Усилия государственной власти по улучшению условий жизни людей тесно связано с деятельностью органов местного самоуправления. И по «закону сообщающихся сосудов» достижение поставленных целей зависит от согласованных действий государственных органов власти и руководства муниципалитетов. В конце концов, людям без разницы кто виноват в том, что нет нормальной питьевой воды, дорог или учреждений социальной инфраструктуры. Поэтому вопрос отношения между органами местного самоуправления и органами центральной власти был и остаётся в повестке дня учёных и практиков разных стран мира, сообщает газета «Бурятия».
Как известно, есть четыре модели организации МСУ. Первая – англо-саксонская в США, Великобритании, Канаде, Австралии. Вторая - континентальная во Франции, Испании, Италии. И третья - смешанная. Если совсем не углубляться в детали организации МСУ в разных странах и континентах, то основным фактором, определяющим особенности организации МСУ в этих государствах, является присутствие федеральной власти в деятельности органов местного самоуправления.
В англо-саксонской модели определяющим является принцип автономной самостоятельности местной власти от центральных (федеральных) органов власти, то есть минимальное вмешательство государства в деятельность муниципалитетов. В континентальной модели местного самоуправления характерен сильный административный контроль за местным самоуправлением со стороны государства. Для третьей, смешанной системы МСУ в ФРГ, Австрии, Японии, характерно, что территориальные органы местного самоуправления являются децентрализованными частями единого государственного механизма. При этом государство делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо действуют от имени государств в рамках делегированных им полномочий. Если кратко, это основные особенности взаимоотношений разных систем местного самоуправления с центральной, то есть федеральной властью.
Но была ещё и советская система местного самоуправления, где через партийные органы в местных советах депутатов обеспечивалось представительство разных слоёв общества. А реальная хозяйственная деятельность и решение местных вопросов во многом обеспечивались за счёт предприятий, в том числе колхозов и совхозов.
В 2003 году в Российской Федерации принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Со времени принятия вышеназванного закона в него 143 раза вносились изменения, при этом поправки носили не «точечный характер». В 2014 году внесенные изменения в базовый закон о МСУ касались 23 статей закона, в том числе и способа избрания главы муниципального образования. Поэтому поиски повышения эффективности деятельности органов местного само- управления были и будут не только у нас в республике, но и в других регионах страны, и не только.
Если ещё раз вернуться к мировой практике деятельности муниципалитетов, то и там не утихают теоретические дискуссии и практические споры по перспективе дальнейшего развития местного самоуправления.
В Тарбагатайском и Курумканском районах главы районов избирались всем населением, но при этом являлись председателями районных советов. В Муйском районе был эксперимент по формированию районного совета посредством делегирования уже избранных депутатов местных советов и глав поселений в состав районного совета.
Таким образом, даже такой короткий перечень экспериментов по способу избрания или формирования руководящих органов МСУ показывает, что это тема была и будет востребована. И диктуется это меняющейся социально-экономической обстановкой в стране, регионе или утверждением руководством страны долгосрочных программ и проектов.
Поэтому усилия органов государственной власти по их исполнению должны подкрепляться грамотной и ответственной работой на местах, без этого не будет полновесного результата. И сегодняшняя постановка вопроса о конкурсном отборе глав районов в отдельных районах республики – это не «реформаторский зуд». Причина по-прежнему в слабой эффективности деятельности органов местного самоуправления, и не только у нас в республике. И поэтому периодически в разных регионах страны появляются предложения по реформированию системы местного самоуправления.
На Сахалине в начале 2000 годов дошли до Верховного суда Российской Федерации и доказали, что для них наиболее подходит одноуровневая система МСУ. В Пермском крае губернатор Максим Решетников уже в 2018 году вновь инициировал вопрос о переходе на одноуровневую модель местного самоуправления. При этом одним из веских аргументов в пользу предлагаемых изменений было то, что в большом количестве органов местного самоуправления Пермского края до 80 % расходов – это расходы на собственную заработную плату сотрудников. При этом собственные доходы у муниципалитетов небольшие, если не сказать мизерные. Знакомая картина и для Бурятии, ведь и у нас в ряде районов подобное положение дел. Но просто так взять и изменить правила организации местного самоуправления невозможно. В Российской Федерации законодательно установлена двухуровневая система МСУ, и при этом оно не входит в систему органов государственной власти. И поэтому споры и дискуссии с мест доходят до разбирательств в Верховном суде и Конституционном суде страны. И делать из этого далеко идущие выводы не стоит, нужно учиться жить в правовом государстве. А проблемы в жизни людей в муниципалитетах нужно решать «здесь и сейчас». Поэтому поиск механизмов повышения эффективности деятельности местной власти продолжается.
Например, стремительное развитие тосовского движения ведь ни у кого это не вызывает отторжения. Наоборот, Бурятия - один из лидеров тосовского движения в стране.
Первое – повышается роль и место районного совета депутатов, поскольку именно райсовет создаёт конкурсную комиссию и ставит окончательную точку в вопросе о руководителе района. При этом усиливаются контрольные функции депутатских комиссий и всего районного совета за деятельностью районной администрации.
И второе – Глава, Правительство республики, на паритетных началах участвуя в конкурсной комиссии по отбору кандидатуры будущего главы района, напрямую берут на себя ответственность за результаты его деятельности. Об этом я пишу и доказываю, имея опыт работы в органах местного самоуправления в самые сложные 90-е годы. А также опыт работы председателя профильного комитета второго созыва (1998-2002 гг.) Народного Хурала Республики Бурятия. Это был период активной разработки и утверждения республиканского законодательства по организации местного самоуправления.
Цыденжап БАТУЕВ, доктор исторических наук
Фото Анны Огородник