Общество 25 апр 2019 2338

​​Звёздная дочь Тугнуйских степей: знатный овцевод Бурятии стала Героем Соцтруда

Супруги Балдама Тугжиевна и Тэгшэ Цыбикович с Балмой Тугжиевной

1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Героя Социали­стического Труда Балдамы Туг­жиевны Доржиевой, уроженки Мухоршибирского района. Эта дата, конечно, мало что гово­рит и объясняет сегодняшнему поколению, даже её землякам. А ведь было время, когда имя Доржиевой гремело не только в Тугнуйской долине, но и во всей республике, сообщает газета «Бурятия».

Эта простая бурятская женщи­на, великая труженица, благодаря упорству, трудолюбию и целеустремлённости достигла боль­ших высот в своём деле, имела честь представлять коммунистов республики на Пленуме ЦК КПСС и сидеть рядом с первым космонав­том Юрием Гагариным, а ещё быть избранной членом ЦК профсоюза работников сельского хозяйства СССР.

Труд с 15 лет

Немалых трудностей и раз­ных испытаний пришлось ей преодолеть на жизненном пути. Детство в семье, в которой было восемь детей, вы­далось несладким. Поэтому её отец Тугжи Суянов и мать Мэдэг­ма Долодоева, проживающие в улусе Байрдаша, что недалеко от Сутая, вынуждены были отдать одного из детей в другую семью. Такой порядок существовал у бу­рят издавна, и он воспринимался в порядке вещей. Их выбор пал на 13-летнюю Балдаму. Так она оказалась в Галтае, на родине матери, в семье бездетного дяди Доржи. Отсюда и её новая фами­лия – Доржиева.

Молодость Балдамы при­шлась на годы, когда в деревнях страны шла коллективизация и колхозный строй, хоть и с пере­гибами, уверенно занимал своё место в государственной системе. Что и говорить, жизнь станови­лась лучше, колхозы поднимались на ноги и люди с большой верой в будущее с энтузиазмом труди­лись на благо Отчизны. Её трудо­вая деятельность началась в 1934 году. С 15 лет она стала работать в колхозе им. К. Маркса Сутайского сельсовета.

Началась Великая Отечествен­ная война. Балдаму Тугжиевну, как активную общественницу, выдвинули на должность секретаря сельсовета. В связи с призывом на фронт часто менялись предсе­датели, и ей приходилось вести организаторскую работу, отвечать буквально за всё. Но она справля­лась с такой нагрузкой. В 1943 году Балдама Тугжиевна становится членом КПСС. И с тех пор на ка­ждом трудовом месте показывает пример прилежания и старатель­ности. А работать в те трудные годы ей доводилось и птичницей, и чабанкой, и на других колхозных участках.

Овцеводы

После того как в 1953 году Сутайский колхоз вошёл в состав совхоза «Эрдэм» и стал его тре­тьим отделением, Балдама Туг­жиевна вместе с семьей оконча­тельно переходит в овцеводство. До этого её муж Тэгшэ Цыбико­вич Цыбиков работал в колхозе табунщиком. В первый год своей самостоятельной работы чаба­нами им пришлось ухаживать за овцами монголо-бурятской породы. После первой зимовки Тэг­шэ Цыбикович летом в местности Харьяска затеял постройку новой кошары, которая получилась тё­плой и добротной. Так Балдама Тугжиевна и Тэгшэ Цыбикович стали овладевать секретами ча­банского мастерства. А они были непростыми. В среднем в отаре насчитывалось 550-600 овец. А в период окота она увеличивалась в два и более раз. Хорошо, что в их бригаду с первых дней незаме­нимой помощницей вошла сестра Балдамы Балма Тугжиевна. На помощь приходили дети и пле­мянники, особенно летом, когда начинались пастьба, стрижка и купка.

