Главная / Новости /Власть / Народный Хурал: от первых законов до «зелёной» экономики Бурятии

Народный Хурал: от первых законов до «зелёной» экономики Бурятии

19-04-2019

Справа от первого Президента Бурятии Леонида Потапова - Александр Лубсанов и Владимир Агалов

Почти 25 лет назад, когда страна и республика переживала далеко не лучшие времена, сформировали Народный Хурал Бурятии первого созыва. 19 июля 1994 года на первой организационной сессии образовано пять комитетов, в том числе Комитет по экономической политике в промышленном, аграрном секторе, использованию природных ресурсов, экологии и торговле. О том, как строилась работа одного из ведущих подразделений республиканского парламента в истории Бурятии, о некоторых особенностях работы комитета в предыдущие созывы, над выполнением каких задач сегодня трудятся парламентарии, газете «Бурятия» рассказал председатель Комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарёв.

4 блока, 17 направлений

- Четверть века назад председатель Комитета по экономической политике Владимир Агалов заметил: «Мы были первыми, а первым всегда непросто. Тем более, что время тогда было тяжёлое: «вся промышленность в стране встала» и «предприятия в республике не работали».

- Начинать новое дело всегда сложно. Кстати, касаясь истории, в первом созыве Владимир Агалов в должности председателя комитета отработал не весь срок: его заменил депутат от Кяхтинского района Алексей Нечаев. В тот период наши предшественники занимались решением огромного перечня вопросов – экономической политики в промышленном и аграрном секторах, а также вопросами потребительской кооперации и торговли.

- В 1997 году, по словам зампреда комитета двух созывов Анатолия Коренева, который уделял большое внимание вопросам природоохранного законодательства, приняли республиканский закон «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия». Но только в четвёртом созыве этот закон стал по-настоящему работать.

- Действительно, этот закон в первом созыве не был финансово обеспечен. А начиная с четвёртого и частично в пятом созыве пошло финансирование на оформление лечебно-оздоровительных местностей. Мы на этот закон обратили пристальное внимание. В пятом созыве я и мои коллеги выезжали с рабочими поездками в Курумканский, Иволгинский, Закаменский районы, где на месте убедились: закон надо финансово обеспечивать и движение пойдёт, поскольку у муниципалов, особенно в сельских поселениях, средств для оформления местностей нет. Мы этот вопрос поднимали и будем поднимать. Конечно, часть «диких» источников, особенно имеющих сакральное значение, останется. Но на остальных местных курортах, где есть движение по лечебно-оздоровительному туризму, отдых и лечение должны быть организованными. Источники следует оформить официально, и надо получить бальнеологическое заключение. Такие курорты местного значения должны получать средства на официальное оформление по принципу софинансирования из республиканского и районного бюджетов.

- Председатель комитета второго созыва (1999-2002) Александр Лубсанов говорил: «Наш комитет – один из ключевых: он занимается реальной экономикой».

- Мой предшественник был совершенно прав. Мы даже сейчас ведём 17 направлений, и действительно наш и бюджетный комитеты – ключевые. В современных условиях второй созыв подряд работаем по четырём блокам. Экономический блок включает разработку экономических проектов, малое и среднее предпринимательство, инвестиции в экономику. Инфраструктурный блок - это дороги, транспорт, электроэнергетика, ЖКХ. По этому блоку закон по капремонту многоквартирных домов стартовал достаточно сложно. Но сейчас он заработал: люди видят результаты, собираемость взносов увеличилась. Третий блок – недропользование. Недра – это не только полезные ископаемые, но и запасы воды. В пятом созыве мы довольно активно работали по этому серьёзному направлению: собирали предпринимателей, которые добывают и перерабатывают нефрит, встречались с золотодобытчиками на границе Закаменского и Джидинского районов. Перед нами стояла задача – найти пути увеличения доходной части бюджета. Как итог - наш бюджет пополнился на сотни миллионов рублей. И он будет дальше пополняться. В связи с новым трендом - «зелёной» экономикой - экологические требования в России ужесточаются, и экономика в части недропользования на Байкальской территории должна быть эколого-ориентированной.

