Татьяна Кушнарёва (в жёлтом) и коллектив «Форуса»
В современной многоступенчатой системе крупнейшей отрасли социальной сферы дополнительное образование занимает свою нишу. Безусловно, оно выполняет важнейшую миссию в воспитании всесторонне развитой личности. Примеров максимально эффективных учреждений допобразования в районах и столице Бурятии немало. Однако среди всех выделяется Дом творчества «Форус» в Улан-Удэ, который планомерно занимается пропагандой и повышением престижа бурятского языка. Об успехах и каждодневной работе корреспондент ИА Буряад Yнэн побеседовал с его директором, заслуженным работником культуры РБ и почётным работником общего образования России Татьяной Кушнарёвой.
«Форус» - значит формула успеха
- Татьяна Винальевна, работа большой системы допобразования достаточно сложная. Учебная нагрузка в школах возросла,из-за этого у многих детей нет возможности посещать секции и кружки. Однако вам удаётся добиваться успехов, о которых наслышаны не только в Улан-Удэ, но и по всей республике. Наверное, будет правильно, если мы начнём наш разговор с богатейшей истории «Форуса». Многие улан-удэнцы среднего и старшего поколений знают его как Дом пионеров Советского района. Расскажите, пожалуйста, о вашем учреждении, о пути его становления.
- Главное здание, объединяющее большую и дружную семью «Форуса» - необыкновенный дом, построенный в 1881 году. Он принадлежал купцу первой гильдии, почётному гражданину Верхнеудинска Якову Андреевичу Немчинову. Сейчас это - памятник архитектуры, истории и культуры, охраняется государством. Новая история этого дома начинается с далёкого 1936 года, когда в нём зазвенели детские голоса и зазвучала музыка. А 15 августа 1974 года открылся уже Дом пионеров Советского района. В период не успевшей ещё закончиться перестройки, в 1992 году, Дом пионеров переименовали в Дом детского творчества Советского района, ставший учреждением дополнительного образования детей. Направлений работы было несколько – художественно-эстетическая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная.
В ноябре 2015 года состоялось очередное преобразование, когда реорганизовали Дома творчества Советского района путём присоединения детских и подростковых центров «Бригантина», «Парус», «Радуга» и «Соколёнок». В марте 2017 года присоединили и центр «Форус», который влился в большой коллектив со своим названием. Так мы стали муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Дом творчества «Форус» Советского района Улан-Удэ».
Подытоживая рассказ о наших реорганизационных делах, хочу сказать, что в результате всех этих процедур из семи учреждений, расположенных в микрорайонах Сокол, Заречный, Стеклозавод, Батарейка и на проспекте Победы, создали образовательный округ Советского района с одним юридическим адресом. Поэтому у нас сейчас семь своих помещений. Помимо этого, работаем в пяти школах. Таким образом, наши педагоги трудятся в 12 разных местах, которые принято называть образовательными помещениями.
- Сколько людей работает в вашем учреждении и сколько воспитанников посещают его?
- В «Форусе» сегодня трудятся 120 работников, из них 75 человек – педагогический персонал. Многие из наших педагогов имеют высшую квалификационную категорию, различные звания и награды. Это заслуженные работники культуры Бурятии, почётные работники общего образования России. У нас работают кандидаты педагогических, исторических науки.
Обучающихся у нас – 2400. Родители «идут» на педагога. Если он инициативный, работает творчески, люди водят к нему детей. У нас нет территориальной привязанности к Советскому району или к городу. К нам приезжают дети из Тулунжи, Гурульбы. Всё же мне хотелось бы сказать, что мы в начале пути.
- По каким направлениям ведётся работа?
- У нас пять направлений и 74 образовательные программы. Основное – художественное, поскольку мы являемся домом творчества. Следующие, очень важные направления – социально-педагогическое и техническое. Но соревноваться в техническом направлении с нашими крупными образовательными учреждениями, такими как центр «Созвездие» или Малая академия наук нам очень тяжело. У них весьма солидная база, а мы – муниципальное учреждение, находящееся в ведении городского комитета образования. Должна сказать, что программа по техническому направлению у нас только начинает развиваться.
Третий год мы работаем над созданием собственного образовательного информационного ресурса – телевидения. Уже есть свой сайт, на котором мы размещаем свои видеоролики.
Если говорить в целом о «Форусе», каким он стал с 2017 года, могу сказать, что мы постарались систематизировать работу за все предыдущие годы. Мы взяли самые лучшие из тех помещений, которые у нас были, образовательные программы – востребованные детьми и отвечающие запросам государства. Если в общеобразовательных школах – федеральные стандарты и они «спускаются» вышестоящими органами, то мы можем разрабатывать и реализовывать свои программы, которые интересны нашим детям. Поэтому, поработав эти два года, мы всё привели в систему и в каждом направлении выявили плюсы.
