Цырен-Даши Доржиев на сессии НХ РБ II созыва
В материале, завершающем цикл о деятельности Комитета по бюджету, налогам и финансам НХ РБ, охватывается его работа в третьем, четвёртом, пятом и действующем шестом созывах бурятского парламента.
Председатель
В январе 2000 года депутат Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев, тогда член ведущего комитета, на альтернативной основе избирается председателем Комитета по бюджету, налогам, финансам и банкам и работает в этой должности ни много ни мало 15 лет. В 2015 году коллеги по работе оказали ему доверие, избрав председателем Народного Хурала V созыва.
Уникальность Цырен-Даши Эрдынеевича, ныне заместителя председателя парламента, ещё и в том, что он - депутат Народного Хурала всех шести созывов. Такое доверие избирателей Еравны, а позднее и Кижинги, объясняется просто: на каком бы посту ни работал, он всегда остаётся досягаемым для избирателей и открытым для диалога, держа руку на пульсе их интересов. Хочется выделить одно из главных его качеств, которое позволяет Доржиеву быть признанным лидером долгие годы. Это знание проблем разных сфер – экономики, сельского хозяйства, промышленности, предпринимательства, социальной политики.
Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Зоотехник по образованию, 27-летний Цырен-Даши Доржиев назначен директором совхоза «Сосновский» Еравнинского района. Позднее на базе отделения совхоза возродил колхоз в селе Домна и его избрали председателем. Через пять лет в 32 года стал руководить районом. По воспоминаниям работников министерства сельского хозяйства РБ того времени, Доржиев был единственным главой района, который приезжал в минсельхоз вместе с руководителями хозяйств отстаивать проекты.
«Законы о принятии Конституции Бурятии, о гимне, флаге, символики принимали депутаты Верховного Совета последнего созыва, а не Народный Хурал, как заблуждаются некоторые. Эти законы обсуждались довольно бурно. В то время была демократия, началась перестройка, поэтому дебаты состоялись очень серьёзные, - вспоминает Цырен-Даши Эрдынеевич. – Вот уже 25 лет мы живём по этой Конституции, хотя, конечно, она изменилась, поскольку несколько раз её приводили в соответствие с федеральным законодательством. В целом Конституция устоялась. Считаю, большая заслуга в этом была председателя Комитета по законности Верховного Совета последнего созыва Германа Корниловича Языкова. На трибуне он был основным докладчиком и смог доказать своим коллегам–депутатам основания для принятия Конституции».
Депутаты первого созыва создали основу государственного строя республики, приняв основные конституционные законы. В Конституции сохранены два государственных языка: русский и бурятский. Сессия Хурала начинается с гимна на русском языке и заканчивает свою работу гимном на бурятском языке. Шло строительство института независимых органов РБ, в первом созыве была создана Счётная палата при Народном Хурале. В последующем разработан новый закон, сделавший Счётную палату независимой.
Работа над бюджетом
Как известно, в 90-е годы в стране случился дефолт. Депутаты Народного Хурала, естественно, не могли делать прогнозы, сегодня процентная ставка Центробанка была одна, завтра появлялась другая, доходила до 400% годовых. Люди по полгода и более не получали заработную плату, не выплачивались социальные пособия, пенсии.
«Мы принимали республиканский бюджет в конце года, в ноябре-декабре, а в начале следующего рассматривали уже его исполнение. Бюджет того времени умещался в 24-страничной ученической тетради. Не было видов классификации, разделов, подразделов, - вспоминает Доржиев. - Не дай Бог, чтобы страна ещё раз пережила те годы! Если такое время придёт, Россия не выдержит!»
К слову, сейчас бюджет Бурятии расписывается, как минимум, на тысячи и более листах формата А-4.
В 2000 году приняли основной Закон РБ «О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в РБ», где чётко расписали, кто и за что отвечает, в какие сроки вносит бюджет правительство, в какие сроки начинают разрабатывать закон.
«Одна из ключевых задач - принятие налоговых законов. От того, какую ставку принимали депутаты, будь то вменёнка (расчёт налога осуществляется не на основании реального дохода предпринимателя, а с учётом потенциально возможного дохода) или упрощёнка (возможность уменьшить налоговую нагрузку, сдавая отчётность раз в год), депутаты всегда должны думать, как малый бизнес отреагирует на налоговые изменения, чтобы не закрылись малые предприятия. Мы, понимая, что должны дать возможность людям развивать бизнес, а не давить налогами, не допускали перегибов», - подчеркивает Цырен-Даши Доржиев.
При его непосредственном участии принимались законы, направленные на повышение уровня жизни населения республики, на создание благоприятных условий для роста промышленного производства и развитие малого и среднего предпринимательства, в поддержку сельского хозяйства и социальной сферы Бурятии.
В последние годы бюджет республики носит в основном социальный характер, несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов.
«Сегодня бюджет - основной закон субъекта Российской Федерации - должен быть прозрачным. Как можно больше людей должны принимать участие при его формировании, расходовании, пополнении доходной части. Каждый налогоплательщик должен знать, куда уходят финансовые средства, каждый руководитель местного самоуправления должен знать, какая часть средств переходит на уровень района, поселения. Не зря же устраиваются публичные слушания, а при регистрации выступающих предоставляется свободная трибуна», - считает депутат шести созывов Цырен-Даши Доржиев.
