Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды 30 марта провёл круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования охраны озера Байкал» на территории Байкальского государственного природного биосферного заповедника в посёлке Танхой, сообщает газета «Бурятия».
Спасти или навредить?
Одна из основных тем на повестке - корректировка приказа № 63 Минприроды РФ о предельно допустимых нормативах влияния на экосистему Байкала. Федеральное ведомство предлагает их снизить, потому что сейчас они просто не выполняются из-за отсутствия технологий по очистке. Речь даже не об ухудшении дел со стоками на Байкале, а о том, очищать ли их вообще или нет. Фактически, если оставить всё по-прежнему, то в Байкал, несмотря ни на что, так и будут стекать неочищенные стоки. Новая корректировка приказа даже ужесточает часть требований, например, параметры по содержанию свинца, алюминия и фенолов.
Байкальский институт природопользования СО РАН в прошлом году провёл исследование негативного воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ на БПТ. Эти результаты и легли в основу проекта Минприроды РФ о внесении изменений в приказ № 63. Как объяснил директор института Ендон Гармаев, невозможность строительства соответствующих нормативам очистных стала причиной неосвоения средств в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал». Сегодня речь идёт о смягчении некоторых параметров, трудноисполнимых в нынешних обстоятельствах. Технологии, способные их реализовать, – мероприятие слишком дорогое.
«За один кубометр водоотведения использованной воды плата может вырасти в 9-10 раз, при этом без гарантии достижения параметров 63-го приказа, - говорит учёный. - Мы сегодня должны воспользоваться возможностью и построить новые и модернизировать старые очистные. Ради этого, в целом, сделаны некоторые послабления, но ни в коем случае не нарушая нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения».
«Очистные нужно строить»
Твёрдую позицию в этом вопросе высказал и Глава Бурятии: строить очистные необходимо, иначе рискуем не освоить средства по нацпрограмме «Экология».
«Нормы, которые сейчас прописаны в приказе № 63, - виртуальные, они не работали никогда и не работают сейчас. Нет ни одних очистных, не то что в России, на Байкале, которые таким образом должны очищать. Конечно, воду можно выпаривать, кипятить и таким образом очищать. Идут инсинуации, что мы пытаемся что-то ухудшить. Но речь ведь идёт о виртуальных нормах, которые сейчас никто не выполняет», - заявил Глава.
Он отметил, что часто звучат претензии о том, что ФЦП «Охрана озера Байкал» за предыдущие шесть лет не была полностью реализована.
«Я больше скажу: если у нас останется такой приказ, мы по нацпроекту «Экология» до 2024 года вообще ничего не сделаем. Можем прямо сегодня отказаться от всех денег, потому что не сможем построить 18 очистных, которые заложены в проекте, - сказал Алексей Цыденов. - При этом 94% водосбора Байкала – в Республике Бурятия, в Иркутске – только 6 %. В Иркутске Ангара вытекает, и всё. Всё, что втекает в Байкал, - это с территории Бурятии. У нас очень остро стоит вопрос – нужно строить очистные. В прибрежной зоне много населённых пунктов, которые просто вакуумом выкачивают неочищенные стоки и сливают их в лесу. Но эти виртуальные цифры приказа № 63 связали работу – мы шесть лет ничего не делали и ещё шесть лет не сможем ничего делать. Понимаю, что меня сейчас заклюют за такую позицию. Но я хоть что-то сделаю полезное для Байкала, если буду настаивать на строительстве очистных. Приказ № 63 ужесточает текущие требования по таким показателям, как алюминий, свинец, фенолы.
Я бы хотел посмотреть в глаза людям, которые вводят в заблуждение население, преследуя свои цели, пытаются сказать, что мы не защищаем Байкал. А искренне сочувствующим и неравнодушным обратиться, чтобы они проанализировали ситуацию. Мы хотим построить хорошие очистные, которые защитят Байкал. В противном случае неочищенные стоки будут продолжать сливаться в Байкал».
По мнению Главы региона, если не скорректировать приказ № 63, работа будет заблокирована ещё на долгие годы.
«Единица» за реализацию ФЦП
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов напомнил, что ведомственные акты, принимаемые Минприроды, должны учитывать сегодняшние реалии, необходимость защиты озера Байкал, развитие территорий, строительство очистных сооружений и введение их в эксплуатацию.
«В Иркутске я говорил об эффективности реализации федеральной целевой программы «Байкал». За неё даже «двойку» поставить нельзя федеральным органам исполнительной власти. Там «единица» - максимум. По данным Счётной палаты, только 10 % объектов имеют какое-то непосредственное отношение к озеру Байкал. Вот из этого надо исходить», - сказал депутат.
По мнению Бурматова, постановления или проекты приказов, о которых сейчас дискутируют, должны обсуждаться на уровне научного сообщества.
«Есть конструктивные предложения на нашем обсуждении, с ними мы выходим на обсуждение 10-11 апреля в Новосибирске. Я с министром обговорю разные точки зрения, они должны быть услышаны, потому что на портале нормативно-правовых актов заканчивается обсуждение 4 апреля. Неделя ничего не поменяет, чтобы бы инкорпорировать те предложения, которые прозвучали на заседании. 4-5 позиций являются дискуссионными. То, что дискуссия инициирована – хорошо, что поздно – плохо, но лучше поздно, чем никогда», - сказал Бурматов.
«Зелёная экономика»
Председатель НХ Владимир Павлов отметил, что с учётом значимости Байкала нужно внедрить на территории Бурятии пилотный проект устойчивого развития зелёной экономики с соответствующей федеральной и государственной поддержкой.
«Проблемы экологии Байкала находятся на постоянном контроле депутатов Народного Хурала. Принят ряд законов, в основе которых лежат принципы сохранения здоровой экологической обстановки в условиях динамичного развития республики. Кроме того, Народным Хуралом поддержан ряд проектов федеральных законов, направленных на решение проблем Байкальской природной территории. В 2018 году разработаны и направлены в Совет Федерации проекты нескольких законодательных инициатив. В проекте Стратегии СЭР до 2035 года в ходе обсуждения была существенно увеличена экологическая составляющая. Впервые в таком документе определена историческая миссия сбережения не только народа, но и уникальной экосистемы озера Байкал. Предлагаем внедрить на территории республики пилотный проект устойчивого развития «зелёной экономики» с соответствующей государственной поддержкой», - заявил спикер.