Удалось отстоять Байкал

Четвёртый блок - экологический. В первом созыве об экологии вряд ли кто говорил. В 2010 году мы приняли Закон «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», в 2011-м – Закон «Об охране атмосферного воздуха». Это говорит о том, что хотя есть федеральные законы, касающиеся экологии, мы принимали законы на своём, республиканском уровне. В начале пятого созыва руководство Хурала поставило передо мной задачу - усилить работу по экологическому направлению. И мы её усилили: провели достаточное количество мероприятий, в том числе круглых столов, выездных рабочих совещаний по проблемам экологии, потому что должны оставить в нормальном состоянии последующим поколениям не только Байкал, но и всю нашу территорию. Второй момент: чтобы привлечь к нам туристов, мы должны иметь соответствующие природные условия. Если мы эти условия ухудшим, то маловероятно, что привлечём к нам туристов. К слову, я вошёл в Федеральный экологический совет при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, а мой коллега Баир Дашиевич Цыренов - в общественный совет АНО «Общественный форум «Экология» (руководитель - депутат Госдумы Николай Валуев).

- Анатолий Григорьевич, давайте вернёмся к названию комитета. В начале второго созыва (1998-2002) он разделился на два комитета - по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку и по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

- Когда в 2013 году меня избрали зампредом комитета, сказал тогдашнему руководителю комитета Вячеславу Ирильдееву, что в названии комитета присутствует старый термин, который уже не применятся даже в школьных учебниках. Я предложил слова «охрана окружающей среды» заменить на слово «экология», а термин «использование природных ресурсов» - на «природопользование». Комитет это предложение поддержал. Благодаря этой инициативе шестой созыв мы начали с новым названием. Это неформальный подход: «охрана окружающей среды» и «экология» - это разные понятия. И ещё. Несколько слов про разделение функций. Земельные ресурсы как таковые отошли в аграрный комитет, но земельные ресурсы как имущество остались у нас. Водные ресурсы - тоже у нас, а рыбные – у «аграриев».

 Выездное рабочее совещание комитета в Танхое, 2017 год

- Председатель комитета третьего созыва Вячеслав Ирильдеев констатировал: «Нам удалось отстоять Байкал». Тогда во многом благодаря усилиям парламентариев и общественности Владимир Путин росчерком маркера отвёл линию нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» подальше от Байкала.

- Было важно само принятие Федерального закона «О Байкале» (принят в 1999 году). Если бы тогда этот закон наши пролоббировали, то сейчас Байкал в таком состоянии не был: наверняка все берега были бы застроены, особенно с нашей стороны, и экологическая ситуация была бы хуже. Закон сыграл свою роль. Но сейчас он требует модернизации, потому что стал тормозить развитие экономики и хозяйственной деятельности, особенно в Центральной экологической зоне. В этот нормативно-правовой акт нужно внести изменения: о людях, живущих на берегу Священного моря, подзабыли. У людей, которые там живут и хотят развиваться, очень много экологических ограничений, поэтому надо пересматривать некоторые моменты. Мировой опыт показывает: там можно нормально жить и развиваться, не нарушая экологическое равновесие и экосистему чудо-озера. Что касается трубы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», - это было важное политическое решение. Спасибо нашим предшественникам, что такое разумное решение по спасению уникального водоёма (в котором, по последним данным, сосредоточено почти 23 % мировых запасов пресной воды) было принято: существует опасность техногенных катастроф.

- Не раз представители вашего комитета били в набат по такому наболевшему вопросу, как состояние атмосферного воздуха в Улан-Удэ…

- Мы поддержали мнение общественников и считаем, что нужна комплексная программа по очищению воздуха: жить горожанам в Улан-Удэ, особенно в зимний период, становится некомфортно и, более того, опасно. Увеличивается заболеваемость населения. Поэтому мы с депутатом Андреяном Зыбыновым инициировали на правительственном часе обсудить состояние экологической безопасности на территории республики и пути её улучшения. Эта проблема будет в нашем комитете на особом контроле.

- Анатолий Коренев рассказывал, что в четвёртом созыве стали уделять большее внимание вопросам охраны окружающей среды.