День за днём, месяц за меся­цем проходили годы их жизни в повседневных заботах и в труде. В 1955-1956 годах совхоз завёз из западных областей, в основном из Ставрополья, овец мериносной породы. Их передали чабанам бригады Балдамы Доржиевой, к этому времени показавшим себя добросовестными и надёжны­ми овцеводами. Работа с новым пополнением потребовала пересмотра всей технологии выра­щивания, вплоть до изменения рациона питания. Всему этому им пришлось учиться с помощью со­ветов специалистов. Шерсть овец была тонкорунной, большинство овцематок давали по два-три яг­нёнка. Выгода от их содержания обещала быть весомой. В первый же год чабаны получили от 100 маток по 113 ягнят, что было и не­ожиданно, и радостно. На следу­ющий год результат почти повто­рился – 110 ягнят! Шерсти с овцы стали настригать по 4 и более кг.

Но самым счастливым для бригады и лично для Балдамы Тугжиевны стал 1959 год. По результатам расплодной кампании они получили рекордное по тем временам количество ягнят – 150 на 100 овцематок! А самая боль­шая радость их ожидала в конце года, когда вышел указ Президиу­ма Верховного Совета СССР о при­своении звания Героя Социали­стического Труда чабану совхоза «Эрдэм» Мухоршибирского рай­она Бурятской АССР Балдаме Тугжиевне Доржиевой с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Депутат

Весть о награждении букваль­но свалилась на Балдаму Тугжи­евну, прозвучала, как гром среди ясного неба. Она, конечно, обрадо­вала родных, близких и всех зем­ляков, наполнила их сердца гор­достью за неё. Да, действительно, это была награда за бессонные ночи, нелёгкий труд в условиях зимней стужи, летнего зноя, под проливным дождём и на жгучем ветру. Но они заслужили всё это, а особо - сама Балдама Тугжиевна как бригадир и руководитель ма­ленького, но дружного коллекти­ва.

Прошли торжества, связанные с награждением, и жизнь вер­нулась в прежнее русло. Всё так же продолжалась нескончаемая череда чабанских будней, только добавились у Балдамы Тугжиев­ны новые, ранее неизведанные хлопоты и обязанности. Трудно было на первых порах привыкнуть к вниманию со стороны прессы, к многочисленным визитам гостей и официальных делегаций. В такие моменты нужно было проявлять истинно бурятское гостеприим­ство, делиться опытом работы, показывать своё хозяйство. К тому же в 1963 году Балдама Тугжиев­на была избрана депутатом Вер­ховного Совета Бурятской АССР, и, естественно, намного увеличились общественные нагрузки. Хорошо, что благодаря стараниям всех чле­нов бригады у них всегда и во всём соблюдался порядок, весь цикл работ был продуман и организо­ван чётко. Во время поездок Бал­дамы Тугжиевны на различные собрания, совещания и пленумы в район, в Улан-Удэ и Москву вся от­ветственность ложилась в первую очередь на Тэгшэ Цыбиковича.

По словам земляков, он был добрым, хорошим человеком. Обладал спокойным характером, был немногословен, к своим обя­занностям, ко всему, что касалось их общего дела и семьи, относился со степенностью и деловитостью.

В 1941 году Тэгшэ призвали в ряды РККА, в составе 17-й армии служил вблизи границы с Маньчжурией. В августе 1945-го прини­мал участие в разгроме японских милитаристов. Победу встретил в Чунгуне. Впоследствии был удо­стоен ордена «Знак Почёта», на­граждён многими медалями и различными грамотами.

Чабанский труд

Очень ответственной и надёж­ной в делах была Балдама Тугжи­евна. Она всячески способство­вала тому, чтобы их общий труд приносил результаты. Но, конечно, на первом месте у неё стояла забота о сестре, желание помогать и поддерживать её во всех начина­ниях, быть надёжной опорой.