Стали разрабатывать не только программы, но и проекты, начали участвовать в конкурсах грантов. Недавно завершилась реализация гранта по волонтёрству «Твори добро во благо людям». Мы выиграли его в конкурсе, объявленном администрацией города по линии молодёжной политики. И в рамках этого проекта мы апробировали свою работу по сохранению бурятского языка и культуры. Мы взяли большой модуль по этому вопросу и провели для жителей республики мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Также провели мастер-класс по хореографии, который завершился большим праздником «Ночь ёхора».
Пропаганда бурятского языка: занимательно и ненавязчиво
- Татьяна Винальевна, знаю, как трепетно относятся в «Форусе» и к бурятскому языку, и культуре.
- На мой взгляд, сейчас в нашей республике сложилась не самая лучшая ситуация с бурятским языком. Люди старшего поколения – бабушки и дедушки – ещё говорят на родном языке. Среднее поколение, родители нынешних детей, даже если и понимают его, то не используют для общения между собой и со своими детьми. Поэтому бурятский язык находится в серьёзной опасности, а ведь он обладает статусом государственного языка Бурятии.
В «Форусе» своей главной задачей считаем объединение усилий всех образовательных учреждений в деле сохранения языка. Мы предлагаем школьным учителям, воспитателям детских садов, преподающим бурятский на своих уроках и занятиях, выйти из стен своих школ и садиков и углубить познания детей в системе допобразования. Через средства искусства – театр, хореографию, музыку, фольклор, кино, ИЗО, декоративно-прикладное искусство, через мероприятия различных форм и направленностей. Чтобы бурятский язык для молодого поколения стал родным. Мы уверены, что нужно начинать с семьи, где юное поколение смогло бы общаться на бытовом уровне с носителями языка, то есть со своими близкими людьми. А система допобразования через игровые технологии в занимательной и ненавязчивой форме может способствовать пропаганде бурятского языка и культуры. Тогда и народ начнёт осознавать свою самобытность и идентичность, у него появится мотивация и желание глубже знать свои культуру и быт.
Что же касается лично меня, то бурятская культура мне очень близка: у меня интернациональная семья, невестка – бурятка, внук, получается, наполовину бурят. Многие годы я работала и работаю в школе танца «Акварель», поэтому постановки по бурятскому направлению мне тоже очень близки. Есть и собственные постановки: «Тарбаганы», «На берегу Байкала».
- Какие проекты реализует «Форус» по сохранению и продвижению бурятского языка и культуры?
- Все знают, что в 2005 году ЮНЕСКО, учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры, включило бурятский язык в категорию исчезающих. Считаю, что с тех пор это обрело статус проблемы номер один для Бурятии и её столицы.
В первую очередь мы проанализировали всю свою работу, выявили минусы и сложности, осознали положительные моменты и замечательные наработки. Тогда и решили работать по сохранению бурятского языка и культуры целенаправленно и планомерно. Тем более мы изнутри знаем большие возможности учреждений дополнительного образования. Это отличный кадровый ресурс, материальная база нашего «Форуса» и, конечно же, добровольность наших обучающихся, родителей и всех желающих принять активное участие в наших проектах и мероприятиях.
По программам изостудий «Волшебная кисть» и «Палитра» проводятся занятия по темам «Буддийская архитектура: дацаны», «Вселенная кочевника», «Пейзаж родного края» и многим другим. Студия декоративно-прикладного творчества «Уран гар» занимается бурятским традиционным ремеслом – обработкой войлока. Также изготавливают сувениры, панно с бурятскими орнаментами, войлочные шляпы, сумки, игрушки и ткут ковры.
Наши подопечные со своими педагогами в клубах раннего развития «Солнышко», «Лунтик» проходят темы «Моя родословная», где составляют и рисуют своё родовое древо из семи поколений. На уроках пения на бурятском языке разучивают детские песенки, на занятиях ИЗО по теме «Мой край родной - Бурятия» рисуют наши пейзажи. Играют в «Шагай наадан», «Конные скачки» (игра в пальчики). В театральных кружках «Звездопад», «Ревю» дети инсценируют обряды «Милан», «Сагаалган», «Праздник обрезания грив жеребят», «Зөөхэйн наадан», «Ночь ёхора».
В студии народного танца «Сэргэ» ребята учатся исполнять бурятские народные танцы: ёхор, «Уянга», «Сагаалган», «Сурхарбан», «Дангина». С большим интересом дети посещают студию танца и воодушевленно работают там. Их примеру последовали и взрослые - на базе детского коллектива создали взрослую группу. Совместные проекты детей и взрослых этого коллектива дают возможность состояться преемственности поколений. Ведь ограничения по возрасту на занятиях в системе дополнительного образования отсутствуют.
