Культура 26 апр 2019 2039

​​«Неизвестная война»: улан-удэнские школьники примерили ситуацию на себя

Сцена из спектакля «Воин». Фото Александры Даниловой

Уже в четвёртый раз в Русском драмтеатре при поддержке Министер­ства культуры и правительства Буря­тии проходила творческая лаборатория «Территория РОСТа». Название расшиф­ровывается, как «Растём, Общаясь с Театром», что означает «Территория» без назиданий и поучений, импульс к творчеству и развитию фантазии. Бла­годаря этому проекту удалось привезти в Улан-Удэ известных современных детских писателей и драматургов, и в итоге – поставить несколько детских и подростковых спектаклей на Малой сцене, сообщает газета «Бурятия».

На этот раз в Улан-Удэ прибыл «те­атральный десант» молодых, но уже зарекомендовавших себя режиссё­ров. Они создали эскизы спектаклей – «Фото топлесс», «Воин», «Мама, мне оторвало руку», «Дар моей невинно­сти».

Один из режиссёров – Павел Дани­лов представил на суд улан-удэнских зрителей спектакль по мотивам Чехова «Вишнёвый сад», затем остался ещё на неделю, чтобы поработать над эски­зом спектакля «Воин» по пьесе Марии Огневой. Павел окончил МГИК, маги­стратуру Центра им. Вс. Мейерхольда и Школу-студию МХАТ. В его послужном списке спектакли: «Гамлет. Близкий сердцу сын», «Планета Кандинский», «Пилорама Плюс», «Олимпия» и другие.

Пьеса Марии Огневой «Воин» – исто­рия взросления, которая разворачива­ется на фоне чеченской войны. Война – это не только кадры непрерывно иду­щей кинохроники, война окружает персонажей, определяет их жизнь: дети растут без отцов, учатся выживать, защищаться, а их матери работают в три смены, чтобы сохранить хотя бы видимость благополучия. И декорации в пьесе словно взяты с «линии фронта»: деревянные ящики от боеприпасов при необходимости превращаются в стол, стулья, окно, телевизор. И по ящику, как водится, врут о войне…

От частного - к общему

В таких обстоятельствах вынуждены взрослеть действующие персонажи, война в их жизни становится сутью отношений. Происходящее показано, в основном, глазами главного героя. Но фокус зрительского внимания посто­янно меняется, тем самым режиссёр приводит частную историю к обобще­нию, подчёркивая, что происходящее имеет отношение к нам сегодняшним.

Подростковый мир выписан как умень­шенная модель большого, «взросло­го». В этом «собственном государстве» школьники определяют своих и чужих, поселковых и «КППшных», играют во дворе «в чеченов и русских». Путь во­ина, который предстоит пройти глав­ному герою Тоше, как бы проецируется из некого условного «мифа» о старшем брате Мини, без вести пропавшем на войне. И Тоша проходит испытание гне­вом, обидой и бесконечным страхом.

Важнейший план текста – это дневник Тоши, где особенно громко звучит его голос, переданный через обобщённый образ «военного». Это пространство искренних признаний и заблуждений, сопрягаясь с пространством жизни, создаёт необходимое напряжение и расширяет границы сопереживания, зрительского участия. События из дет­ства, бесспорно, влияют на формирова­ние личности, и порой требуется много времени, чтобы пережить травматиче­ский опыт.

На прошедшем сразу же после пока­за обсуждении присутствовали стар­шеклассники, педагоги, театральные критики. Режиссёру Павлу Данилову задали вопросы, в которых ребята примеряли ситуацию на себя, дели­лись своими эмоциями, вызванными постановкой. Тема чеченской войны для многих – это неизвестная страница истории, произошедшие события если и отразились на судьбе нынешнего поколения, то совершенно неявным, косвенным образом. Для кого-то бесконечная череда кадров кинохроники о прошедшей войне являлась отвле­кающим фактором, кому-то помога­ла погрузиться в иную, созданную на сцене, реальность. Но с уверенностью можно сказать, что данная тема нико­го не оставила равнодушным. Пережив театральное действо, ребята обогатили свой жизненный опыт новыми впечат­лениями и, если даже не нашли ответы на все поставленные вопросы, то за­думались о тех, кто рядом с ними, кто более беззащитен, требует внимания и участия.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