Приём граждан ведёт зампредседателя Народного Хурала РБ Цырен-Даши Доржиев
Депутатский приём как бы это знакомо и обыденно ни звучало, но для конкретного человека, который идёт на встречу с парламентарием, имеет огромное значение. Поэтому за всю деятельность Народного Хурала, а это 25 лет, этой работе придаётся огромное значение. Орган, обязанный обеспечить должный приём граждан в Народном Хурале, контроль за рассмотрением поступающих обращений - это общественная приёмная. Её создали в период деятельности депутатов V созыва по предложению руководителя Аппарата Народного Хурала Доржа Сыбыкова, сообщает газета «Бурятия».
Для создания комфортного расположения граждан, оптимальных условий работы сотрудников общественной приёмной выделили значительные средства на оборудование специально приспособленного помещения для приёма граждан. Это технические средства видеонаблюдения, современная оргтехника, телекоммуникационные средства (компьютер, факсимильная связь и т.п.), установили функциональную мебель. То есть подготовили полностью соответствующий современным требованиям кабинет для личного приёма граждан в Народном Хурале.
Разные формы обращения
Обращение в общественную приёмную – самый доступный способ решить тот или иной вопрос, получить необходимую консультацию и помощь, поделиться своими идеями и инициативами. В приёмной внедряют разные формы работы с населением для того, чтобы у людей была возможность обратиться к любому депутату со своим вопросом. Они обращаются в письменной форме, по телефону, через электронную почту Хурала и его комитетов. Также действует интернет-приёмная, куда жители республики из дома могут отправить свои заявления и обращения.
Раздел официального сайта Народного Хурала «Интернет-приёмная» - это средство, которое даёт возможность людям обратиться в общественную приёмную в форме электронного документа. Регулярно на сайте размещается информация о предстоящих приёмах депутатами, годовые и квартальные отчёты по анализу поступивших обращений. Также на сайте в разделе «Депутаты VI созыва» можно найти всю информацию об общественных приёмных депутатов, работающих на непостоянной основе.
В приёмной работают с устными и письменными обращениями граждан. Учёт обращений и контроль над работой с ними ведётся с помощью централизованной информационно-аналитической системы «Обращения граждан». Это позволяет иметь информацию о судьбе каждого обращения в режиме реального времени. При необходимости отправляются запросы в ведомства, исполнительные органы власти, органы МСУ. Все вопросы до окончательного решения остаются на контроле депутата и специалиста общественной приёмной. Ежемесячно её специалист представляет в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций анализ о результатах рассмотрения обращений, а также о мерах, принятых по ним. Таким образом, имеющаяся для анализа база позволяет Администрации Президента готовить информационно-аналитические обзоры обращений практически по всем проблемам субъектов Российской Федерации.
Согласно распоряжению Председателя Народного Хурала действует утверждённый график приёма граждан депутатами, которые работают на постоянной основе. Приёмы проводятся ежедневно, их ведут Председатель Народного Хурала, два его заместителя, председатели и зампредседатели шести комитетов. Таким образом, для удобства граждан в месяц осуществляется 18 приёмов по личным вопросам. Депутаты не оставляют без внимания ни одного заявителя, строго придерживаясь установленных для приёма дней и часов.
И словом, и делом
Население Бурятии путём выборов поручает своим представителям в Народном Хурале осуществлять государственную власть, в первую очередь, вести законотворческую работу. Однако депутаты всех созывов на протяжении всей своей деятельности всегда занимались исполнением наказов своих избирателей и решением их проблем. Чаще обращаются жители Улан-Удэ, из-за территориальной отдалённости реже приезжают из дальних районов республики. Каждый человек может обратиться напрямую к любому депутату или руководству парламента с просьбой, запросом или инициативой.
Решение разных вопросов, поступающих к депутатам, во многом зависит от их опыта. Депутаты помогают и словом, и делом. Больше чем в половине случаев, когда люди приходят со своими бедами к народным избранникам, ситуации, к сожалению, бывают безвыходными. С точки зрения закона помочь этим людям нереально. У них, как правило, уже пройдены суды, решения которых вступили в силу и обжалованию не подлежат, зачастую истекли все сроки давности. И для того, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, нередко приходится делать депутатский запрос, который может быть передан в любую инстанцию, и адресат обязан прислать депутату ответ с разъяснениями и отчётом о проделанной работе.
