Власть 26 апр 2019 1527

​​Аграрный экс-мэр Улан-Удэ: Геннадий Айдаев занялся овощами

Унэгэтэйский плодоовощной завод, созданный ещё в 1935 году, хорошо известен в Бурятии. Особенно в советские годы его про­дукция пользовалась спросом среди населения. А как сейчас живёт предприятие?

Во главе - экс-мэр

В последние годы завод на­ходился на грани банкротства. В 2017 году на смену прежнему собственнику ООО «Агро-В» пришёл новый – ООО «БурятКонсервПром» (БКП), один из учредителей кото­рого экс-мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.

На предприятии побывали чле­ны Комитета НХ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку. В ходе визита они обсудили отдельные вопросы развития пищевой и пе­рерабатывающей промышленно­сти республики на примере от­дельно взятого предприятия.

«Положение действительно было тяжёлым, - рассказал Айда­ев. - Завод работал один-два дня в неделю. Но идея мне была ин­тересна - сохранить единственное в республике предприятие, кото­рое перерабатывает продукцию наших сельхозтоваропроизводи­телей. И вместе с руководством завода начали его реанимировать».

За это время взялись за модер­низацию производства, капремонт технологического оборудования в консервном цехе, бытовых по­мещений, овощехранилища. Всё это уже сказалось на производительности. Если в 2017 году здесь произвели продукцию на 16 млн рублей, то в 2018-м - уже на 50 млн рублей.

Производство и сбыт

Есть и планы по закупу новой линии по очистке, мойке, резке овощей.

«Это самый трудоёмкий тех­нологический процесс. Сегодня практически всё делается вруч­ную, он никак не механизирован», - пояснил Геннадий Айдаев.

Новая линия позволит выпу­скать гораздо больше продукции. Выйти на уровень времён Советского Союза, а это 2,2 млн банок консервов в год, в ближайшей перспективе вряд ли удастся. Но увеличить в два-три раза объём производства получится, счита­ет учредитель. В советские годы завод обеспечивал своей продук­цией БАМ, армию, пенитенциар­ную систему. А сейчас продать её сложно. К тому же осенью насе­ление практически не покупает унэгэтэйские консервы, поскольку у большинства есть свои запасы овощей. И лишь с весны товар вновь пользуется спросом. Поэ­тому завод весь январь-февраль простоял и приступил к работе лишь в марте. Сегодня склады за­вода затоварены продукцией на сумму более 12 млн рублей, а это, по словам учредителя, «замороженные» деньги предприятия.

Здесь рассказали, что одна из главных проблем – это отсут­ствие связи между заводом и сельхозтоваропроизводителями. У предприятия 238 га земли. Но самим выращивать картофель и овощи невыгодно. В советское время по соседству существовал колхоз, работавший с заводом в одной связке. Но сегодня у пред­приятия нет своих специалистов и техники. Лучшим вариантом были бы регулярные поставки от сель­хозпроизводителей, чтобы завод не простаивал. Планируют заклю­чить прямые договора с предпри­ятиями, выращивающими карто­фель, овощи. Но есть сложности, поскольку, по данным минсель­хозпрода РБ, всё, что выращивает­ся в республике, не удовлетворяет потребности населения.

Депутатам показали, как работает завод

Польза проекта

Сейчас здесь разрабатывают инвестпроект по модернизации и развитию Унэгэтэйского плодоовощного завода на период 2019-2028 годов. Проект, кроме расширения производственных мощностей предприятия, включа­ет в себя капремонт всей инфра­структуры и помещений, строительство очистных сооружений, восстановление и расширение мелиоративной системы, заклад­ку садов многолетних ягодных насаждений и строительство круглогодичного тепличного комплекса. Общая стоимость про­екта - около 350 млн рублей, в том числе собственные средства, кредиты банков и субсидии из республиканского бюджета. Как выяснилось, в законодательстве господдержка пищевой промыш­ленности практически не пред­усмотрена.

На самом заводе считают плюсы от реализации проекта. Во-пер­вых, вырастут объёмы выручки и налоговые отчисления. Число рабочих мест также увеличится почти в три раза. Привлекатель­но, что в случае господдержки предприятие сможет занять до четверти всего розничного рын­ка. Это важно, ведь сегодня аб­солютное большинство (более 90%) продукции, аналогичной выпускаемой Унэгэтэйским пло­доовощным заводом, завозная, а общий объём рынка, по оценкам экспертов, составляет более млрд рублей в год.

Доживём до 2020 года

Председатель профильного ко­митета Хурала Пётр Носков рас­сказал, что господдержка, прежде всего, будет идти в рамках фе­деральной программы, направ­ленной на комплексное развитие села. Сейчас её, рассчитанную на пять лет, начиная с 2020 года, разработало Министерство сельского хозяйства и продовольствия России. В конце июня программу должны вынести на обсуждение. Известно, что в федеральном бюд­жете на её реализацию предусмо­трено 1,4 трлн рублей, по 280 млрд рублей в год. Правда, Пётр Носков оговорился, что пока неизвестно, по каким каналам федеральные деньги будут поступать в регионы. Но в любом случае они будут, по­скольку это поручение президента России.

«Без федеральной помощи селу не выжить. И нам нужно уже се­годня рассматривать проблемы, перспективы развития и этого предприятия, и всей отрасли в це­лом, - сказал Пётр Носков. Нужно наращивать объёмы господдерж­ки пищевой промышленности, ведь в налогах, поступающих в республиканский бюджет, немалая доля налогов от пищевой и пере­рабатывающей промышленности».

Он считает, что вместе с Мин­сельхозом республики нужно рассмотреть программу, в кото­рую можно включить помощь для Унэгэтэйского плодоовощного завода, а также его участие в разрабатываемой программе феде­рального министерства. Пётр Но­сков указал руководству завода, что основные шаги по развитию своего предприятия должны де­лать именно они.

«Наша задача создать такую базу, на основе которой вы могли бы работать», - заключил Пётр Носков.

Фото Андрея Халбашкеева

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также