Народный Хурал Бурятии одобрил изменение в закон, отменяющий статус жёлтого цвета как обязательного для такси, несмотря на протесты легальных таксистов и позицию минтранса Бурятии, сообщает газета «Бурятия».
Сама эпопея с жёлтыми такси тянется с 2011 года, когда на серьёзном уровне заговорили о едином цвете для этого вида транспорта. Право выбора окраски через опрос оставили самим гражданам. В итоге он пал именно на жёлтый цвет. Тогда вопросы о целесообразности инициативы и дополнительной финансовой нагрузке на водителей возникали у многих депутатов.
Например, совершенно нерентабельно заниматься перекраской такси в сельской местности, где зачастую последнее выполняет чисто социальную функцию – отвозит людей в больницу или в поликлинику. Предлагали ограничить действие закона на столицу Бурятии. В итоге в 2014-м законопроект не единогласно, но всё же приняли. К следующему году каждый водитель такси должен был перекрасить своё авто в жёлтый цвет. И вот спустя пять лет требование к цвету отменили, но оставили шашечки на борту как один из опознавательных знаков такси.
Акция таксистов
Перед пятой сессией Народного Хурала легальные перевозчики даже устроили акцию протеста против готовящихся изменений в закон. Тогда, напомним, утром 18 апреля от жёлтого цвета на Площади Советов рябило в глазах. Как выяснилось – бастовали таксисты. Около 40 автомобилей заняли почти все парковочные места, водители вышли на пикет с плакатами и листовками. Цель акции - не допустить отмены обязательных жёлтых такси.
На листовках обращение: «Депутат, поддержи жёлтый цвет, голосуй за легальный бизнес!». Акция была заранее согласована, порядок обеспечивали сотрудники ГАИ.
Обратный эффект
По данным минтранса РБ, с момента вступления закона в силу, количество перевозчиков сократилось в 10 раз, с 760 до 76. Если взглянуть на другие регионы, то на сегодня единый цвет такси приняли лишь в 14 субъектах России, причём, ещё в четырёх его со временем отменили.
«У нас сегодня 1600 официально выданных разрешений. Примерно столько же или даже больше их не имеют, но работают таксистами. Они-то хотят легализоваться, но говорят: «Уберите цвет». Это административный барьер. Сегодня не каждый может себе позволить или переклеить машину, или перекрасить. После этого он должен идти в ГАИ, зафиксировать изменение цвета. Порядка 570 водителей обратилось по этому поводу, чтобы нам этот барьер убрать. Обращаются и районные администрации. В Улан-Удэ более-менее, а в районах это требование не выполняется», - рассказал Егор Олзоев на одном из совещаний, где обсуждали рынок перевозчиков.
По его мнению, если закон не работает, не защищает и становится препятствием, то, значит, «мы должны какие-то меры принимать».
Жёлтый или не жёлтый?
И у противников, и у сторонников законодательной инициативы есть свои аргументы. К первой категории относятся легальные перевозчики, сами работающие на жёлтых такси и выступившие организаторами протестной акции. Именно эта категория перевозчиков в марте на встрече с минтрансом выступила за сохранение жёлтого цвета.
Таксисты напирают на то, что, если отменят жёлтые такси, то городские дороги захлестнёт хаос. Жёлтый цвет позволяет определить легальных водителей, проходящих предрейсовый медосмотр, техосмотр автомобилей, тех, кто платит налоги и получил разрешение на деятельность. По их мнению, пассажиры стремятся ездить в машине именно у таких, легальных водителей.
«Машина у меня постоянно проверяется, техосмотр всегда, медосмотры прохожу регулярно. Нелегалы этого не делают, потому что думают только о себе, налогов не платят», - считает Андрей, один из таксистов, выступающих против отмены жёлтого цвета.
Противники, среди которых таксисты-частники, наоборот, считают, что жёлтый цвет такси никак не влияет на безопасность и качество перевозок. Скорее, наоборот, окрашенные в жёлтый цвет такси ассоциируются у людей с «убитым» автомобилем, грязным салоном и невыспавшимся водителем. Примеры ДТП с участием жёлтых такси тоже идут не в пользу этой картине.
Стоимость перекраски автомобиля обходится от 15 тысяч рублей, к тому же в ГИБДД нужно заплатить госпошлину. Манипуляции с перекраской влияют на цену автомобиля, которая падает на несколько десятков, а то и на сотню с лишним тысяч рублей.
