Валерий Цыремпилов, Александр и Галина Посоховы
В 2019 году исполняется 88 лет Бурят-Монгольской антропологической экспедиции 1931 г., которая стала заметным явлением в советской антропологии того времени. Целью исследования стало метисное население Забайкалья, а её объектом - деревня Полканово Кударинского сельсовета Троицкосавского аймака. Тогда это было одним из самых крупных поселений метисов и имело за собой более чем двухсотлетнюю историю метисации. Сейчас, конечно, она уже подзабыта. Знают её в основном профессиональные историки, краеведы, да глубокие старики. К тому же она основательно обросла красивыми легендами.
Ламские дети
Так, в позапрошлом году в Кяхте довелось услышать вот такую забавную версию происхождения карымов: «Село Полканово, там живут русские, но среди них очень много смуглых, похожих на бурят, жителей. Их ещё называют «ламские дети». Дело в том, что в прошлом, бабы из Полканово ходили мыть полы в Мурочинский дацан. И ламы ходили в деревню, вот и народились дети от них». Возможно, и эта версия имеет право на жизнь, поскольку отношения между полами нельзя вместить в прокрустово ложе привычных представлений.
Однако, в первую очередь карымы - это результат обычных межнациональных браков: «Основателем моего рода Фоминых был донской казак Фомин Харитон, прибывший в Гуджертуй и женившийся на бурятке из села Цаган-Челутай. Я нашла родственника Очирова Цыбика Ринчиновича, который подтверждает родство Очировых с Фомиными».
Другая важная причина - это крещение бурят: «В крещении цонгольских бурят большую роль сыграл в ХVIII в. пограничный комиссар Игумнов». В официальном справочнике Кяхтинского района на сайте «Родное село» карымы также не забыты: «Население более 40 тыс. человек. В основном это русские и буряты, а также «карымы» – потомки от смешанных русско-бурятских браков».
Но помнят ли сегодня полкановцы о своем происхождении? Что они знают об экспедиции 1931 года?
У Посоховых
В Полканово мы поехали вместе с депутатом Народного Хурала Валерием Цыремпиловым. На улице, на самом въезде, бегают мальчишки дошкольного возраста. Все как один карымской – метисоватой внешности и не мудрено. Мы заходим в дом Посоховых, Александра Александровича и Галины Ананьевны. Сан Санычу, а он разрешает так обращаться к нему, уже 86 лет: «Ну, ниче, Бог здоровья дал. Мой отец был местный, коренной, а мать родом из Гродно, Белоруссии. При Советской власти-то у нас домов 60 было, а сейчас и половины нет. Живут у нас Игумновы, Бухольцевы, Посоховы. Это все наши фамилии. Колодины из соседнего Баяндая переехали».
- Сейчас уже нет этой деревни. Там карымы жили, - дополняет хозяйка.
- А вы сами каких кровей будете? – спрашиваю я.
- Полкановских тоже называют карымами, - отвечает она. – Да любой так скажет.
- Раньше тут дацан был. Наши женщины молоко носили туда, а ламы запросто могли пристроиться, - усмехается Сан Саныч. – Наши говорят: «Ты на бурята похож». У нас в деревне две бурятки замужем за полкановскими.
- А «горшками» кого величают, - смеётся Валерий Жамсуевич.
Сан Саныч: «Нас и величали, потому что горшки делали. Глина у нас хорошая. Но сейчас уже не делаем. Я-то всю жизнь на тракторе, да на комбайне работал. В Монголию каждый год ездили сено косить. Своего не хватало, столько скота было в колхозе. Медали «За доблестный труд», «За поднятие целинных и залежных земель», «За победу над Германией», «За победу над Японией» имею».
- Четыре значка, как победитель соцсоревнования имеет, - подтверждает Галина Ананьевна. – А значки давали за пятилетку! С Доски почёта не слазил.
- Все в колхозе работал, дома-то не разрешали больше двух дойных коров держать, баран штук двадцать, свиней, конечно, держали. Жили хорошо. Ничего не скажешь. А сейчас работы нет, и все разбежались. Кто куда.
