На днях парламентарии Бурятии Игорь Марковец и Вячеслав Цыбиков побывали в Иволгинском дацане. Поездка в главный буддийский храм России состоялась в рамках выездного рабочего совещания Комитета НХ РБ по социальной политике по теме «Духовно-нравственное образование в образовательных организациях РБ», сообщает газета «Бурятия».
«В наших школах проводятся уроки по духовно-нравственному образованию, - пояснил перед началом совещания председатель профильного комитета парламента Игорь Марковец. - И такое образование у нас идёт по выбору, а с четвёртого класса этот предмет - обязательный: 34 часа в год. В школах республики преимущественно изучают буддизм и православие. В прошлом учебном году 11 детей изучали мусульманство, а в этом году школьников, изучающих ислам, нет».
По информации Игоря Марковца, в начале этого года в Государственной Думе РФ под председательством руководителя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова прошёл круглый с тол по теме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития». Участники этого круглого стола выступили с инициативой - расширить преподавание религиозных культур и светской этики со 2 по 10 классы.
Как известно, в России в пилотном режиме начато расширенное преподавание ОРКСЭ с 4 класса на всю среднюю ступень школы – с 5 по 9 классы. Новый предмет называется «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). То есть казавшиеся ранее загадочными аббревиатуры ОРКСЭ И ОДНКНР сегодня довольно широко используются в образовательном пространстве.
Выездное рабочее совещание прошло в Буддийском университете «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева с участием ректора университета Дымбрыл багши и председателя Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ Батора Цыренжапова. На встрече обсудили, как исполняется Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части статьи одуховно-нравственном образовании, как Традиционная Сангха России участвует в этом процессе, как обстоят дела с кадрами учителей, кто в школах ведёт предмет ОРКСЭ и насколько качественно его преподают.
Духовность – основа жизни
Участники совещания были едины во мнении, что предмет ОРКСЭ, безусловно, нужен, и обсуждавшаяся тема интересная и в то же время достаточно сложная, поскольку трудно переоценить значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«Если у человека нет души, то о каком светском начале может идти речь, - заметил Игорь Марковец. - Сейчас той идеологии, которая была в советское время, нет, и душевную пустоту заполняет совсем другая история».
По его словам, благодаря духовности, которая должна быть естественным состоянием души, в нашей стране люди совершали огромное количество подвигов – не за награды, а потому что их дух говорил им: «Ты не можешь поступить по-другому».
Что касается кадрового вопроса для ведения ОРКСЭ, то Дымбрыл багша проинформировал, что в школах Бурятии ламы не преподают, хотя по этому вопросу Буддийский университет контактирует с БРИОП, в частности, в октябре 2017 год проведён межрегиональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся.
«Как правило, предмет ОКРСЭ у нас ведут учителя истории и обществознания, - сообщил Батор Цыренжапов. - Если кто-то из духовных организаций будет привлекаться к ведению этого предмета, он должен иметь соответствующее педагогическое образование».
«Важность ОРКСЭ заключатся в том, что вопрос идёт о духовно-нравственном развитии ребёнка, - отметил Игорь Марковец. - На самом деле это очень тонкая грань, при которой ни в коем случае не должно быть религиозного догматизма. Необходимо заложить в сознание ребёнка, что от того, как он будет жить, мыслить, относиться к окружающему миру, природе, к своим родителям, учителям, так и будет складываться его жизнь».
«После беседы в Буддийском университете выявились ключевые моменты: не хватает преподавателей по этим предметам, вызывают вопросы подготовка этих учителей. После беседы с уважаемым Дымбрыл багшой мы пришли к пониманию, что на базе университета «Даши Чойнхорлин» можно организовать курсы профессиональной переподготовки учителей, работающих по направлению духовно-нравственного воспитания. Планируется, что по этой же теме разговор состоится с участием митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Савватия», - резюмировал Игорь Марковец по окончании совещания.
СПРАВКА
С 1 сентября 2012 года в школах России введён предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Он включат в себя шесть модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировой религиозной культуры», «Основы светской этики»), из которых ученики или их родители (законные представители) для изучения выбирают только один.
Фото с личной страницы Игоря Марковца в Facebook