С октября 2017 года у нас работает студия бурятского народного песенного творчества «Номин». По её учебному плану предусматривается два модуля: «Бурятский народный вокал» и «Бурятский язык». Здесь нужно особо отметить, что использование песенных текстов на занятиях бурятского языка заметно повышает мотивацию к изучению языка. Опыт показал, что такие тексты помогают нашим детям познакомиться с национальной культурой и обычаями. Возможность реализовать страноведческий подход при использовании бурятских песен в процессе обучения языку чрезвычайно важна, поскольку дети должны владеть определенными сведениями об особенностях жизни и быта бурятского народа.
Успешно реализуются проекты: фестиваль «В семье единой», городской конкурс «Шагай наадан», районный конкурс «Сагаанhарын найр» («Праздник белого месяца»), городской конкурс «Шатар» («Бурятские шахматы»), неделя бурятского языка, проект «Сувениры Бурятии».
- Участвуют ли ваши подопечные в днях бурятского языка?
- Да, ежегодно в октябре в «Форусе» проходит день бурятского языка. В прошлом году, к примеру, стали актуальными темы: «Багшанар, эжы абанар, хүүгэд – бултадаа буряад хэлэндээ дуратайбди» («Педагоги, родители, дети - все любим бурятский язык»). Мы проводили разные конкурсы, в которых соревновались разновозрастные участники и учителя. В конкурсе «Лучший диктант» отличились родители Альбина Элбыкова, Бальжинима Дамбаев, Цыпилма Егнинова. Ненамного от них отстали наши педагоги Нелли Мункоева, Цырен-Ханда Цыдыпова.
Лучшим исполнителем бурятской песни среди детей признали Чингиса Егнинова, в выразительном чтении художественного текста отличилась Бэлигма Будаева, она же и заняла первое место и в конкурсе «Я- знаток бурятского языка».
– О каком из множества проектов, имеющихся в педагогической копилке «Форуса», вы хотели бы рассказать подробнее?
– С 2015 года мы реализуем этнокультурный проект «Будамшуу». Его идейным вдохновителем является наш педагог Цырен-Ханда Цыдыпова. Цель проекта - реализация национально-регионального компонента через построение познавательно-культурной образовательной среды. Это позволяет нашим педагогам в своих программах вводить дополнительные модули и блоки. Вначале проект реализовывался в рамках «Форуса». Но мы понимаем, что не можем сидеть и «вариться в собственном соку», не давая возможности входить в наши проекты другим детям. Поэтому в прошлом году мы вывели его на районный уровень, а в нынешнем – на городской. Под него мы написали много положений, в которых затронули проблему сохранения и развития бурятского языка и культуры. Придумали семейный конкурс, участники которого – дедушки и бабушки, папы и мамы – могли бы передавать младшим поколениям опыт, традиции по разбиванию хребтовой кости, шитью варежек, приготовлению бууз…
– Кроме бурятской, какие ещё национальные культуры присутствуют в ваших программах?
– Мы занимаемся семейской, казачьей культурой. Наша школа танцев «Акварель» периодически выезжает в Польшу, где она транслирует культуру многих национальностей, представители которых дружно живут в нашей республике.
– Кем гордится «Форус»?
– Все знают мудрость «Талантливый педагог – равно талантливый ребёнок». Таких у нас немало. Мне хотелось бы акцентировать внимание на таких творческих объединениях, как «Номин», центр восточной культуры «Тэрэнги», школа танца «Акварель». В этих коллективах дети разных национальностей осваивают и познают культуру бурятского народа.
Нашим концертом «Белый месяц в кругу друзей», который провели в рамках празднования Сагаалгана, мы показали, что, независимо от национальности, мы живём на этой благодатной земле и хотим изучать эту культуру, хотим знать свой родной язык.
Хочу ещё раз акцентировать внимание на том, что в школе есть стандарты, а у нас, в системе дополнительного образования – неограниченные возможности. Мне очень хотелось бы, чтобы директора школ, учителя бурятского языка обратили внимание на то, что мы можем дать дополнительные знания.
В развитии бурятского языка считаю очень важным бытовой уровень: если ребёнок дома слышит бурятскую речь, если он разговаривает на нём со своими родными, то он будет к этому мотивирован. Именно через такое общение, через наши клубы и кружки, образовательные программы и проекты, мы можем обучать детей бурятскому языку.
- Татьяна Винальевна, благодарю вас за обстоятельный рассказ и большую работу, которую проводите вы и ваш коллектив. Думаю, что у Дома творчества «Форус» действительно есть своя формула успеха.
Беседовал Василий ЦЫБИКОВ
Фото предоставлены Домом творчества «Форус»