Эксклюзивное интервью с Зорикто ламой Батуевым, ширээтэ ламой Усть-Ордынского дацана.
Зорикто лама, какова в целом ситуация с буддизмом в Иркутской области и в Усть-Ордынском Бурятском округе в частности?
- Год от года положение буддийской церкви в Приангарье укрепляется, растет ее авторитет среди населения и в целом в обществе. Наши дацаны проводят все службы – молебны и хуралы. Согласно традиционному внутреннему распорядку, правилам и канонам, с необходимым количеством лам. И это не может не радовать нас. Храмы намаливаются. Это чувствуют наши прихожане. Они говорят, что появилась своя особая аура, чувствуется духовная атмосфера.
Буддийская традиционная Сангха в лице Усть-Ордынского, Аларского, Иркутского и Унгинского (Нукутского) дацанов ведет активную работу по сохранению и развитию бурятской культуры. Для нас задача номер один - это восстановление исторического Харанцинского дацана на Ольхоне. В первую очередь нам нужно получить участок на острове, хотя это очень сложно, учитывая особую духовную значимость, а также реальную коммерческую стоимость земельных участков. Местное население выступает за восстановление дацана, и я думаю, у нас все получится. Мы смотрим на все оптимистично, надо продолжать работу в том же ключе во благо народа.
- Какие конкретно проекты и мероприятия можете перечислить?
- Продолжая свою социальную деятельность, наш дацан выступил с инициативой наградить лучших педагогов этно-культурного образования Усть-Ордынского Бурятского округа по итогам 2018 года. В качестве призов двум отличившимся номинантам достались овцы, любезно предоставленные уважаемым Сергеем Босхоловым.
В дни Сагаалгана мы провели окружной турнир по шахматам на призы Усть-Ордынского окружного дацана совместно со спортивной школой «Тамир». Участники приехали даже с Алари и Ольхона. В будущем, проведение турниров, возможно, войдет в традицию.
Изготовили праздничные боовы в количестве 400 шт. для больных Областной детской клинической больницы. Их приготовили наши прихожанки: Хаптанова Светлана, Юлия Сандакова, Дыжитова Мария.
- Зорикто лама, Вы прочли лекцию в Ангарской воспитательной колонии. О чем Вы рассказывали?
- Конечно, о буддизме, его основах и многогранности. О ценности человеческого рождения. В целом, о пользе религиозной практики. О культуре других религий, их взаимодействии в России. Это - дети, они только вступают в жизнь и как им ее правильно прожить? Без наркотиков, табака и алкоголя. Мне самому было интересно встретиться с ними, и я понял, что они действительно испытывают интерес к религии и религиозным ценностям.
- Вы эксперт Общественной палаты Иркутской области, как складываются ваши отношения со светской властью?
- Участвую в работе различных совещаний, круглых столов, конференций, поскольку являюсь экспертом в области национальных отношений и свободы совести. Это вопросы профилактики экстремизма, межнациональной и межрелигиозной розни. Например, адаптация детей мигрантов к местному укладу. Я, конечно, будирую проблемы сохранения и развития бурятского языка и культуры. Провел от ОП круглый стол по бурятскому языку.
Со стороны властей растет понимание важности присутствия буддизма в области и даже, я бы сказал, придается особое значение этому фактору. У нас сложились максимально доброжелательные и деловые отношения с командой действующего губернатора. В первую очередь с его заместителем, руководителем Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолием Прокопьевым, мэром Баяндаевского района Анатолием Табинаевым и др.
- Ровно три года назад, 24 февраля 2016 года, новоиспеченный губернатор Сергей Левченко принял делегацию Буддийской традиционной Сангхи России, в том числе ширээтэ лам шести дацанов области. Были ли приняты реальные шаги по решению изложенных вами проблем?
- Было высказано несколько просьб и пожеланий со стороны действующих дацанов. На сегодняшний день некоторые вопросы решены, в Усть-Ордынском дацане перенесен ЛЭП с территории, возвели фундамент под школу бурятского языка, и есть распоряжение губернатора о выделении бруса на строительство. Решается вопрос по узакониванию территории Иркутского дацана, вокруг которого идет большое строительство и соответственно возникают земельные вопросы в столице области. По Аларскому дацану. Продолжается строительство нового дугана в райцентре Кутулик, а на месте исторического дацана в Алари действует дуган.
