателей были направлены на решение таких важных проблем, как стабилизация экономического положения республики, формирование бюджетной и налоговой политики.
«В первом созыве Народного Хурала было немало учителей, хозяйственников, то есть людей, вышедших из народа, хорошо знающих его нужды и действительно ответственных за свои слова и действия. Для людей большое значение имели личные качества депутатов – порядочность, профессионализм, умение держать слово, нежели экономические успехи их собственных предприятий и умение лоббировать свои интересы», - отмечал в своё время депутат Александр Карнышев.
«Прозрачный бюджет»
5 июля 1998 года состоялись выбора Народного Хурала Республики Бурятия второго созыва.
Избранный депутатский корпус вновь окунулся в пучину проблем 90-х годов. Бюджет всей республики составлял всего лишь 1,5-2 млрд рублей. Средств по-прежнему катастрофически не хватало. Задерживались выплаты зарплат, пенсий.
Но именно в этих сложных условиях депутаты Народного Хурала второго созыва выдвинули концепцию «прозрачного и бездефицитного бюджета». Главный финансовый документ республики принимали целый день. Обсуждение проходило постатейно.
«Депутаты, например, знали, сколько денег идёт на зарплату учителям в школе-интернате № 1. Все эти средства шли на конкретные цели, и никоим образом их невозможно было использовать на другое, - вспоминал Бато Семёнов, избранный народом на второй срок и вновь ставший председателем Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала. – Не все понимали важность принятия бездефицитного бюджета. Но если мы допускали дефицит, денег всё равно в конце года оказывалось столько, сколько мы и планировали. По моему мнению, нужно говорить людям: «Сегодня мы не можем выделить на это деньги, потому что сейчас у нас другие приоритеты. Через два-три года займёмся решением и ваших проблем».
По мнению Бато Цырендондоковича, в Народном Хурале должны работать люди, которые находились на конкретной хозяйственной работе, управляли районом, отвечая за население в тридцать тысяч человек, руководили хозяйством, предприятием, или занимались предпринимательством, давая работу людям, или проработали в министерствах, ведомствах, в правительстве, отвечая за конкретные участки. У таких людей мышление уже государственное.
«Другое дело, если человек, проработавший много лет заместителем, не привыкший принимать самостоятельное решение: он всегда будет вторым, никогда не станет первым. Многое, конечно, от характера человека зависит, что он может сделать во благо республики, во благо народа, в интересах дела», - отмечает Семёнов.
На счету депутатов второго созыва 251 закон, среди которых нужно особо выделить впервые принятый Закон «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002–2004 годы», который ознаменовал собой новый этап в экономическом развитии республики.
Во втором созыве была начата практика ежегодного утверждения отчёта об исполнении республиканского бюджета, что позволило парламенту более системно и целенаправленно контролировать финансовую политику. Кроме того, были приняты два новых закона – о бюджетном процессе и о бюджетной системе в РБ.
По инициативе депутатов второго созыва была создана Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, а также Совет депутатов представительных органов местного самоуправления, призванный координировать деятельность депутатов по совершенствованию нормативной правовой базы в муниципальной области.
В целом можно отметить, что депутаты Народного Хурала первого созыва в основном занимались формированием государственного устройства, работа второго созыва была направлена на совершенствование бюджетной и налоговой систем, а также экономической политики Республики Бурятия.