Общество 17 мая 2019 2410

​​Война и мир сержанта Раднатарова

Цырен-Доржи Раднатаров (четвёртый слева) - кузнец-молотобоец колхоза имени К.Е. Ворошилова Кударинского района БМАССР, 1937 год

Сын солдата Победы, не раз висевшего на волосок от смер­ти, Виктор Раднатаров трепет­но и бережно хранит память об отце Цырен-Доржи Дашиевиче. Накануне Дня Победы он принёс в нашу редакцию фотографии и поистине уникальную семейную и военную реликвию – опозна­вательный медальон, чаще на­зываемый «смертным». Карбо­литовый восьмигранный пенал, принадлежавший красноармей­цу Раднатарову, не был найден поисковиками во время раско­пок на местах былых сражений: боец выжил на передовой и при­вёз его с собой после ранения, сообщает газета «Бурятия».

В пекле войны

С непередаваемым чувством держу в руках хорошо сохранив­шуюся типовую записку со всеми основными данными фронтовика. Без труда читаются строки, акку­ратно выведенные 77 лет назад: «сержант Цырен-Доржи Радната­ров родился в Кударинском сомоне Кяхтинского района, мобилизован Железнодорожным РВК Улан- Удэ». Даже группа крови указана - третья.

«Отец мало что говорил о вой­не, - рассказал Виктор Раднатаров. - Лишь из его разговоров с другими фронтовиками кое-что узнал. Например, о том, что медальон ему выдали на передовой и он сразу зашил его в шинель».

Как известно, среди бойцов на войне существовало суеверие: если возьмёшь с собой «смерт­ник», то тебя обязательно убьют. И поэтому многие солдаты и офице­ры, особенно перед наступлением, выбрасывали медальоны, чтобы, не дай бог, не накликать смерть.

Представляю, как бойцы из республики уходили на войну со станции Дивизионная. Ещё не пропахшие порохом и дымом гимнастёрки. Самокрутки. И раз­говоры за жизнь и войну. Кто-то шутил. А кое-кто и не сдерживал мужскую слезу – плакал: у них было предчувствие, что они не вернутся из боя. Самое интерес­ное, как говаривали фронтовики, из тех людей, кто плакал, ни один не возвратился с войны. А боец Раднатаров, призванный на фронт в феврале 1942 года, наоборот, дарил всем сослуживцам улыбку. В тридцатые годы он занимался стрелковым спортом, и в то время на стрельбище выдавали ограни­ченное количество патронов. Он шёл на войну без тени сомнения, с решимостью, мол, «вдоволь на­стреляюсь на фронте». В самом пекле войны, на Юго-Западном фронте, попал в сапёры, которые, как говорится, ошибаются один раз.

Короткий век солдата

«За час-два до наступления сапёры получали приказ - надо разминировать поле, - продолжа­ет монолог об отце Виктор Радна­таров. - Лето не лето, зима не зима, ночь или день - надо было срочно разминировать. И отец выполнял трудную мужскую фронтовую ра­боту, и всё время – ползком. За то, что сумел быстро разминировать местность в ходе наступательно­го боя, был представлен к меда­ли «За отвагу», которую получил, по-моему, в 70-е годы. Во время одного из разминирований под Смоленском вражеский снайпер насквозь прострелил ему руку (ле­вое предплечье), кость не зацепил, но мышцы, сухожилия перебил. Рука не сгибалась».

Вердикт фронтовых врачей был суров: «такой сапёр нам не нужен». Таким образом, война для сержанта-кударинца завершилась в июле 1942 года. Но за полгода войны на передовой он испытал мно­гое, прошёл через страшные бои под Смоленском, где смерть под­жидала солдат на каждом шагу. По воспоминаниям Цырен-Доржи Дашиевича, у солдат на войне век был короткий: они жили в среднем примерно неделю, старшие сер­жанты и младшие офицеры - чуть больше (две недели).

«Из бесед отца с фронтовика­ми я узнал, что на войне всякое бывало, - говорит Виктор Радна­таров. - Отец зимой срезал арбин (внутренний жир) у убитых лоша­дей и употреблял его в пищу. Так и выживал».

Вернувшись домой, Цы­рен-Доржи Дашиевич сменил сапёрную лопатку и автомат на учительскую указку: трудился военруком в Кударинской школе. Потом разнорабочим. Шоферил в колхозе имени К.Е. Ворошило­ва. Там же работал механиком. Четыре года был заместителем председателя колхоза по меха­низации сельскохозяйственного производства. На пенсию вышел с должности механика по трудоём­ким процессам животноводства совхоза «Кударинский».

Ветеран войны Цырен-Доржи Раднатаров ушёл из жизни в кон­це декабря 1983 года. Похоронен на кладбище села Баин-Булак. Но память о нём жива. В сердцах его близких и сына Виктора.

Автор: Баясхалан ДАБАИН