22 марта открылся фестиваль традиционных обрядов бурят «Буряад хунэй юртэмсэ». Народный фольклорный этнический ансамбль «Наран-Гоохон» представил зрителям обряд западных бурят «Шулэн», который проводят после появления на свет младенца. Он считался одним из основных в жизненном цикле человека, т.к. после проведения всех ритуальных частей ребёнку дают имя, сообщает ИА Буряад Yнэн.
Республиканский центр народного творчества запустил такой фестиваль впервые. В течение года коллектив центра проведёт ряд реконструкций различных обрядов. Ансамбль «Наран-Гоохон» неслучайно выбрал обряд «Шулэн» для открытия фестиваля, ведь его проводят в самом начале жизни.
Это большой праздник для семьи. Он состоит из четырёх этапов: закапывают послед ребёнка, брызгают тарасуном (молочным вином), укладывают новорождённого в люльку и, в самом конце, выбирают имя малышу.
«Хозяин дома, его близкие и родственники готовились к обряду «Шулэн» заблаговременно. Забивали барана и бычка, приглашали родственников, гостей и соседей. После этого люди собирались в юрте, а в тёплое время года у костра и праздновали. Блюда были национальными и искусно сваренными», - рассказывает Дарима Дашиева, специалист отдела нематериального культурного наследия РЦНТ.
На столе стоит вареное мясо, саламат и прочая белая пища - всё это необходимо для проведения обряда
Артистка «Наран-Гоохон» Октябрина Маханова рассказывает, что послед -это место, где в утробе матери находится ребёнок. После его рождения этот так называемый мешок могли даже сушить, чтобы сохранить на долгие годы.
Артистка ансамбля «Наран-Гоохон» Октябрина Маханова
«Моя бабушка хранила пупок в медальоне и всю жизнь его носила. А некоторые сразу на второй или третий день этот мешок хоронят. Раньше буряты в кальсоны отца заворачивали послед и закапывали», - делится Октябрина Маханова
По словам артистки, после захоронения последа необходимо брызнуть тарасуном. Затем родители новорождённого спрашивают разрешения у приглашенного народа, можно ли младенца положить в колыбель.
Молодая семья приглашает не только родственников и соседей, но и шамана. Старейшина рода привязывает «тоонто» в мешочке над головой новорождённого. Он может висеть на кроватке много лет, пока ребёнок не повзрослеет.
Родственники и близкие друзья семьи дарят подарки, в их число входят скот, серебро или золотые монеты. Затем происходит обряд наречения имени. Обычно имя предлагает старейшина рода, а окончательное слово уже за гостями.
Считается, что обряд «Шулэн» защитит ребёнка от злых духов. Произнесённые шаманом пожелания, направлены богам и предкам, чтобы они присматривали за ребёнком, пока тот растёт.
В кальсоны отца новорождённого заворачивают послед с другими ритуальными атрибутами
Старейшина рода предлагает имя для новорождённого
Родственница даёт родителям мешочек с «тоонто»
Отметим, сотрудники РЦНТ для проведения этого фестиваля устраивают фольклорные экспедиции по районам республики. Сейчас у центра есть целый сборник «Вселенная бурят», куда входит 18 обрядов восточных и западных бурят. Ансамбли также принимают активное участие в культурной жизни республики и представляют своё творчество за границей.
В фестивале «Буряад хунэй юртэмсэ» также принимают участие студенческие фольклорные ансамбли «Уянга» и «Ульгэр».
Студенческий фольклорный ансамбль «Уянга» Бурятского педагогического колледжа
Студенческий фольклорный ансамбль «Ульгэр» ВСГИК
Фото Анны Огородник