Острые дискуссии вокруг изменения уставов в ряде районов Бурятии подняли интерес общественности в целом к вопросам государственного и муниципального устройства. Сегодня о таких фундаментальных понятиях, как народовластие, референдумы, всеобщие и прямые выборы, даёт разъяснения Цыденжап Батуев, доктор исторических наук, сообщает газета «Бурятия».
- Цыденжап Бимбаевич, в чём выражается народовластие?
- В Конституциях демократических стран в той или иной редакции прописано, что источником власти является народ. К примеру, в Конституции Италии закрепляется понятие – суверенитет народа, а в Конституции Франции говорится о национальном суверенитете. Поэтому в конституционном праве понятия «народовластие» и «суверенитет» отделить сложно. Так, ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».
- Суверенитет народа, народовластие – это базовые положения и ценности, но в повседневной жизни власть от имени народа принадлежит государству. Так в ведь?
- Государственная власть, которая в свою очередь подразделяется на исполнительную, законодательную и судебную, формируется народом. И происходит это через всеобщие и прямые выборы Президента страны, двух палат Федерального Собрания. А те в свою очередь назначают по представлению Президента страны руководство Конституционного, Верховного, Арбитражного судов, генерального прокурора страны, примерно то же самое происходит в субъектах РФ. Прямые выборы главы региона, депутатов Народного Хурала, согласование прокурора республики, председателей Верховного, Арбитражного судов, утверждение мировых судей.
- Тогда что не так на уровне местного самоуправления? Где нарушается принцип народовластия?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале отметить, что государственная власть имеет ещё две формы проявления – общественную и смешанную.
- Понятно, что государственная власть подразделяется на три основные составляющие и, чтобы не было перекоса в одну из сторон, применяется принцип «сдержек и противовесов». А какую характеристику имеют общественная и смешанная?
- Общественная власть – это объединение отдельных групп граждан в партии, общественные и религиозные организации. При этом они руководствуются собственными уставами и положениями, принятыми в соответствии с федеральным законами.
- А в чём особенность системы местного самоуправления?
- Местное самоуправление – это общественно-государственная форма власти. И принцип народовластия проявляется в том, что решение местных вопросов население соответствующих территорий берёт под свою ответственность. Ведь было время, когда шли бурные дискуссии в стране в 2000 годы о самой природе власти МСУ. Это публичная власть или нет, то есть имеющая публичные общественные обязательства перед людьми или нет. Если нет, тогда это просто объединение граждан по интересам – сегодня есть, завтра - нет. Но жизнь богаче всех заумных споров и дискуссий, и она свидетельствует: МСУ – это публичная власть. Также долго разбирались: глава - это физическое лицо или орган власти? Возможно, поэтому было время, когда он мог быть один в трех лицах - глава района, руководитель администрации, председатель районного совета. В непосредственной организации работы это было примерно так. Как руководитель администрации разрабатывает бюджет, как председатель районного совета утверждает его, а как глава района исполняет бюджет.
- Да, ни у кого теперь не вызывает сомнения, что местное самоуправление - это самый сложный сегмент власти. А выборы глав районов всегда вызывают большой интерес и имеют немалые последствия. Конкурсное замещение должности главы района – это нарушение принципа народовластия?
- Нет, нарушения принципа народовластия нет. Никто ни у кого ничего не отбирает. Как выше отмечалось, местное самоуправление – это общественно-государственная форма власти, где население под свою ответственность берёт решение местных проблем, но при этом органы управления должны формироваться и избираться. В Федеральном законе № 131 утверждена вариативность по способу избрания главы района, что в период обсуждения и принятия ни у кого не вызывало сомнений. Ни граждане, ни политические партии, ни общественные организации против такой нормы закона не возражали. Народный Хурал в свою очередь внёс изменения в соответствующий республиканский закон, и теперь конкретное применение нормы закона за местным сообществом.
Проще говоря, республиканский уровень власти – депутаты и Глава Бурятии привели положения регионального законодательства в соответствие с федеральным законом, а органы местного самоуправления по мере возникновения необходимости проводят мероприятия, связанные с внесением изменений в основной закон района. За этим внимательно следит прокуратура, поскольку существует непростая процедура внесения изменений в уставы районов. Таким образом, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством идет процесс изменений уставов районов. Но окончательное решение вопроса - за всенародно избранными депутатами районных советов. Они от имени своих избирателей, конкретных жителей сёл и посёлков утверждают, а можно сказать, выбирают одну из двух кандидатур, рекомендованных конкурсной комиссией.
- Что представляет собой понятие «референдум», и какова практика их проведения? По каким вопросам их проводят?
- Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года. Всего было проведено четыре референдума, в том числе о возможности сохранения СССР. В современной истории РФ проводили всенародные опросы по вопросам введения поста Президента 17 марта 1991 года, затем в апреле 1993-го - о доверии Президенту страны Борису Ельцину. В декабре 1993 года прошел референдум по проекту Конституции страны.
Особо хочется отметить, что проведение референдума – это пример прямого проявления народовластия.
- В пылу дискуссии вокруг изменения уставов районов возникают предложения о проведении референдума по данному вопросу. Но сами юристы признают, что это невозможно. Как это понять?
- Согласно федеральному законодательству есть закрытый перечень вопросов, по которым можно проводить местные референдумы. Поэтому это вопрос больше политики и тактики в желании заручиться поддержкой людей. А возвращаясь к вопросу о референдуме, мы же понимаем, что мнение людей никогда не бывает единым, тем более когда начинаем оперировать понятием «народ». Народ состоит из разных социальных групп, и поэтому нужно отличать суверенное право народа от эгоистичных устремлений к власти различных групп граждан. На референдуме по проекту Конституции РФ граждане страны поддержали положение о том, что МСУ – это одна из основ конституционного устройства страны. И при этом не входит в систему органов государственной власти. Тогда ещё не представляли всей сложности реализации этих положений. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы понять и найти варианты решения проблемы укрепления вертикали власти, но при этом не перечёркивая суверенное право народа на местное самоуправление. Оно остается, но жителям конкретных муниципалитетов неважно, кто не дорабатывает – республиканский и районный уровень власти? Поэтому конкурсная комиссия создаётся 50 на 50, и логично, что за результаты деятельности главы, утверждённого по новым правилам, также наравне отвечают райсовет и Глава республики.
Фото Анны Огородник