Власть 21 мар 2019 825

​​«Этнообразование для всех»: к процессу призвали присоединиться национальные общественные организации Бурятии

В республике проживает более 167 национальностей и этнических групп, и задача сохранения этого многообразия неотделима от образовательного аспек­та. Как показал специальный мониторинг, работа в этом направлении проводится достаточно большая, но при этом не но­сит системный характер. Учителя сами разрабатывают учебники и учебные по­собия, но они не сертифицированы, а про­цент охвата школьников не столь значи­телен, сообщает газета «Бурятия».

На базе Бурятского республиканско­го института образовательной политики (БРИОП) состоялась диалоговая площадка «Стратегия и механизмы развития регио­нального этнокультурного образования». Организаторы мероприятия решили обозначить проблемы, а также приоритетные направления области совместно с пред­ставителями правительства, депутатами Народного Хурала, национальными обще­ственными организациями, а также педа­гогами и руководством образовательных учреждений республики.

Министр образования Баир Жалсанов отметил, что в Бурятии необходимо реали­зовать единую концепцию развития этно­культурного образования, создания новых, современных учебно-методических ком­плектов.

«Очень важно, чтобы эта задача лег­ла не только на учителей, но чтобы в этой работе приняли участие национальные и межнациональные общественные органи­зации», - отметил министр.

Участники дискуссии рассказали о соб­ственном опыте, проблемах в их деятельно­сти, а также выдвинули свои предложения. В частности, председатель РОО «Ассоциа­ция Дом дружбы народов Бурятии» Сажида Баталова поведала о том, что у Татарстана свои региональные стандарты по татар­скому языку и учебные пособия, которые можно поставлять в Бурятию для обучения детей. Прозвучало и предложение создать УМК (учебно-методический комплект) по этнокультурному образованию в двух вари­антах – интегрированный курс по истории и культуре всех народов, живущих в Буря­тии, и углублённый - по истории и культуре каждого народа. Все согласились с тем, что в этой работе нужно придерживаться вы­сокого научного уровня, с привлечением вузов и научных центров республики.

Ректор БРИОП Владимир Цыренов при­знался, что основную цель - донести до заинтересованной общественности необхо­димость единой концепции в этнообразо­вании им удалось.

«Нашу идею министр образования под­держал. Мы формируем новое поколение людей, которые через несколько лет войдут во взрослую жизнь, и важно, каким образом они будут взаимодействовать на межкуль­турном уровне. В этой связи мы предложи­ли интегрировать усилия общественности, органов власти и образовательных органи­заций, чтобы помочь школам, в том числе и в разработке специальных УМК, - рассказал Владимир Цыренов. - Мы понимаем, что есть другие предметные области, такие как литература, история, география. Через них мы тоже можем включать этнокультурный компонент. Для этого нужны методические материалы. Я считаю, нашей диалоговой площадкой мы добились понимания от разных представителей этнических групп, удалось всех выслушать. Нужно найти об­щие точки соприкосновения и выработать общую позицию, которая выражается в на­шей резолюции, которую мы будем дора­батывать».

По его словам, быстро решить пробле­му охвата и системности этнообразования при наличии других проблем в образова­тельной сфере достаточно сложно.

«Но это не значит, что мы не должны ничего делать. Лучше поздно, чем никогда. В противном случае, мы столкнёмся с про­блемами, в том числе и межкультурного взаимодействия и напряжённости», - отметил директор.

Следующий этап - формирование ра­бочих творческих групп, которые займутся разработкой УМК. В них войдут педаго­ги-практики, методисты, представители общественных групп. Учебные пособия, методические комплекты должны формиро­вать только специалисты-профессионалы.

Казачий корпус

Атаман казачьего общества «Верхне­удинское» Борис Бородин признался, что впервые участвовал в мероприятии, на ко­тором рассматривался вопрос этнокультур­ного образования.

«К примеру, у нас есть ряд образова­тельных организаций, в них занимается порядка 600 детей, но это всё происходит опытно-экспериментальным путем. Ка­кой-то научно-обоснованной и исторически верной концепции пока, к сожалению, нет. Поэтому мы обеими руками за предложение. Я бы поблагодарил всех наших каза­ков, учителей, историков, занимающихся казачьей темой. Оказывается, сейчас даже вузы не изучают историю казачества, - ска­зал Борис Бородин. - Это провал государ­ственной политики по отношению к каза­кам. Поэтому важно, чтобы историческая правда была восстановлена».

В разработке УМК по казачеству, по его словам, можно отталкиваться от опыта старообрядцев, выпустивших образова­тельные продукты по культуре семейских. Казаки Бурятии изучили опыт Кубани: там 26 казачьих корпусов. А на Дону 8 казачьих корпусов и 26 казачьих школ. Масштабы совершенно иные, но и поддержка государ­ства другая.

«Мы тоже на это рассчитываем. Допу­стим, Селенгинская школа-интернат гото­ва стать казачьим корпусом. Пока что все инициативы идут снизу», - сказал казачий атаман.

Земля и люди

Президент региональной общественной организации «Ассоциация коренных мало­численных народов севера Бурятии» Вла­димир Аюшеев рассказал о ландшафтном подходе в этнополитике и этнообразовании.

«Уровень жизни населения определя­ется взаимодействием двух компонентов - земли и народов, её населяющих. Именно это взаимодействие мы должны вырабаты­вать через ландшафтную политику. Нужно выработать принципиально новый подход к человеческому сообществу, раскрыть его потенциал. Для этого всё есть - мощное тенгрианское наследие, буддийские подходы, опыт старожильческого русского на­селения, семейских, других народов нашей республики. На базе всего уникального, что есть на нашей земле, создать новые образо­вательные гуманитарные подходы. Многие, может быть, ещё не осознали, но процесс пошёл. Благодаря организаторам площад­ки, Министерству образования он уже начи­нает обретать более плановый, программ­ный ход. Сейчас наша задача - двигаться дальше. Чем быстрее, тем лучше», - уверен Владимир Аюшеев.

Фото Анны Огородник

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также