Власть 3 апр 2019 1022

​​«Две стороны одного Байкала»: действующие нормативы очистки сточных вод для озера невыполнимы

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды 30 марта про­вёл круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования охраны озера Байкал» на территории Байкальского государственного природного биосфер­ного заповедника в посёлке Танхой, сообщает газета «Бурятия».

Спасти или навредить?

Одна из основных тем на повестке - корректировка приказа № 63 Минпри­роды РФ о предельно допустимых нор­мативах влияния на экосистему Байка­ла. Федеральное ведомство предлагает их снизить, потому что сейчас они про­сто не выполняются из-за отсутствия технологий по очистке. Речь даже не об ухудшении дел со стоками на Бай­кале, а о том, очищать ли их вообще или нет. Фактически, если оставить всё по-прежнему, то в Байкал, несмотря ни на что, так и будут стекать неочищен­ные стоки. Новая корректировка прика­за даже ужесточает часть требований, например, параметры по содержанию свинца, алюминия и фенолов.

Байкальский институт природо­пользования СО РАН в прошлом году провёл исследование негативного воз­действия выбросов и сбросов загрязня­ющих веществ на БПТ. Эти результаты и легли в основу проекта Минприроды РФ о внесении изменений в приказ № 63. Как объяснил директор института Ендон Гармаев, невозможность строительства соответствующих нормативам очистных стала причиной неосвоения средств в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал». Сегодня речь идёт о смягчении некото­рых параметров, трудноисполнимых в нынешних обстоятельствах. Технологии, способные их реализовать, – мероприя­тие слишком дорогое.

«За один кубометр водоотведения использованной воды плата может вы­расти в 9-10 раз, при этом без гарантии достижения параметров 63-го приказа, - говорит учёный. - Мы сегодня долж­ны воспользоваться возможностью и построить новые и модернизировать старые очистные. Ради этого, в целом, сделаны некоторые послабления, но ни в коем случае не нарушая нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения».

«Очистные нужно строить»

Твёрдую позицию в этом вопро­се высказал и Глава Бурятии: стро­ить очистные необходимо, иначе рискуем не освоить средства по нацпрограмме «Экология».

«Нормы, которые сейчас про­писаны в приказе № 63, - вирту­альные, они не работали никогда и не работают сейчас. Нет ни одних очистных, не то что в России, на Байкале, которые таким образом должны очищать. Конечно, воду можно выпаривать, кипятить и таким образом очищать. Идут инсинуации, что мы пытаемся что-то ухудшить. Но речь ведь идёт о вир­туальных нормах, которые сейчас никто не выполняет», - заявил Глава.

Он отметил, что часто звучат претензии о том, что ФЦП «Охра­на озера Байкал» за предыдущие шесть лет не была полностью ре­ализована.

«Я больше скажу: если у нас останется такой приказ, мы по нацпроекту «Экология» до 2024 года вообще ничего не сделаем. Можем прямо сегодня отказаться от всех денег, потому что не сможем построить 18 очистных, кото­рые заложены в проекте, - сказал Алексей Цыденов. - При этом 94% водосбора Байкала – в Республи­ке Бурятия, в Иркутске – только 6 %. В Иркутске Ангара вытекает, и всё. Всё, что втекает в Байкал, - это с территории Бурятии. У нас очень остро стоит вопрос – нужно стро­ить очистные. В прибрежной зоне много населённых пунктов, кото­рые просто вакуумом выкачивают неочищенные стоки и сливают их в лесу. Но эти виртуальные циф­ры приказа № 63 связали работу – мы шесть лет ничего не делали и ещё шесть лет не сможем ничего делать. Понимаю, что меня сейчас заклюют за такую позицию. Но я хоть что-то сделаю полезное для Байкала, если буду настаивать на строительстве очистных. Приказ № 63 ужесточает текущие требо­вания по таким показателям, как алюминий, свинец, фенолы.

Я бы хотел посмотреть в глаза людям, которые вводят в заблу­ждение население, преследуя свои цели, пытаются сказать, что мы не защищаем Байкал. А искренне со­чувствующим и неравнодушным обратиться, чтобы они проанали­зировали ситуацию. Мы хотим по­строить хорошие очистные, кото­рые защитят Байкал. В противном случае неочищенные стоки будут продолжать сливаться в Байкал».

По мнению Главы региона, если не скорректировать приказ № 63, работа будет заблокирована ещё на долгие годы.

«Единица» за реализацию ФЦП

Председатель Комитета Госду­мы по экологии и охране окружа­ющей среды Владимир Бурматов напомнил, что ведомственные акты, принимаемые Минприроды, должны учитывать сегодняшние реалии, необходимость защиты озера Байкал, развитие террито­рий, строительство очистных соо­ружений и введение их в эксплу­атацию.

«В Иркутске я говорил об эффективности реализации фе­деральной целевой программы «Байкал». За неё даже «двойку» поставить нельзя федеральным органам исполнительной власти. Там «единица» - максимум. По данным Счётной палаты, только 10 % объектов имеют какое-то непосредственное отношение к озеру Байкал. Вот из этого надо исходить», - сказал депутат.

По мнению Бурматова, поста­новления или проекты приказов, о которых сейчас дискутируют, должны обсуждаться на уровне научного сообщества.

«Есть конструктивные пред­ложения на нашем обсуждении, с ними мы выходим на обсужде­ние 10-11 апреля в Новосибирске. Я с министром обговорю разные точки зрения, они должны быть услышаны, потому что на портале нормативно-правовых актов за­канчивается обсуждение 4 апреля. Неделя ничего не поменяет, чтобы бы инкорпорировать те предложения, которые прозву­чали на заседании. 4-5 позиций являются дискуссионными. То, что дискуссия инициирована – хоро­шо, что поздно – плохо, но лучше поздно, чем никогда», - сказал Бур­матов.

«Зелёная экономика»

Председатель НХ Владимир Павлов отметил, что с учётом зна­чимости Байкала нужно внедрить на территории Бурятии пилотный проект устойчивого развития зелё­ной экономики с соответствующей федеральной и государственной поддержкой.

«Проблемы экологии Байкала находятся на постоянном контроле депутатов Народного Хурала. При­нят ряд законов, в основе которых лежат принципы сохранения здо­ровой экологической обстановки в условиях динамичного развития республики. Кроме того, Народным Хуралом поддержан ряд проектов федеральных законов, направлен­ных на решение проблем Байкаль­ской природной территории. В 2018 году разработаны и направлены в Совет Федерации проекты нескольких законодательных иници­атив. В проекте Стратегии СЭР до 2035 года в ходе обсуждения была существенно увеличена экологи­ческая составляющая. Впервые в таком документе определена историческая миссия сбережения не только народа, но и уникаль­ной экосистемы озера Байкал. Предлагаем внедрить на террито­рии республики пилотный проект устойчивого развития «зелёной экономики» с соответствующей го­сударственной поддержкой», - зая­вил спикер.

Автор: Владимир МАТВЕЕВ

Читайте также