Признаваться в любви к Монголии для бурята - это нонсенс, ближе и роднее её - только наша Россия. Хотя мы не забыли и не забудем этническую чистку бурят 30-х годов в соседней стране. Но, как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон.
В Улан-Баторе я не был лет десять, и произошедшие за это время перемены видны особенно наглядно. Предместья активно огораживаются, и железобетонные заборы - совсем не характерная примета для кочевой цивилизации. Стандартная картина: огромный огороженный участок и посреди - одинокая юрта. Сам въезд в город заставлен множеством компактных драг, установок для промывки золота. Страна превратилась в сплошной Клондайк, идёт массовая и зачастую хищническая добыча драгоценных металлов. Без лицензий, культивации отвалов и с загрязнением ртутью. С драгами соседствуют кучи металлолома для отправки в Китай.
Далее начинаются бесконечные пробки, а вот это - признак настоящего кочевника, просто автомобиль - это конь монгола. В основном, «японцы», потом - «корейцы». Они заменили «немцев» и наши некогда любимые здесь «уазики» и «зилы».
Монголия - страна молодых, даже в городе имеют по шесть-семь детей. Молодёжь стремится к современному светскому образованию и соответственно одевается. Традиционные дээлы превратились в праздничную, а не в повседневную одежду.
Монгольская красавица
Но при посещении нового музея Монгольской государственности на площади Сухэ-Батора национальная одежда обязательна. Чингисхан, чингисиды и последующие руководители страны, вплоть до наших дней, - это символ величия и независимости государства.
Доходы от продажи полезных ископаемых, мяса, других видов экспорта и туризма конвертируются в высотки из стекла, бетона и пластика. На площади Сухэ-Батора они составляют второй ряд за зданиями в стиле классицизма, модерна и сталинского ампира эпохи социализма. Сохранилось несколько русских купеческих домов с деревянной резьбой.
В целом для современного Улан-Батора характерна эклектика, в том числе и за счёт аскетичных протестантских храмов. Их общины привлекают множество адептов и не без оснований. Подлинная демократия и конкуренция религиозных систем шагают в ногу. А обаяние западного образа жизни и проблемы собственной страны стали причиной создания крупной монгольской диаспоры в США, Германии, Австралии и других странах.
Протестантский храм
Город стал гораздо чище, и как отмечают улан-баторцы не первого поколения, он «переваривает» недавних мигрантов. Монголы становятся городской нацией, и даже сама степь приобретает футуристический вид из-за громадных ветряков и гектаров гелиоустановок.
Но на круговорот жизни и смерти даже они не могут повлиять, и грифы на трупе павшего жеребёнка - это признак изменчивой неизменности Страны Вечного Синего Неба.
Грифы у дороги
Фото Александра Махачкеева