- В своей книге «Алтан ошор. Очерки по истории буддизма в Восточной Сибири» Вы пишете: «От российского буддизма ждут советов и указаний в том, как нам устроить чисто социальные или даже политические дела. Абсолютно забывается, что «Богу – Богово, а кесарю – кесарево».
- Исторически так сложилось, что буддизм взял на себя роль оплота бурятского народа, и государство понимает это и поддерживает. Руководство страны выделяет определенные средства на проекты Сангхи в лице Хамбо ламы. Соответственно, буддийское духовенство оказывает не только духовную, но и хозяйственную, и экономическую поддержку людям. Почему бы и нет? Но это надо делать только в тесном сотрудничестве со всеми уровнями власти.
- А отношения с другими конфессиями и верованиями, в первую очередь, с шаманизмом?
- Абсолютно положительные. С местными шаманами у нас добрые и братские отношения, мы трезво оцениваем ситуацию в духовном мире бурят. Мы должны вместе идти в служении народу, при этом ничего насильно не навязывая друг другу.
- Вы пишете также, что буддизм должен быть близок к православию? Как это вы видите?
- Буддизм и православие имеют много общего, например, в монастырском укладе жизни, убранстве алтарей, изображении божеств и святых. В отличие, допустим от исламской традиции. Схожи также нравственные идеалы и некоторые религиозные практики. Например, отшельничество монахов. Хотя религиозные концепции, конечно, абсолютно разные. Но в целом все религиозные системы хотят, чтобы их верующие шли к лучшему и доброму, были настроены на позитивное начало.
- Зорикто лама, а чем было вызвано написание этой книги?
- Многие люди не понимают и не знают истории распространения буддизма в Иркутской области. Почему он был так востребован в Алари и Унге? Почему он так стремительно распространился в Приангарье после принятия закона о свободе совести в 1905 году? Ведь в прошлом на его пути в Иркутскую губернию был поставлен мощный и непреодолимый заслон. Тогда даже Аларский и Кыренский дацаны напрямую подчинялись губернатору, а не Хамбо ламе. Это было вызвано геополитическими причинами.
- В отличие от Забайкалья, которое находилось в опасной близости от Китая, и в котором династия Цин официально патронировала буддизму? Зорикто лама, депутат Народного Хурала Иринчей Матханов преподнес 1 000 000 рублей на благоустройство Иволгинского дацана, многолетним спонсором которого он является. Вместе с братом Михаилом он активно помогает Аларскому и другим дацанам. Напомню, что именно наши земляки или буряты, имеющие иркутские корни, являются наиболее активными спонсорами Сангхи. Это Герман Харахинов, Баир Тушемилов, Иннокентий Николаевич Егоров, Сэсэг Шабакова, Валерий Доржиев, Иннокентий Бадраевич Дагбаев, Владимир Дмитриев, Индира Шагдарова, Валентина Урбаева и другие. Почему бы им, в первую очередь, не помогать дацанам в Приангарье? Ведь, в отличие от республики, там они не находятся в привилегированном положении?
- Я выражаю огромную благодарность всем, кто помогает дацанам, где бы они не были. Как говорится, да не оскудеет рука дающего. В буддизме есть практика даяния, считается, что человек, жертвуя свои средства и время на благотворительность, приносит пользу людям и улучшает свою карму. Действительно, наши дацаны в Иркутской области и, особенно на территории округа, очень сильно нуждаются в финансовой поддержке. Нам помогает в основном простой народ и, конечно, речь о больших суммах не может идти. Этих денег хватает только на текущие расходы. К сожалению, тесные отношения с диаспорой в Улан-Удэ у нас пока не сложились.
- Кроме отношений между Аларским землячеством и Аларским дацаном.
- Да, согласен. Но, сказывается территориальное разделение, они живут здесь, а мы там. И все же я надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Если кто-то из наших земляков готов помочь нам, то можно зайти на наши сайты, группы в соцсетях, мессенджерах или дозвониться до нас. Хотел бы обратиться ко всем нашим землякам, ко всем читателям старейшей газеты «Буряад унэн». Завершается праздник Белого месяца, желаю вам душевного равновесия, крепкого физического здоровья! Будьте сильны духом и не теряйте созидания! Сагаалганаар!
Фото из личного архива Зорикто Батуева