Зачастую депутатам удаётся положительно решить вопросы, содержащиеся в поступивших обращениях. Например, в 2017 году к депутатам Народного Хурала Вячеславу Ирильдееву и Анатолию Кушнарёву обратились члены ТСЖ «Водолей», которые несколько лет не могли разрешить проблему начисления оплаты за тепловую энергию по счётчику. Благодаря совместным усилиям двух депутатов решение нашли. В Народный Хурал поступило благодарственное письмо: «Товарищество собственников жилья «Водолей» выражает глубокую благодарность председателю Комитета Народного Хурала Бурятии по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Георгиевичу Кушнарёву за помощь в решении вопроса по выполнению ПАО «ТГК-14» своих обязательств по организации коммерческого учёта тепловой энергии в доме № 70 по улице Жердева. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии и поставлен на коммерческий учёт. Собственникам дома сделан перерасчёт за коммунальную услугу в размере двух миллионов рублей».
Ещё один сложный вопрос, поднятый населением округа, удалось разрешить депутатам.
«Наши жилища не могут считаться «самоволками», ведь родители ставили их после войны, а мясокомбинат выделял землю. Правда, и доказательств не нашлось. С 2015 года началось узаконение. Все мы периодически пытались провести его, да не сумели: то паводок, то железная дорога, то электролинии, которые, кстати, протягивались уже по существующему посёлку в 1969 году», - обратилась Вера Андреева, жительница п. Мясокомбинат.
Самовольные строения, возведённые более полувека назад, оказались без права на существование и под угрозой сноса, а хозяева без необходимых документов – на грани выселения. Помочь узаконить на законодательном уровне земельные участки и стоящие на них жилые дома вызвались депутаты Народного Хурала Лариса Крутиян и Михаил Гергенов. Они работают на избирательных округах преимущественно поселкового типа, которые составляют большую часть Улан-Удэ. Только на округе Ларисы Крутиян смогли узаконить около 700 земельных участков (Мясокомбинат, Южлаг, Тальцы).
Для эффективной формы взаимодействия с населением республики в ноябре 2018 года опробовали форму проведения выездного приёма граждан в Тункинском районе с участием депутатов. Они провели приём граждан и обсудили с главами местных органов власти актуальные проблемы жителей района. Как отметили парламентарии, эффективность выработанного формата работы с муниципалитетами не вызывает сомнений - его практика необходима для плодотворной совместной работы и с органами МСУ, с и депутатами всех уровней.
Руководство к действию
Деятельность общественной приёмной играет важную роль и для законотворческой работы депутатов, и для граждан. Анализ обращений, которые к нам поступают, позволяет понять, с какими проблемами сталкиваются люди, определить болевые точки. Число обращений жителей республики в общественную приёмную растёт с каждым годом. За два года, 2017 и 2018, поступило 861 письменное обращение, только за первый квартал 2019-го - 100. Такая же картина наблюдается и на личном приёме граждан. В 2017 году к депутатам обратилось 202 человека, в 2018-м – 246, за этот первый квартал - 186. Это свидетельствует о том, что социально-экономическая жизнь населения не становится лучше. При этом постоянную работу с избирателями на своих округах ведут депутаты, работающие на непостоянной основе.
Обращения по вопросам социальной защиты населения составляют 25 % от общего количества обращений. Это достаточно высокий показатель заинтересованности людей в решении некоторых проблем. В частности, это вопросы о размерах и регулярности выплаты зарплаты и пенсий, малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, дополнительных гарантий детей-сирот, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, увеличения размера льгот социально незащищённым категориям граждан, предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и комуслуг отдельным категориям граждан, о мерах соцподдержки реабилитированным лицам, пострадавшим от репрессий. Наибольшее число обращений поступают от людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с просьбой оказать материальную и финансовую помощь. В процентном соотношении с общим количеством обращений такой блок составляет 27 %.
Значительное количество жалоб поступает по проблемам, связанным с работой жилищно-коммунальных служб, благоустройством придомовых территорий, с развитием инфраструктуры и вопросам перевозок пассажиров (13 % от общего количества обращений).
Количественный и качественный анализ обращений – это своего рода статистика, руководство к действиям не только депутатов, но и всех уровней власти, как исполнение их публичных обязательств. Поток обращений, поступающих в Народный Хурал, не уменьшается, причём вопросы зачастую носят одинаковый характер. Важно организовать работу общественной приёмной таким образом, чтобы проблема человека, с которой он обратился, разрешилась, а государственная власть соблюдала права граждан нашей республики.
Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