Общество 27 фев 2019 2585

​​Иркутские дацаны сегодня

Эксклюзивное интервью с Зорикто ламой Батуевым, ширээтэ ламой Усть-Ордынского дацана.

Зорикто лама, какова в целом ситуация с буддизмом в Иркутской области и в Усть-Ордынском Бурят­ском округе в частности?

- Год от года положение буддийской церкви в Приангарье укрепляется, рас­тет ее авторитет среди населения и в целом в обществе. Наши дацаны про­водят все службы – молебны и хуралы. Согласно традиционному внутренне­му распорядку, правилам и канонам, с необходимым количеством лам. И это не может не радовать нас. Храмы нама­ливаются. Это чувствуют наши прихо­жане. Они говорят, что появилась своя особая аура, чувствуется духовная ат­мосфера.

Буддийская традиционная Сангха в лице Усть-Ордынского, Аларского, Иркутского и Унгинского (Нукутского) дацанов ведет активную работу по со­хранению и развитию бурятской куль­туры. Для нас задача номер один - это восстановление исторического Харан­цинского дацана на Ольхоне. В первую очередь нам нужно получить участок на острове, хотя это очень сложно, учи­тывая особую духовную значимость, а также реальную коммерческую сто­имость земельных участков. Местное население выступает за восстановле­ние дацана, и я думаю, у нас все полу­чится. Мы смотрим на все оптими­стично, надо продолжать работу в том же ключе во благо народа.

- Какие конкретно проекты и ме­роприятия можете перечислить?

- Продолжая свою социальную дея­тельность, наш дацан выступил с ини­циативой наградить лучших педагогов этно-культурного образования Усть-Ордынского Бурятского округа по ито­гам 2018 года. В качестве призов двум отличившимся номинантам достались овцы, любезно предоставленные ува­жаемым Сергеем Босхоловым.

В дни Сагаалгана мы провели окружной турнир по шахматам на при­зы Усть-Ордынского окружного дацана совместно со спортивной школой «Та­мир». Участники приехали даже с Ала­ри и Ольхона. В будущем, проведение турниров, возможно, войдет в тради­цию.

Изготовили праздничные боовы в количестве 400 шт. для больных Об­ластной детской клинической больни­цы. Их приготовили наши прихожанки: Хаптанова Светлана, Юлия Сандакова, Дыжитова Мария.

- Зорикто лама, Вы прочли лек­цию в Ангарской воспитательной колонии. О чем Вы рассказывали?

- Конечно, о буддизме, его основах и многогранности. О ценности чело­веческого рождения. В целом, о поль­зе религиозной практики. О культуре других религий, их взаимодействии в России. Это - дети, они только всту­пают в жизнь и как им ее правильно прожить? Без наркотиков, табака и алкоголя. Мне самому было интерес­но встретиться с ними, и я понял, что они действительно испытывают ин­терес к религии и религиозным цен­ностям.

- Вы эксперт Общественной пала­ты Иркутской области, как склады­ваются ваши отношения со светской властью?

- Участвую в работе различных со­вещаний, круглых столов, конферен­ций, поскольку являюсь экспертом в области национальных отношений и свободы совести. Это вопросы про­филактики экстремизма, межнацио­нальной и межрелигиозной розни. На­пример, адаптация детей мигрантов к местному укладу. Я, конечно, будирую проблемы сохранения и развития бу­рятского языка и культуры. Провел от ОП круглый стол по бурятскому языку.

Со стороны властей растет понима­ние важности присутствия буддизма в области и даже, я бы сказал, прида­ется особое значение этому фактору. У нас сложились максимально добро­желательные и деловые отношения с командой действующего губернатора. В первую очередь с его заместителем, руководителем Усть-Ордынского Бу­рятского округа Анатолием Проко­пьевым, мэром Баяндаевского района Анатолием Табинаевым и др.

- Ровно три года назад, 24 фев­раля 2016 года, новоиспеченный губернатор Сергей Левченко при­нял делегацию Буддийской тра­диционной Сангхи России, в том числе ширээтэ лам шести дацанов области. Были ли приняты реаль­ные шаги по решению изложенных вами проблем?

- Было высказано несколько просьб и пожеланий со стороны действую­щих дацанов. На сегодняшний день некоторые вопросы решены, в Усть-Ордынском дацане перенесен ЛЭП с территории, возвели фундамент под школу бурятского языка, и есть рас­поряжение губернатора о выделении бруса на строительство. Решается во­прос по узакониванию территории Ир­кутского дацана, вокруг которого идет большое строительство и соответ­ственно возникают земельные вопро­сы в столице области. По Аларскому дацану. Продолжается строительство нового дугана в райцентре Кутулик, а на месте исторического дацана в Ала­ри действует дуган.

