Власть 27 мар 2019 1450

​​Выборы глав районов Бурятии: выбирать или утверждать?

Острые дискуссии вокруг из­менения уставов в ряде районов Бурятии подняли интерес общественности в целом к вопросам государственного и муници­пального устройства. Сегодня о таких фундаментальных поняти­ях, как народовластие, референ­думы, всеобщие и прямые выбо­ры, даёт разъяснения Цыденжап Батуев, доктор исторических наук, сообщает газета «Бурятия».

- Цыденжап Бимбаевич, в чём выражается народовластие?

- В Конституциях демократи­ческих стран в той или иной ре­дакции прописано, что источником власти является народ. К примеру, в Конституции Италии закрепляет­ся понятие – суверенитет народа, а в Конституции Франции говорится о национальном суверенитете. По­этому в конституционном праве понятия «народовластие» и «су­веренитет» отделить сложно. Так, ст. 3 Конституции Российской Фе­дерации устанавливает: «носите­лем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многона­циональный народ».

- Суверенитет народа, наро­довластие – это базовые поло­жения и ценности, но в повсед­невной жизни власть от имени народа принадлежит государ­ству. Так в ведь?

- Государственная власть, которая в свою очередь подраз­деляется на исполнительную, законодательную и судебную, фор­мируется народом. И происходит это через всеобщие и прямые вы­боры Президента страны, двух па­лат Федерального Собрания. А те в свою очередь назначают по пред­ставлению Президента страны руководство Конституционного, Верховного, Арбитражного судов, генерального прокурора страны, примерно то же самое происходит в субъектах РФ. Прямые выборы главы региона, депутатов Народ­ного Хурала, согласование проку­рора республики, председателей Верховного, Арбитражного судов, утверждение мировых судей.

- Тогда что не так на уровне местного самоуправления? Где нарушается принцип народовластия?

- Чтобы ответить на этот во­прос, нужно вначале отметить, что государственная власть име­ет ещё две формы проявления – общественную и смешанную.

- Понятно, что государствен­ная власть подразделяется на три основные составляющие и, чтобы не было перекоса в одну из сторон, применяется прин­цип «сдержек и противовесов». А какую характеристику имеют общественная и смешанная?

- Общественная власть – это объединение отдельных групп граждан в партии, общественные и религиозные организации. При этом они руководствуются соб­ственными уставами и положениями, принятыми в соответствии с федеральным законами.

- А в чём особенность систе­мы местного самоуправления?

- Местное самоуправление – это общественно-государствен­ная форма власти. И принцип народовластия проявляется в том, что решение местных вопро­сов население соответствующих территорий берёт под свою от­ветственность. Ведь было время, когда шли бурные дискуссии в стране в 2000 годы о самой при­роде власти МСУ. Это публичная власть или нет, то есть имеющая публичные общественные обя­зательства перед людьми или нет. Если нет, тогда это просто объединение граждан по интере­сам – сегодня есть, завтра - нет. Но жизнь богаче всех заумных споров и дискуссий, и она свиде­тельствует: МСУ – это публичная власть. Также долго разбирались: глава - это физическое лицо или орган власти? Возможно, поэтому было время, когда он мог быть один в трех лицах - глава райо­на, руководитель администрации, председатель районного совета. В непосредственной организации работы это было примерно так. Как руководитель администрации разрабатывает бюджет, как председатель районного совета утверждает его, а как глава рай­она исполняет бюджет.

- Да, ни у кого теперь не вызывает сомнения, что мест­ное самоуправление - это са­мый сложный сегмент власти. А выборы глав районов всегда вызывают большой интерес и имеют немалые последствия. Конкурсное замещение должно­сти главы района – это наруше­ние принципа народовластия?

- Нет, нарушения принципа на­родовластия нет. Никто ни у кого ничего не отбирает. Как выше отмечалось, местное самоуправ­ление – это общественно-госу­дарственная форма власти, где население под свою ответствен­ность берёт решение местных проблем, но при этом органы управления должны формиро­ваться и избираться. В Федераль­ном законе № 131 утверждена вариативность по способу избра­ния главы района, что в период обсуждения и принятия ни у кого не вызывало сомнений. Ни граж­дане, ни политические партии, ни общественные организации про­тив такой нормы закона не воз­ражали. Народный Хурал в свою очередь внёс изменения в соот­ветствующий республиканский закон, и теперь конкретное при­менение нормы закона за мест­ным сообществом.

Проще говоря, республиканский уровень власти – депутаты и Глава Бурятии при­вели положения регионального законодательства в соответствие с федеральным законом, а орга­ны местного самоуправления по мере возникновения необходимо­сти проводят мероприятия, свя­занные с внесением изменений в основной закон района. За этим внимательно следит прокуратура, поскольку существует непростая процедура внесения изменений в уставы районов. Таким образом, в соответствии с федеральным и республиканским законодатель­ством идет процесс изменений уставов районов. Но окончатель­ное решение вопроса - за всена­родно избранными депутатами районных советов. Они от имени своих избирателей, конкретных жителей сёл и посёлков утвер­ждают, а можно сказать, выби­рают одну из двух кандидатур, рекомендованных конкурсной комиссией.

- Что представляет собой по­нятие «референдум», и какова практика их проведения? По ка­ким вопросам их проводят?

- Впервые понятие всенарод­ного опроса появилось в Консти­туции СССР 1936 года. Всего было проведено четыре референдума, в том числе о возможности сохра­нения СССР. В современной исто­рии РФ проводили всенародные опросы по вопросам введения поста Президента 17 марта 1991 года, затем в апреле 1993-го - о доверии Президенту страны Бо­рису Ельцину. В декабре 1993 года прошел референдум по проекту Конституции страны.

Особо хочется отметить, что проведение референдума – это пример прямого проявления на­родовластия.

- В пылу дискуссии вокруг изменения уставов районов воз­никают предложения о прове­дении референдума по данному вопросу. Но сами юристы при­знают, что это невозможно. Как это понять?

- Согласно федеральному за­конодательству есть закрытый перечень вопросов, по которым можно проводить местные ре­ферендумы. Поэтому это вопрос больше политики и тактики в желании заручиться поддержкой людей. А возвращаясь к вопросу о референдуме, мы же понима­ем, что мнение людей никогда не бывает единым, тем более когда начинаем оперировать понятием «народ». Народ состоит из раз­ных социальных групп, и поэтому нужно отличать суверенное право народа от эгоистичных устрем­лений к власти различных групп граждан. На референдуме по проекту Конституции РФ граждане страны поддержали положение о том, что МСУ – это одна из ос­нов конституционного устройства страны. И при этом не входит в систему органов государственной власти. Тогда ещё не представ­ляли всей сложности реализации этих положений. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы по­нять и найти варианты решения проблемы укрепления вертикали власти, но при этом не перечёр­кивая суверенное право народа на местное самоуправление. Оно остается, но жителям конкретных муниципалитетов неважно, кто не дорабатывает – республиканский и районный уровень власти? По­этому конкурсная комиссия создаётся 50 на 50, и логично, что за результаты деятельности главы, утверждённого по новым прави­лам, также наравне отвечают рай­совет и Глава республики.

Фото Анны Огородник

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также