- Действительно, в четвёртом созыве по этому направлению пошло движение вперёд. А в пятом созыве мы значительно усилили эту работу. Я только что вернулся из Москвы, где участвовал в работе X Международного форума «Экология», прошедшего под эгидой Госдумы. На форуме почувствовал, что пора кардинально менять не только саму экономику, но и, прежде всего, мышление человека. К сожалению, пока в России мышление не экологическое. Мы очень сильно отстали в части работы с мусором, который может стать отходами. У нас переполнены полигоны, в России перерабатывается всего 7 % мусора, тогда как в некоторых европейских странах – до 90 %. Сейчас эта программа будет активно развиваться: Владимир Путин поставил задачу – к 2024 году значительно уменьшить выбросы 300 наиболее опасных для окружающей среды промышленных предприятий. Наконец-то появилась государственная воля по наведению порядка по утилизации отходов в стране, переходу на «зелёную» экономику, «зелёную» промышленность, «зелёное» строительство. И наши коллеги из четвёртого созыва в этом плане уже что-то предвидели. Дальше над этим будем работать.

- Какие законы по природопользованию и экологии приняты в пятом созыве Хурала?

- Вносились изменения в республиканские законы - «Об отходах производства и потребления в РБ», «О туризме», «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины на территории РБ», «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд», «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в РБ», «Об особо охраняемых природных территориях РБ», «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах в РБ». В пятом созыве мы провели 35 выездных рабочих совещаний, в том числе по экологическим проблемам, например, в Хиагду, на Тугнуйский угольный разрез.

- В пятом созыве в постоянном поле зрения комитет держал и «мусорную» тему.

- В конце созыва, понимая, что в России нужна мусорная реформа, мы принимали участие в работе по этому направлению, в том числе в части снижения тарифа. Тот тариф, который изначально озвучивался (128 рублей и более), конечно, был неподъёмным, особенно для жителей сельской местности. А сейчас, в том числе благодаря усилиям нашего комитета, тариф более или менее нормальный (порядка 67-68 рублей). Понимаем, что проблем у «ЭкоАльянса» будет много. Нам, депутатам, и правительству надо помогать регоператору. Другого пути нет. На втором этапе мы будем настаивать, чтобы в Бурятии построили мусоросжигательный завод, чтобы мусор превращать в тепловую энергию и электричество.

- С начала шестого созыва ваш комитет без раскачки активно включился в работу по курируемым направлениям…

- Давно мы мечтали, что жителям республики разрешат собирать валежник. Ведь это горючий материал, который способствует распространению пожаров, мешает лесовосстановлению. Мы такой вопрос ставили. Наконец-то в октябре прошлого года на второй сессии приняли законопроект о внесении изменений в Закон «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд». Согласно законопроекту, перечень видов недревесных ресурсов дополняется понятием «валежник». Недавно поддержали инициативу приморских законодателей по поводу старых порубочных верхушечных остатков. Также мы выступили с законодательной инициативой и направили в Госдуму законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» по введению так называемого «туристского» сбора для тех людей, которые заезжают на местные особо охраняемые природные территории. Надеемся, что нас поддержат и за въезд на такие территории будет взиматься определённая сумма, которая полностью будет использоваться для их благоустройства и организации цивилизованного туризма.

- 28 февраля этого года депутаты НХ РБ приняли закон о Стратегии-2035. Как известно, в ней значительно усилена экологическая составляющая.

- Благодаря деятельности общественников, которые понудили депутатов и зарядили положительной энергетикой, в Стратегии-2035 скорректирована историческая миссия республики, в которую были вписаны слова - «сохранение уникальной экосистемы озера Байкал для будущих поколений». Мы это сделали первыми. Это очень важно: к 2035 году мы должны сохранить наш регион в таком же, а может, и в лучшем виде. В Стратегии-2035 прописаны такие термины, как «зелёная» экономика, эколого-ориентированные технологии. На недавнем международном форуме «Экология» я высказал мысль: «Если мы хотим сохранить Байкал для России и для всего мира, мы должны нести определённые затраты». А таких средств у нас нет - мы же сохраняем Байкал для всех. Поэтому я предложил сделать Бурятию модельной территорией устойчивого развития «зелёной» экономики с соответствующим финансированием из федерального центра: на Байкальской природной территории (БПТ) в Бурятии проживает 93 % населения, в Иркутской области – 57%. То есть почти всё население республики проживает на БПТ. И эти экологические ограничения так или иначе влияют не только на экономику, но и на уровень жизни людей. Надеемся, наша инициатива найдёт поддержку в профильном комитете Госдумы.

Баясхалан ДАБАИН

Теги: экология экономика законы Бурятия Народный Хурал Бурятии Россия Анатолий Кушнарёв



Наши издания