В Монголии по дороге в Улан-Батор увидел вывеску «Русская баня». Сразу повеяло чем-то родным и захотелось в баню на ПВЗ, с утра пораньше на первый пар. Но, увы, был цейтнот, и я так и не испытал монгольской «русской бани». А какова, собственно, монгольская баня?
В прошлом кочевники мылись в своих юртах. Разжигали очаг, накаляли камни и сидели, парились. При отсутствии воды выступившую грязь просто соскабливали. В качестве топлива использовали высохший навоз – кизяк или аргал по-монгольски и по-бурятски. Аргал имеет повышенную теплоотдачу. В настоящее время его, да и вообще технологию кочевой бани, используют в Иволгинском дацане. За его оградой стоит неприметный домик – это и есть «сонгольская» баня, как её именует Хамбо лама Аюшеев.
«Газ прогревает воздух, уголь и дрова – мясо, тепло от аргала (кизяк) прогревает до костей, а если Ганжур лама после трёх дней медитации дунет на тебя – пиши пропало! – говорит он. - Бурятская баня убирает хондроз и лёгочные болезни. Почему русские лежали на печи? Потому что прогревали кости. Бурятская баня прогревает костный мозг, а это основа основ здоровья человека».
И действительно, знаю постоянных посетителей этой бани, которые подтверждают её целебный эффект. Однажды и я побывал в этой бане и прогрел свои кости. Температура в ней невысокая, но жар ровный и стойкий. Впрочем, ныне монголы предпочитают банные комплексы, где можно часами проводить время в разного рода парилках, бассейнах с настоями трав, принимать массаж, делать маски, спать, есть, пить пиво и чаи в комфортных условиях.
Технология бани кочевника настолько проста и универсальна, что она известна и как баня таёжника. Также примерно парились охотники в шалашах или зимовье. И также ныне используют её предприимчивые люди на Байкале. На костре нагреваются валуны, а потом её накрывают кубом из целлофана. Парилка готова! Из парной нырок в студеные воды! Всё просто.
Однако, вернемся к нашей русской бане. Улан-удэнские бани принадлежат предпринимателям, и в большинстве из них они навели должный порядок. Кроме редких исключений. Тем не менее, традиционные общественные бани остаются центрами притяжения любителей попариться. Это бани на Машзаводе, Батарейке, Стеколке, Шишковке, Заудой, на Смолина и ПВЗ. Появились и новые, то же «Сатори», баня нового формата.
Главное в бане - это парилка. Ее качество зависит от соотношения каменки и помещения, её размеров и высоты потолка. Здесь Хамбо лама прав, пар должен пробивать до костей, только тогда чувствуется эффект прогревания. Бывает, бьёшься веником, а толку нет, не продирает. Значит, нужна оптимальная температура и влажность. И то, и другое можно отрегулировать. Но чем позже, тем сложнее это сделать. В городских банях большая проходимость, и к вечеру парилка сильно увлажняется, и её нужно сушить. Но не пересушить. Почему у нас финская сауна не в чести? Потому что раскалённый с ухой воздух сауны обжигает лёгкие, а у нас и без того сухой климат.
В каждой бане есть свои «специалисты» из клиентов, которые заботятся об этом: следят за температурой, моют, а потом сушат, при этом запирая парилку. Потом запускают народ и сыплют на камни растворы эвкалипта, пихты, мяты, пива. Парильщики наслаждаются ароматами, а потом берутся за веники.
У «специалистов» есть свои приколы. Гоша в бане на ПВЗ после уборки и просушки во все горло командует: «Заходи!!!». Сам особо не парится, старается для других, народ это понимает и благодарен ему. Есть ещё Табинаич, который, только народ рассядется, устраивает игру в «Поле чудес». Кто-то у страивает «вертолёт» - размахивает полотенцем, гоняя горячий воздух, а кто-то травит байки и анекдоты. Однажды видел парильщика, который бился двумя вениками, напевая похабную песенку: «Косил сено старичок, х… повесил на сучок!» Её мотив задавал ритм ударам вениками.
Всё это рождает особую дружескую атмосферу. Пожалуй, крепкий пар и доверительное общение - два равнозначных компонента настоящей бани. Ведь не каждый встречный может потереть тебе спинку. Д ля этого нужно не один литр пота вместе выпарить. Парильщики угощают друг друга своими чаями, домашним квасом, а вот на днях в бане на ПВЗ принесли березовый сок на всю честную компанию.
В разное время дня и в разные дни складываются банные компании, которые у многих становятся главными центрами коммуникации. Для завсегдатаев хождение в баню - это особый, наполненный глубоким смыслом ритуал и даже образ жизни. Особенно банные посиделки важны для пенсионеров, у которых априори сузился круг общения. Один из парильщиков (бывший сотрудник УФСИН), на своём юбилее представлял своих гостей таким образом: «Тюрьма!», «Баня!», «Родня!».
Сейчас начинается жизнь на дачах в пригородах и на Байкале, сезон отпусков, и баня опустеет. Пик обезлюдивания придётся на середину июля. Макушка лета, жара, и на улице парилка. В августе посещаемость снова вырастет, и противоположный пик придётся на время трескучих морозов. Что может быть приятнее жара парилки, когда на улице под минус 40?