Власть 24 апр 2019 766

​​Шашки наголо: в Бурятии всё же отменили обязательный жёлтый цвет такси

Народный Хурал Бурятии одобрил из­менение в закон, отменяющий статус жёлтого цвета как обязательного для такси, несмотря на протесты легальных таксистов и позицию минтран­са Бурятии, сообщает газета «Бурятия».

Сама эпопея с жёлтыми такси тянется с 2011 года, когда на серьёзном уровне за­говорили о едином цвете для этого вида транспорта. Право выбора окраски через опрос оставили самим гражданам. В итоге он пал именно на жёлтый цвет. Тогда во­просы о целесообразности инициативы и дополнительной финансовой нагрузке на водителей возникали у многих депутатов.

Например, совершенно нерентабельно зани­маться перекраской такси в сельской мест­ности, где зачастую последнее выполняет чисто социальную функцию – отвозит людей в больницу или в поликлинику. Предлага­ли ограничить действие закона на столицу Бурятии. В итоге в 2014-м законопроект не единогласно, но всё же приняли. К следую­щему году каждый водитель такси должен был перекрасить своё авто в жёлтый цвет. И вот спустя пять лет требование к цвету отменили, но оставили шашечки на борту как один из опознавательных знаков такси.

Акция таксистов

Перед пятой сессией Народного Хура­ла легальные перевозчики даже устроили акцию протеста против готовящихся изме­нений в закон. Тогда, напомним, утром 18 апреля от жёлтого цвета на Площади Сове­тов рябило в глазах. Как выяснилось – ба­стовали таксисты. Около 40 автомобилей заняли почти все парковочные места, во­дители вышли на пикет с плакатами и ли­стовками. Цель акции - не допустить отмены обязательных жёлтых такси.

На листовках обращение: «Депутат, под­держи жёлтый цвет, голосуй за легальный бизнес!». Акция была заранее согласована, порядок обеспечивали сотрудники ГАИ.

Обратный эффект

По данным минтранса РБ, с момента вступления закона в силу, количество пе­ревозчиков сократилось в 10 раз, с 760 до 76. Если взглянуть на другие регионы, то на сегодня единый цвет такси приняли лишь в 14 субъектах России, причём, ещё в четырёх его со временем отменили.

«У нас сегодня 1600 официально вы­данных разрешений. Примерно столько же или даже больше их не имеют, но работают таксистами. Они-то хотят легализоваться, но говорят: «Уберите цвет». Это администра­тивный барьер. Сегодня не каждый может себе позволить или переклеить машину, или перекрасить. После этого он должен идти в ГАИ, зафиксировать изменение цвета. Порядка 570 водителей обратилось по это­му поводу, чтобы нам этот барьер убрать. Обращаются и районные администрации. В Улан-Удэ более-менее, а в районах это тре­бование не выполняется», - рассказал Егор Олзоев на одном из совещаний, где обсуж­дали рынок перевозчиков.

По его мнению, если закон не работает, не защищает и становится препятствием, то, зна­чит, «мы должны какие-то меры принимать».

Жёлтый или не жёлтый?

И у противников, и у сторонников законо­дательной инициативы есть свои аргумен­ты. К первой категории относятся легальные перевозчики, сами работающие на жёлтых такси и выступившие организаторами про­тестной акции. Именно эта категория пере­возчиков в марте на встрече с минтрансом выступила за сохранение жёлтого цвета.

Таксисты напирают на то, что, если от­менят жёлтые такси, то городские дороги захлестнёт хаос. Жёлтый цвет позволяет определить легальных водителей, прохо­дящих предрейсовый медосмотр, техосмотр автомобилей, тех, кто платит налоги и полу­чил разрешение на деятельность. По их мнению, пассажиры стремятся ездить в машине именно у таких, легальных водителей.

«Машина у меня постоянно проверяется, техосмотр всегда, медосмотры прохожу ре­гулярно. Нелегалы этого не делают, потому что думают только о себе, налогов не платят», - считает Андрей, один из таксистов, высту­пающих против отмены жёлтого цвета.

Противники, среди которых такси­сты-частники, наоборот, считают, что жёлтый цвет такси никак не влияет на безопасность и качество перевозок. Скорее, наоборот, окрашенные в жёлтый цвет такси ассоциируются у людей с «убитым» автомо­билем, грязным салоном и невыспавшимся водителем. Примеры ДТП с участием жёлтых такси тоже идут не в пользу этой картине.

Стоимость перекраски автомо­биля обходится от 15 тысяч рублей, к тому же в ГИБДД нужно заплатить госпошлину. Манипуляции с пере­краской влияют на цену автомо­биля, которая падает на несколько десятков, а то и на сотню с лишним тысяч рублей.

