Блоги 27 мар 2019 2030

​​Далай-лама, Китай и техника подготовки к смерти

Фото @dalailama

Далай-лама XIV пообещал, что его следующая реинкарнация будет родом из Индии. Об этом 19 марта сообщило индийское новостное издание «Джагран» со ссылкой на интервью лидера тибетских буддистов.

Его Святейшество предупредил, что после его смерти Пекин попытается сделать новым духовным лидером Тибета своего ставленника. По его мнению, ложные духовные наставники не смогут добиться почитания и уважения со стороны тибетцев. МИД Китая не замедлил заявить, что новому Далай-ламе придётся «соблюсти существующие религиозные предписания и исторические традиции» и обратиться к правительству КНР для «одобрения наследования». Политическое заявление духовного лидера буддистов адресовано, не только правительству Китая и 6 миллионам тибетцев, но и другим аудиториям. В том числе и российским буддистам.

Буддийская традиционная Сангха России традиционно дистанцируется от противостоянии между Пекином и Далай-ламой. В Индии учатся бурятские, калмыцкие, тувинские и русские хувараки, туда же ездят многочисленные паломники. Одновременно Сангха поддерживает связи с Буддийской ассоциацией Китая. Подобная ситуация выгодна российской стороне в лице Сангхи. Однако, кроме БТСР в России есть независимые буддийские организации Калмыкии, Тувы, да и в Бурятии, а также множество отдельных общин в крупных городах придерживающиеся различных течений буддизма.

Но в целом, вероятная реинкарнация в будущем Далай-ламы в Тибете сужает российским буддистам свободу для манёвра. Поток паломников и монахов из России способен развернуться в традиционном направлении - в Лхасу, находящуюся под контролем Пекина. В результате в Бурятии и Забайкалье к мощному, и все более нарастающему экономическому присутствию Поднебесной, прибавится религиозное, а значит и политическое.

А в религиозных делах китайцам присущи те же изощренность и прагматизм, что и в целом во внешней политике - «бесконечном пути хитрости». Мне приходилось в составе делегации российских буддистов участвовать в работе международного форума в Китае.

Хозяева демонстрировали и подчеркивали богатство, блеск и мощь своей страны, второй экономики мира. Красные ковровые дорожки и шеренги встречающих в униформах вдоль них, скоростные экспрессы, дворцы конгрессов и дорогие отели. В Шанхае россиян поселили в пятизвездочном отеле «Шангри Ла», а монголов в рангом пониже. Наши соплеменники из Улан-Батора, конечно, поняли в чем дело, но проглотили горькую пилюлю.

В Монголии нет единой буддийской структуры, а есть множество отдельных общин. Китайцы умело манипулируют ими. Например, могут дать слово одним, а в президиум посадить других. Монгольские ламы вынуждены конкурировать между собой за внимание Пекина, учитывая, что за всем этим стоят немалые материальные стимулы. Некоторые из них и не скрывают свое заискивание. Это напоминает времена, когда династия Цинь, раздаривала подарки и титулы монгольским князьям и иерархам, стравливала их между собой, а затем присоединила Внутреннюю и Внешнюю Монголии.

Апофеозом китайского дипломатического церемониала становятся банкеты на тысячу персон. Официанты, в мгновение ока обслуживают такое количество гостей разнообразнейшими блюдами. Гости из буддийских стран сидят в огромном зале, а над ними, на возвышении обедают три высших иерарха Китая. Это Панчен лама, иерархи ханьского буддизма и южной – тхеравады. Такими способами китайцы издревле демонстрировали свое превосходство над внешними «варварами». На ум приходит хрестоматийное: «Мы одобряем подобное смирение и почтительную покорность». Впрочем, китайцев понять можно. Развал СССР и примеры из собственной истории многому научили их. Демократизация и соблюдение прав в западной интерпретации это верный путь к распаду Срединного государства.

Его Святейшество не впервые заявил о своем будущем перерождении, в том числе, что он может переродиться в облике женщины или вообще не станет перерождаться, поскольку необходимость в этом институте отпала.

За всей этой политико-мистической головоломкой кроется драма старого и одинокого человека. Похоже, Далай-лама уже не сможет возвратиться на родину и воссоединиться со своим народом. Но, благодаря ему и стойкости тибетцев духовное величие Страны снегов сохранилось. Настоящие Учителя сумели сберечь былой уровень знаний, а простые люди глубокую веру. Это наглядно видно на улицах Лхасы, где сотни тибетцев идут с молитвенными барабанами – хурдэ в руках.

И как буддист Его Святейшество демонстрирует нам своё отношение к смерти и технику подготовки к ней: «Если ещё в добром здравии мы будем думать о смерти, то научимся удерживать внутреннее равновесие и на пороге смерти сумеем хотя бы до некоторой степени сохранить покой. Так мы защитим себя от ненужных тревог и волнений, которые в противном случае неотступно сопровождают смерть.Продвигаясь медленно и постепенно с опорой на духовную практику, мы сумеем, если нам повезёт, дойти до той точки, где у нас хватит сил одержать победу над всеми тревогами смерти и выйти за её пределы».