Власть 14 мар 2019 990

​​В Бурятии продолжается реформирование местного самоуправления

Усилия государственной власти по улучшению условий жизни людей тесно связано с деятельностью органов местного самоуправления. И по «закону сообщающихся сосудов» достижение поставленных целей зависит от согласованных дей­ствий государственных органов власти и руководства муниципа­литетов. В конце концов, людям без разницы кто виноват в том, что нет нормальной питьевой воды, дорог или учреждений со­циальной инфраструктуры. Поэтому вопрос отношения между органами местного самоуправ­ления и органами центральной власти был и остаётся в повест­ке дня учёных и практиков раз­ных стран мира, сообщает газета «Бурятия».

Как известно, есть четыре модели организации МСУ. Пер­вая – англо-саксонская в США, Великобритании, Канаде, Австра­лии. Вторая - континентальная во Франции, Испании, Италии. И тре­тья - смешанная. Если совсем не углубляться в детали организа­ции МСУ в разных странах и кон­тинентах, то основным фактором, определяющим особенности орга­низации МСУ в этих государствах, является присутствие федераль­ной власти в деятельности орга­нов местного самоуправления.

В англо-саксонской модели определяющим является принцип автономной самостоятельности местной власти от центральных (федеральных) органов власти, то есть минимальное вмешательство государства в деятельность муниципалитетов. В континен­тальной модели местного само­управления характерен сильный административный контроль за местным самоуправлением со стороны государства. Для тре­тьей, смешанной системы МСУ в ФРГ, Австрии, Японии, характер­но, что территориальные органы местного самоуправления явля­ются децентрализованными ча­стями единого государственного механизма. При этом государство делегирует часть своих полно­мочий органам местного само­управления. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты са­моуправления, либо действуют от имени государств в рамках деле­гированных им полномочий. Если кратко, это основные особенности взаимоотношений разных систем местного самоуправления с цен­тральной, то есть федеральной властью.

Но была ещё и советская си­стема местного самоуправления, где через партийные органы в местных советах депутатов обе­спечивалось представительство разных слоёв общества. А реальная хозяйственная деятельность и решение местных вопросов во многом обеспечивались за счёт предприятий, в том числе колхо­зов и совхозов.

В 2003 году в Российской Фе­дерации принят Закон «Об общих принципах организации местно­го самоуправления». Со времени принятия вышеназванного закона в него 143 раза вносились измене­ния, при этом поправки носили не «точечный характер». В 2014 году внесенные изменения в базовый закон о МСУ касались 23 статей закона, в том числе и способа избрания главы муниципального образования. Поэтому поиски по­вышения эффективности деятель­ности органов местного само- управления были и будут не толь­ко у нас в республике, но и в дру­гих регионах страны, и не только.

Если ещё раз вернуться к ми­ровой практике деятельности муниципалитетов, то и там не утихают теоретические дискуссии и практические споры по перспек­тиве дальнейшего развития мест­ного самоуправления.

В Тарбагатайском и Курум­канском районах главы районов избирались всем населением, но при этом являлись председате­лями районных советов. В Муй­ском районе был эксперимент по формированию районного совета посредством делегирования уже избранных депутатов местных советов и глав поселений в состав районного совета.

Таким образом, даже такой короткий перечень эксперимен­тов по способу избрания или формирования руководящих органов МСУ показывает, что это тема была и будет востребована. И дик­туется это меняющейся социаль­но-экономической обстановкой в стране, регионе или утверждени­ем руководством страны долго­срочных программ и проектов.

Поэтому усилия органов госу­дарственной власти по их испол­нению должны подкрепляться грамотной и ответственной рабо­той на местах, без этого не будет полновесного результата. И сегодняшняя постановка вопроса о конкурсном отборе глав районов в отдельных районах республики – это не «реформаторский зуд». Причина по-прежнему в слабой эффективности деятельности ор­ганов местного самоуправления, и не только у нас в республике. И поэтому периодически в раз­ных регионах страны появляются предложения по реформиро­ванию системы местного самоуправления.

На Сахалине в начале 2000 годов дошли до Верховного суда Российской Федерации и дока­зали, что для них наиболее под­ходит одноуровневая система МСУ. В Пермском крае губернатор Максим Решетников уже в 2018 году вновь инициировал вопрос о переходе на одноуровневую мо­дель местного самоуправления. При этом одним из веских аргу­ментов в пользу предлагаемых изменений было то, что в боль­шом количестве органов местного самоуправления Пермского края до 80 % расходов – это расходы на собственную заработную плату сотрудников. При этом собствен­ные доходы у муниципалитетов небольшие, если не сказать ми­зерные. Знакомая картина и для Бурятии, ведь и у нас в ряде рай­онов подобное положение дел. Но просто так взять и изменить правила организации местного самоуправления невозможно. В Российской Федерации законо­дательно установлена двухуров­невая система МСУ, и при этом оно не входит в систему органов государственной власти. И поэ­тому споры и дискуссии с мест доходят до разбирательств в Вер­ховном суде и Конституционном суде страны. И делать из этого далеко идущие выводы не стоит, нужно учиться жить в правовом государстве. А проблемы в жизни людей в муниципалитетах нужно решать «здесь и сейчас». Поэтому поиск механизмов повышения эффективности деятельности мест­ной власти продолжается.

Например, стремительное раз­витие тосовского движения ведь ни у кого это не вызывает отторжения. Наоборот, Бурятия - один из лидеров тосовского движения в стране.

Первое – повышается роль и место районного совета депута­тов, поскольку именно райсовет создаёт конкурсную комиссию и ставит окончательную точку в во­просе о руководителе района. При этом усиливаются контрольные функции депутатских комиссий и всего районного совета за де­ятельностью районной админи­страции.

И второе – Глава, Правитель­ство республики, на паритетных началах участвуя в конкурсной комиссии по отбору кандида­туры будущего главы района, напрямую берут на себя ответственность за результаты его де­ятельности. Об этом я пишу и доказываю, имея опыт работы в органах местного самоуправле­ния в самые сложные 90-е годы. А также опыт работы председате­ля профильного комитета второго созыва (1998-2002 гг.) Народного Хурала Республики Бурятия. Это был период активной разработки и утверждения республиканского законодательства по организации местного самоуправления.

Цыденжап БАТУЕВ, доктор исторических наук

Фото Анны Огородник

Читайте также