Обе противоборствующие сто­роны, кроме прочего, обвиняют друг друга в лобби определённых организаций, которым выгодно то или иное решение.

«570 водителей уже собрали подписи за отмену жёлтого цве­та. Выступили районы республи­ки», - подчёркивает представитель сообщества «Водители такси 03» Дмитрий Халбаев.

По мнению мужчины, дан­ная протестная акция – выходка местных таксопарков, которые перекрашивают свои авто и сдают их в аренду за 1-1,5 тысячи рублей в сутки. Тем, кто берёт у них маши­ны, приходится работать свыше 12 часов в сутки, чтобы отбить арен­ду. Именно их, находящихся в за­висимом положении, и заставили приехать на протест.

Кому не выгодно?

В соцсетях мнения раздели­лись: одни поддерживают такси­стов, вышедших на пикет, другие, наоборот, согласились с иници­ативой депутатов Хурала. Но все согласны в одном – такси должно быть чистым, комфортным и без­опасным.

«В общем, мой ответ. Жёлтый цвет оставляем и делаем отбор авто. Либо отменяем жёлтый цвет и ездим на нормальном авто. Со­гласитесь, каждый владелец по максимуму старается подремон­тировать, помыть свою машину. Авто же в аренду им «по бараба­ну». Владелец думает: зачем мне его делать, если всё равно на нём не езжу, пускай он смотрит. Арен­датор так же - зачем мне его де­лать, это не моё авто», - считает посетитель паблика «Аноним 03».

«Что касается нелегальных перевозчиков, после отмены обя­зательного цвета 60 % зарегистрируются. Почему? Потому что свою машину жалко и дорого обклеи­вать, да и цвет позорный, - вторит ему другой юзер. - Как только, по­лучив лицензию, водитель-хозяин наклеит пару реклам - он в прио­ритете, значит, он - конкурент, чего боятся противники отмены цвета».

По мнению интернет-пользо­вателя, «бомбила» или нелегал следит за своей машиной, ведь она его кормилица, возит свою се­мью, поэтому и содержит машину в чистоте.

«Да он работает по свободно­му графику, и это не его основ­ная работа. Но с отменой цвета бóльшая часть легализуется, по­тому что в приоритете выгоднее зарабатывать и платить налоги и отчисления. Тем более, всё сейчас по упрощёнке. Конкуренция и по­вышение качества обслуживания противникам отмены цвета не вы­годна», - уверен мужчина.

«Правовой нигилизм»

Тем временем, теневой сектор рынка такси, по оценке минтран­са РБ, составляет половину от общего количества перевозчиков. Согласно цифрам аналитиков, его оборот составляет от 1,5 до 4 млрд рублей ежегодно, а вот налогов от этой деятельности в прошлом году поступило лишь 4,5 млн ру­блей. Налицо большой недобор.

Решать же проблему с нелега­лами, как считают в Хурале, нужно не путём «демонизации» последних, а поисками решения, которое более или менее удовлетворяет всех.

И вот на очередной сессии Ху­рала вызывающую споры иници­ативу выдвинули на обсуждение. При этом единодушия у членов парламента не было. Так, депутат Батор Цыбиков вообще предложил снять вопрос с повестки.

«Меня поддержали 29 де­путатов из 61. Вопрос остался в повестке. Значит, пообсуждаем при рассмотрении этого вопро­са, - подчеркнул парламентарий. - Считаю, что необходимо не торопиться с принятием закона, нужно разобраться полностью, выслушать все заинтересованные стороны, а потом принимать взве­шенное решение».

По его мнению, подобная ситу­ация с водителями, которых сна­чала заставляют перекрасить свои машины, а затем это требование отменяют, рождает в людях «пра­вовой нигилизм» и «недоверие к властям». К этому же призвали депутат Сергей Дорош и министр транспор­та Александр Аюшеев.

Но, в конце концов, обяза­тельный жёлтый цвет такси всё же отменили, инициативу одо­брили в двух чтениях, несмотря на протесты и мнение минтранса и ГИБДД. Насколько положитель­но это решение повлияет на ры­нок такси, увидим в ближайшее время.

Вообще, цвет автомобилей и сопутствующие вопросы – не единственная проблема таксистов, заставляющая уходить в тень. Ещё три месяца назад улан-удэнские водители авто с шашечкой требо­вали запретить в городе агрегато­ры «Максим» и «Яндекс-такси». Благодаря им получить заявку или заказ может даже тот води­тель, у которого нет разрешения на перевозку. Пока дело никак не регламентируется, но в Госдуме уже прошёл законопроект, кото­рый призван урегулировать их де­ятельность с помощью приличных штрафов.

Фото Анны Огородник

Автор: Антон ИРШУТОВ