Хозяйка: «Я у него вторая. Семейская я, с Малого Куналея. Жила в Большой Кударе, муж умер. Осталась с двумя детьми. У него жена умерла, пятеро остались. Его дядя нашел мне его».
- Она всех моих детей подняла. Семеро их у нас было. Двоих нет. Двое в Хабаровске. Две дочери в Санкт- Петербурге. Одна дома, здесь. 9 внуков у нас.
- Радио люблю слушать, особенно своё, бурятское и Москву. В 6 часов встану, как пить дать, мне надо включить. Огород вот, да кур держим.
- Валерий Жамсуевич, хорошо, всегда нас проведывает. Зайдет, поговорит. А что нам надо старикам? Клуб и школу вот отремонтировал. Девять учеников у нас!
- На депутатские средства сделали ремонт, - скромно подтверждает Цыремпилов. – Галина Ананьевна, скоро передвижную библиотеку привезём.
Про экспедицию 1931 года Посоховы ничего не слышали.
«Ты - карымка, а я - гуранка!»
Мы с депутатом в сопровождении Сан Саныча заходим ещё к одной старейшине села. Евдокия Иннокентьевна Игумнова с 1929 года рождения, ей неполных 90 лет! Но она, несмотря на столь почтенный возраст, складывала дрова. Сухонькая, бодренькая, живая. Складывала вместе с сыном, Бухольцевым Алексеем Петровичем. Только на слух пожаловалась. Старушка ведёт строгий учёт своим потомкам: семеро детей – пять сыновей и две дочери, 13 внуков, 30 правнуков и восемь праправнуков! Все они записаны у неё в специальном блокноте.
Её отец был «природный казак» Иннокентий Ларионович Игумнов, мать из соседнего Унгуркуя – Мария Андреевна. «Дацан рядом, Муроча рядом, через лес туда пешком ходили. А в церковь молиться в Кудару-Сомон ходили», - поведала она о прошлой жизни, а про экспедицию 1931 года ничего не знала. Поговорив о житье – бытие, депутат пообещал приехать на её 90-летний юбилей, который будет в августе. Евдокия Иннокентьевна улыбнулась довольная, прищурилась и покивала вслед.
Еще одним пунктом депутатских забот был местный ФАП, но он был закрыт. Зашли в соседний двор к Турпановым, чья невестка работала там санитаркой, и она рассказала о проблемах здравоохранения Полканово. Зарплата у неё просто мизерная, хотя женщина была довольна и ею. Валерий Жамсуевич пообещал разобраться.
Да, кстати, выяснилось почему «Полканово»? Хозяйка – Анна Александровна Турпанова, сообщила, что деревню основал человек по имени Полкан. Это она вычитала у знаменитого писателя – земляка Кима Балкова, родом из Большой Кудары. Про себя сказала: «А я коренная, всю жизнь здесь прожила. Мне двоюродная сестра говорила: «Ты - карымка, а я - гуранка!»
Вчера и сегодня
Как видно, полкановцы знают свою историю и помнят о своём смешанном происхождении. Но они, как и в целом, русские Бурятии не склонны делать акцент на этом, в отличие от бурят и семейских. И, как видно, они легко заключают браки как между собой, так и с бурятами и семейскими.
Экспедиция 1931 года, кроме научного интереса, имела тогда и политический аспект. Это было время подъёма нацизма и теории о превосходстве арийской расы. Её сторонники утверждали, что метисация приводит к вырождению человека: ухудшению его физических характеристик, потере культурных черт, снижению продолжительности жизни и плодовитости. Экспедиция под руководством научного сотрудника отдела антропологии, Музея антропологии и этнографии АН СССР Г. И. Петрова убедительно опровергла доводы западных антропологов. Тогда русско-бурятские метисы по своим основным физическим и физиологическим показателям ничуть не уступали представителям тех наций, чьими потомками они были уже в пятом-шестом поколении. Более того, во многих случаях они «крепче и красивее своих производителей и отличаются значительной плодовитостью».
И в настоящее время уже метисы в первом поколении заметны во многих сферах жизни Республики Бурятия, а в первую очередь, в политике, культуре и спорте.