- В своей книге «Алтан ошор. Очерки по истории буддизма в Вос­точной Сибири» Вы пишете: «От российского буддизма ждут советов и указаний в том, как нам устроить чисто социальные или даже полити­ческие дела. Абсолютно забывается, что «Богу – Богово, а кесарю – кеса­рево».

- Исторически так сложилось, что буддизм взял на себя роль оплота бу­рятского народа, и государство пони­мает это и поддерживает. Руководство страны выделяет определенные сред­ства на проекты Сангхи в лице Хамбо ламы. Соответственно, буддийское духовенство оказывает не только ду­ховную, но и хозяйственную, и эконо­мическую поддержку людям. Почему бы и нет? Но это надо делать только в тесном сотрудничестве со всеми уров­нями власти.

- А отношения с другими конфес­сиями и верованиями, в первую оче­редь, с шаманизмом?

- Абсолютно положительные. С местными шаманами у нас добрые и братские отношения, мы трезво оце­ниваем ситуацию в духовном мире бу­рят. Мы должны вместе идти в служе­нии народу, при этом ничего насильно не навязывая друг другу.

- Вы пишете также, что буддизм должен быть близок к правосла­вию? Как это вы видите?

- Буддизм и православие имеют много общего, например, в монастыр­ском укладе жизни, убранстве алта­рей, изображении божеств и святых. В отличие, допустим от исламской традиции. Схожи также нравственные идеалы и некоторые религиозные практики. Например, отшельничество монахов. Хотя религиозные концеп­ции, конечно, абсолютно разные. Но в целом все религиозные системы хотят, чтобы их верующие шли к лучшему и доброму, были настроены на позитив­ное начало.

- Зорикто лама, а чем было вызва­но написание этой книги?

- Многие люди не понимают и не знают истории распространения буд­дизма в Иркутской области. Почему он был так востребован в Алари и Унге? Почему он так стремительно распро­странился в Приангарье после приня­тия закона о свободе совести в 1905 году? Ведь в прошлом на его пути в Иркутскую губернию был поставлен мощный и непреодолимый заслон. Тог­да даже Аларский и Кыренский дацаны напрямую подчинялись губернатору, а не Хамбо ламе. Это было вызвано гео­политическими причинами.

- В отличие от Забайкалья, кото­рое находилось в опасной близости от Китая, и в котором династия Цин официально патронировала буд­дизму? Зорикто лама, депутат На­родного Хурала Иринчей Матханов преподнес 1 000 000 рублей на бла­гоустройство Иволгинского дацана, многолетним спонсором которого он является. Вместе с братом Миха­илом он активно помогает Аларско­му и другим дацанам. Напомню, что именно наши земляки или буряты, имеющие иркутские корни, являют­ся наиболее активными спонсорами Сангхи. Это Герман Харахинов, Баир Тушемилов, Иннокентий Николае­вич Егоров, Сэсэг Шабакова, Вале­рий Доржиев, Иннокентий Бадрае­вич Дагбаев, Владимир Дмитриев, Индира Шагдарова, Валентина Ур­баева и другие. Почему бы им, в пер­вую очередь, не помогать дацанам в Приангарье? Ведь, в отличие от республики, там они не находятся в привилегированном положении?

- Я выражаю огромную благодар­ность всем, кто помогает дацанам, где бы они не были. Как говорится, да не оскудеет рука дающего. В буддизме есть практика даяния, считается, что человек, жертвуя свои средства и вре­мя на благотворительность, приносит пользу людям и улучшает свою карму. Действительно, наши дацаны в Иркут­ской области и, особенно на террито­рии округа, очень сильно нуждаются в финансовой поддержке. Нам помогает в основном простой народ и, конечно, речь о больших суммах не может идти. Этих денег хватает только на текущие расходы. К сожалению, тесные отноше­ния с диаспорой в Улан-Удэ у нас пока не сложились.

- Кроме отношений между Алар­ским землячеством и Аларским да­цаном.

- Да, согласен. Но, сказывается тер­риториальное разделение, они живут здесь, а мы там. И все же я надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Если кто-то из наших земляков го­тов помочь нам, то можно зайти на наши сайты, группы в соцсетях, мес­сенджерах или дозвониться до нас. Хотел бы обратиться ко всем нашим землякам, ко всем читателям старей­шей газеты «Буряад унэн». Заверша­ется праздник Белого месяца, желаю вам душевного равновесия, крепкого физического здоровья! Будьте сильны духом и не теряйте созидания! Сагаал­ганаар!

Фото из личного архива Зорикто Батуева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