Сегодня уже мало кто знает, что такое чабанский труд. Ов­цеводство во второй половине прошлого столетия было одной из главных отраслей сельского хозяйства в республике. Поэтому внимание к нему было огромное. Поголовье овец достигало более миллиона голов. Наверное, многие помнят картину, когда по окрест­ным холмам и увалам, посреди широких степей плавно двигались многочисленные отары. И всегда рядом с ними виднелись фигуры взрослых или подростков на конях и с собакой. Нелегко было целыми днями, в любую погоду ходить за овцами. Сколько километров они проходили за день, месяц и год?! А за десятилетия своего нелёгкого труда?! Только за это они достой­ны всяческого уважения. Но самая трудная и ответственная часть ра­боты маточных отар выпадала на время приёма ягнят.

Семейная бригада

В рассказ о Балдаме Доржи­евой уместно включить воспоми­нание её дочери Тонирмы Тугжи­евны Башлеевой. Кто лучше неё может поведать нам о жизни и рабочих буднях самых близких людей, ибо она не только живой свидетель, но и участник событий тех далёких лет.

«В семье нас было двое: я и младший брат Батор. Когда мне было 11 лет, отец с матерью стали чабанами и переехали на отдель­ную стоянку. И отныне почти все воскресные дни и каникулы до окончания школы мы проводили на стоянке. Когда наступал пик окота, свободного времени ни у кого практически не оставалось. Да и нам хватало работы. Но я не пом­ню, чтобы мы как-то отлынивали, не выполняли задания. Самым лю­бимым периодом было лето. Овец мы пасли по очереди. И в этом за­нятии была своя прелесть. В хоро­ший день, следуя за отарой, всегда можно было без конца любоваться природой, пробежаться по мягкой траве, собрать небольшой венок из степных цветов, во весь голос, от души, распевать песни – одним словом, дать волю своим чувствам и настроению.

Подходило время сенокоса, и всё приходило в движение. Ча­банские бригады сами заготавли­вали корма для овец. Родители на подмогу приглашали работящих людей из числа знакомых и родственников. В урожайный год в се­новал загоняли до двух десятков больших зародов на санях. Понят­но, что в этой страде участвовали мы все.

Всё это я пишу, чтобы показать лишь малую толику той работы, которую приходилось выполнять тогда всем овцеводам, в том чис­ле и моим родителям. После того как наша мама стала Героем Соци­алистического Труда, она никогда не позволяла себе делать скидки, трудиться хуже, чем вчера, на­деяться на помощь со стороны. В течение ещё нескольких лет наша семейная бригада показывала стабильные результаты, за что удостаивалась наград. Например, мама удостоена большой Золотой медали ВДНХ. В составе делегации республики для обмена опытом ездила в Монголию, в Алтайский край, Забайкалье. О ней тогда много писали в газетах, помню, приезжал художник Тимин, чтобы нарисовать портрет мамы.

Выйдя на заслуженный отдых, они вернулись в родное село Бом, построили дом, в меру своих сил содержали небольшое хозяйство. В летнее время их дом наполнялся шумом многочисленных внуков, радуя их сердца. Так они прожи­ли ещё долго, до преклонных лет. Отца не стало в 2001 году. Мама пережила его на 8 лет. Что удиви­тельно - им обоим было по 89 лет, когда они ушли из жизни.

Все мы помним нашу маму, бабушку и прабабушку, стараем­ся, чтобы её имя сохранилось в памяти людской надолго. Её внук Бэлигто Баторович Тыкшеев, гла­ва местного поселения, ежегодно весной проводит в Боме борцов­ский турнир памяти Балдамы Тугжиевны Доржиевой. Нынешний – 20-й юбилейный».

Земля мухоршибирская дала Родине немало сынов и дочерей, прославивших её ратными подвигами и трудовыми делами. И среди них имя славной дочери Тугнуйской долины Балдамы Дор­жиевой, Почётного гражданина Республики Бурятия.

Фото из архива семьи Бэликто Тыкшеева

Автор: Бадма БАЛЬЖИНИМАЕВ

Читайте также