Обе противоборствующие стороны, кроме прочего, обвиняют друг друга в лобби определённых организаций, которым выгодно то или иное решение.
«570 водителей уже собрали подписи за отмену жёлтого цвета. Выступили районы республики», - подчёркивает представитель сообщества «Водители такси 03» Дмитрий Халбаев.
По мнению мужчины, данная протестная акция – выходка местных таксопарков, которые перекрашивают свои авто и сдают их в аренду за 1-1,5 тысячи рублей в сутки. Тем, кто берёт у них машины, приходится работать свыше 12 часов в сутки, чтобы отбить аренду. Именно их, находящихся в зависимом положении, и заставили приехать на протест.
Кому не выгодно?
В соцсетях мнения разделились: одни поддерживают таксистов, вышедших на пикет, другие, наоборот, согласились с инициативой депутатов Хурала. Но все согласны в одном – такси должно быть чистым, комфортным и безопасным.
«В общем, мой ответ. Жёлтый цвет оставляем и делаем отбор авто. Либо отменяем жёлтый цвет и ездим на нормальном авто. Согласитесь, каждый владелец по максимуму старается подремонтировать, помыть свою машину. Авто же в аренду им «по барабану». Владелец думает: зачем мне его делать, если всё равно на нём не езжу, пускай он смотрит. Арендатор так же - зачем мне его делать, это не моё авто», - считает посетитель паблика «Аноним 03».
«Что касается нелегальных перевозчиков, после отмены обязательного цвета 60 % зарегистрируются. Почему? Потому что свою машину жалко и дорого обклеивать, да и цвет позорный, - вторит ему другой юзер. - Как только, получив лицензию, водитель-хозяин наклеит пару реклам - он в приоритете, значит, он - конкурент, чего боятся противники отмены цвета».
По мнению интернет-пользователя, «бомбила» или нелегал следит за своей машиной, ведь она его кормилица, возит свою семью, поэтому и содержит машину в чистоте.
«Да он работает по свободному графику, и это не его основная работа. Но с отменой цвета бóльшая часть легализуется, потому что в приоритете выгоднее зарабатывать и платить налоги и отчисления. Тем более, всё сейчас по упрощёнке. Конкуренция и повышение качества обслуживания противникам отмены цвета не выгодна», - уверен мужчина.
«Правовой нигилизм»
Тем временем, теневой сектор рынка такси, по оценке минтранса РБ, составляет половину от общего количества перевозчиков. Согласно цифрам аналитиков, его оборот составляет от 1,5 до 4 млрд рублей ежегодно, а вот налогов от этой деятельности в прошлом году поступило лишь 4,5 млн рублей. Налицо большой недобор.
Решать же проблему с нелегалами, как считают в Хурале, нужно не путём «демонизации» последних, а поисками решения, которое более или менее удовлетворяет всех.
И вот на очередной сессии Хурала вызывающую споры инициативу выдвинули на обсуждение. При этом единодушия у членов парламента не было. Так, депутат Батор Цыбиков вообще предложил снять вопрос с повестки.
«Меня поддержали 29 депутатов из 61. Вопрос остался в повестке. Значит, пообсуждаем при рассмотрении этого вопроса, - подчеркнул парламентарий. - Считаю, что необходимо не торопиться с принятием закона, нужно разобраться полностью, выслушать все заинтересованные стороны, а потом принимать взвешенное решение».
По его мнению, подобная ситуация с водителями, которых сначала заставляют перекрасить свои машины, а затем это требование отменяют, рождает в людях «правовой нигилизм» и «недоверие к властям». К этому же призвали депутат Сергей Дорош и министр транспорта Александр Аюшеев.
Но, в конце концов, обязательный жёлтый цвет такси всё же отменили, инициативу одобрили в двух чтениях, несмотря на протесты и мнение минтранса и ГИБДД. Насколько положительно это решение повлияет на рынок такси, увидим в ближайшее время.
Вообще, цвет автомобилей и сопутствующие вопросы – не единственная проблема таксистов, заставляющая уходить в тень. Ещё три месяца назад улан-удэнские водители авто с шашечкой требовали запретить в городе агрегаторы «Максим» и «Яндекс-такси». Благодаря им получить заявку или заказ может даже тот водитель, у которого нет разрешения на перевозку. Пока дело никак не регламентируется, но в Госдуме уже прошёл законопроект, который призван урегулировать их деятельность с помощью приличных штрафов.
Фото Анны Огородник