Общество 4 апр 2019 1026

​​Как выживаешь, Шергино?

318 лет стоит на земле деревня в 13 улиц под названием Шергино. Первое упоминание о селе находим в картографической книге Семё­на Ремезова «Чертёжная книга Сибири», опубликованной в 1701 году. Название село получило от фамилии первого основателя пашни – Шергина. До сих пор здравствуют в селе его потомки, сообщает газета «Бурятия».

Ещё 20-30 лет назад статья о жизни в Шергино была бы совсем другой – оптимистичной и жизнеутверждающей. Потому что у лю­дей было главное – работа и, как следствие, желание жить и дви­гаться вперёд. О совхозе «Шергин­ский» в селе помнит и сожалеет каждый. Один из них – Виктор Бу­совиков, очень заметная личность в Шергино. Он – прямой потомок основателя села по материнской линии. Виктор Андреевич почти всю свою трудовую жизнь посвя­тил селу. На его глазах происхо­дили многие преобразования – от колхозно-совхозного становления до сегодняшнего дня. Он активно принимал в них участие, прошёл путь от рабочего до директора совхоза.

Что осталось сейчас? Ничего

«Изначально в совхоз «Шер­гинский» входило восемь сёл, потом пять отделились (это сёла, которые сейчас входят в состав Шергинского поселения – ред.) и образовали совхоз «Хандалинский», три села вошли в со­став совхоза с тем же названием – «Шергинский». Я отработал в «Хандалинском» 12 лет, — с гру­стью об ушедшем рассказывает Виктор Андреевич. – Хозяйство было рентабельным, прибыль со­ставляла более миллиона рублей. Коллектив – более тысячи чело­век. Активно шло строительство: в благоустроенные квартиры с цен­трализованным отоплением была большая очередь. В селе было две квартальных котельных, го­стиница, общежитие, баня, тёплая автостоянка, водоснабжение, все улицы заасфальтированы. Зани­мались свиноводством, разведе­нием крупного рогатого скота мо­лочного и мясного направлений, растениеводством. В своё время мы обеспечили свинопоголовьем два крупных свинокомплекса Монголии, в том числе и Улан-Ба­торский. Свиноматок мы увезли им на собственном транспорте. Совхоз вообще был хорошо развит: только комбайнов было 60, трак­торов и автомобилей – 120 единиц».

А сейчас «Красуются» скелеты ферм, гаражей, тёплой автостоян­ки… И так по всей России. После моего ухода в совхозе стали каж­дый год менять директоров. За­чем? Если руководство ежегодно менять, проку не будет. Производ­ство бросили, вообще всё на про­извол судьбы бросили. Не только у людей, у государства пропала заинтересованность в том, что­бы сельское хозяйство, такое, как раньше, работало».

Директором совхоза «Ханда­линский» Виктора Андреевича на­значили в 1981 году. Те годы были, наверное, последними счастливы­ми в жизни села. Совхоз перевы­полнял производственные планы, награждался переходящим Крас­ным Знаменем ВЦСПС и Совета Ми­нистров СССР, потому что работать было азартно, радостно, жили, как одна семья. К тому же большое внимание директор уделял досугу сельчан, их спортивной жизни. Для этого построили большой стадион (это сейчас нужно долго и нудно входить в различные програм­мы, чтобы получить деньги на строительство того же стадиона). Сборная команда совхоза посто­янно занимала призовые места в районных соревнованиях, особен­но по футболу. В летнее время на стадионе не умолкал гул. Видя такое отношение, молодёжь с удовольствием оставалась в селе, прекрасно работала.

За добросовестный труд Вик­тору Андреевичу присвоили по­чётное звание «Заслуженный инженер Бурятской АССР». Он на­граждён орденом «Знак Почёта», серебряной медалью ВДНХ СССР и многими грамотами прави­тельства республики и районных властей. В 2011 году он удостоился высокого звания «Почётный граж­данин Кабанского района».

Боль человека, вложившего в село всё, что можно, и даже боль­ше, понятна: от созданного и стабильно работающего не осталось ничего… Те самые многоквартир­ные дома зияют пустыми глазни­цами окон, по коридорам одиноко гуляет ветер. Фермы давно нет, техники тоже…

Будущего нет?..

Спрашиваем у главы Шергин­ского поселения Владимира Мор­довского, как в их центральном селе живут люди.

«Плохо живут, — с горечью отвечает Владимир Фёдорович. – Градообразующего предприятия, а следовательно и работы, у нас нет. Я когда сюда приехал (родом Вла­димир Фёдорович из Никольска), тут такая жизнь кипела – и люди были замечательные, и техники рабочей полно. По технике мож­но было определить отношение человека к работе: смотришь на трактор – как новый, а ему уже 10 лет. Вот как народ к работе от­носился! Потому что было куда и к чему стремиться. Когда совхоз закрылся, жизнь пошла на спад. Сейчас в селе работы практи­чески нет. Благо работают шко­ла, детский сад, фельдшерский пункт, почтовое отделение, Дом культуры и библиотека. Из пред­принимателей мало кто выжил: из трёх магазинов осталось два, из двух пилорам действует одна. Ещё два года назад было в посе­лении 26 крестьянско-фермерских хозяйств, на сегодня - шесть. За­давили крестьян налоги».

Те, кто не работает в бюджет­ной и социальной сфере, старают­ся держать скот. Но и с этим проблем много: чтобы прокормить его, нужно сено и самое главное – техника, которой у многих нет. А потому шергинские уезжают ра­ботать на вахту. Домашнее хозяй­ство остаётся на женских плечах. А что одна женщина может?

По домовым книгам, в селе проживает 689 человек, на са­мом деле – 475. Средний возраст в Шергино – 50-55 лет. В школе обучаются 125 детей – из пяти сёл Шергинского поселения. В сад ходит порядка 20-ти ребятишек, остальные сидят дома, потому что родителям нечем платить за пи­тание. Детей в возрасте до одно­го года – 7. С каждым годом село покидает молодёжь. Нынешние студенты из Шергино на малую родину не вернутся. Родители не отговаривают – село на выдохе, перспектив здесь нет…

В прошлом году ушёл из жиз­ни последний ветеран Великой Отечественной войны Василий Митрофанович Михайлов. Вот и получается, что и прошлое уходит в небытие, и будущего, со слов местных жителей, нет…

Но есть ещё в Шергино люди, не потерявшие веру в лучшее. Среди таковых Людмила Мала­сова. Людмила Александровна уже 30 лет работает заведующей сельской библиотекой. Основное направление в её работе – крае­ведение. Благодаря ей в памяти шергинцев останутся имена людей, строивших жизнь в селе, ве­теранов Великой Отечественной, орденоносцев.

«Мы родились здесь и счи­таем, что жить в Шергино мож­но, - уверена Маласова. - Земля тут «золотая», плодородная, реки рядом, природа замечательная. Рабочих мест нет, это правда. И в этом основная сложность. Пы­таются жители КФХ открыть, но вложений много нужно. Если государство повернулось лицом к про­стым людям, крестьянам, если бы давало возможность начать своё дело с минимальными вложения­ми, то и молодёжь тут оставалась, и было бы у села будущее».

Автор: Надежда ПОЯН

Читайте также