Безусловные экономические и социальные достижения Бурятии во многом определяются эффективностью работы законодательного органа власти республики, его ведущего комитета. Депутатам Народного Хурала постоянно приходится искать механизмы улучшения экономики республики и новые источники для её роста в условиях санкций. По оценке аналитиков, парламентарии делают большую и важную работу по формированию качественной нормативной базы.
И в этом есть заслуга Цырен-Даши Доржиева, заместителя председателя Народного Хурала Бурятии. Он относится к тем людям, которые умеют чётко считать, анализировать и определять приоритеты. С уверенностью можно сказать, что личные качества депутата Доржиева – высокий профессионализм, глубокая компетентность, всемерное отстаивание интересов республики – позволили ему внести большой личный вклад в развитие демократии и парламентаризма в Бурятии.
Рабочая поездка депутатов VI созыва в Кабанский район
Быть честным перед народом
В пятом и шестом созывах Комитет по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала РБ возглавил Зоригто Цыбикмитов.
В четвёртом созыве Зоригто Лубсанович занимал должность заместителя председателя Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку и зарекомендовал себя профессионалом, став разработчиком ряда законов, имеющих большое значение для социально-экономического развития республики.
Как правило, есть две категории депутатов. Первая — это депутаты, которые работают на публику только до выборов, раздавая различные предвыборные «подарки» и обещания. Они, как правило, не задерживаются на посту больше одного депутатского срока. Вторая, представителем которой является Зоригто Цыбикмитов, не давая избирателям ложных надежд, честно выполняет свои депутатские обязанности.
В 1984 году выпускник Бурятского государственного педагогического института начал трудовую деятельность учителем Цакирской школы-интерната Закаменского района. Молодого, активного педагога тогда пригласили на работу секретарём Закаменского РК ВЛКСМ.
Затем он уехал на родину в Мухоршибирский район, где работал директором школ в сёлах Калиновка и Хошун-Узур. Стал инициатором создания федеральной экспериментальной площадки «Хошун-Узурский социально-педагогический комплекс патриотического воспитания» и успешно воплотил её в жизнь.
В 1996 году назначен заместителем по социальным вопросам главы администрации Мухоршибирского района, а в 2002-м - его первым заместителем. Ему довелось работать с главами Сергеем Ивановым, Петром Носковым, Юрием Петровым.
«Я благодарен своим землякам, что они меня до сих пор поддерживают. Народ нам, депутатам, доверился, и мы должны быть честны перед ним, чисты и прозрачны. У депутатов во всём должна быть открытость: чаще встречаться со своими избирателями, объяснять, какая работа ведётся в правительстве, в Хурале. Когда до народа доводишь достоверную информацию, тогда и народ нас поймёт», - считает Зоригто Лубсанович.
Он вспоминает трудные времена - 90-е годы. В то время зарплату не выдавали по полгода, были митинги, на чиновников люди смотрели зло, критиковали жёстко. Однако команда районной администрации во главе с Ивановым руки не опускала, на компромиссы не шла.
Работники администрации района привозили из Улан-Удэ макаронные изделия, крупы, консервы, муку, масло и раздавали людям. В то время сокращались рабочие места, закрывались учреждения.
«Сегодня меня удивляет, как мы сохранили в Мухоршибирском районе сельские дома культуры, детские сады, которые работают по сей день. В то время во многих районных центрах их закрывали, чтобы сократить затраты, считая, «школы ведь не закроешь, а дома культуры и детские сады можно было временно законсервировать, чтобы не платить за содержание и зарплату работникам». Но это означало, что Дом культуры был потерян навсегда», - вспоминает Цыбикмитов.
Каждодневная работа
Случаются споры между правительством и Хуралом при утверждении бюджетных документов, готовящихся к рассмотрению на сессии. Руководителю комитета, работающему на постоянной основе, находящемуся в курсе проблемных моментов, приходится не только отстаивать свою точку зрения или принимать чью-то сторону, но и идти иногда на компромисс во благо общего дела.
В шестом созыве в Комитете по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала республики работают 19 депутатов. Представлены все фракции: КПРФ ЛДПР, «Справедливая Россия», «Единая Россия». Комитет обновился: из депутатов прошлого созыва остались лишь трое. Несмотря на это все люди опытные.
В этом году бюджет республики - 45 млрд рублей, около 2,5 млрд – дефицит.
«Бюджет Бурятии – не секретный, прозрачный. Перед принятием проводятся публичные слушания, на которых бюджет может поменяться на 80 процентов, - рассказал Зоригто Цыбикмитов. – Сессия Хурала проводится один раз в два месяца. В эти два «свободных» месяца создаются рабочие группы по шесть-семь человек для обсуждения бюджетных документов. Это каждодневная работа. При рассмотрении республиканского бюджета на очередной финансовый год в день проводится от двух до четырёх заседаний. Понятно, каждый депутат отстаивает интересы своего избирательного округа. Это делается для того, чтобы на сессию вынести максимально отработанный документ».
Депутатов Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала уж точно нельзя представить, что свою депутатскую роль они видят в нажатии кнопок при голосовании, ведь велика ответственность за принятие главного финансового документа республики.
Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