В центре: Бальжидма Молотова, Циден Цибудеев, Цыпилма Цыренова, крайний справа - Цыбикжап Цыбудеев
Шанага ты, моя Шанага! К ней всегда тянулась душа моего отца Цидена Цибудеевича Цибудеева и где осталось его тоонто. Это небольшое селение в Бичурском районе вблизи Хилка находится в 160 км от Улан-Удэ.
Дорога туда по живописнейшим местам через бескрайнюю Тугнуйскую степь занимает 3-4 часа со стоянками на Барском и Заганском хребтах, где проезжающие душевно общаются в предвкушении радостных встреч с близкими и делают символические подношения хозяевам перевалов, развешивая разноцветные лоскутки на деревьях.
Мой отец
С большим трепетом относился отец ко всему, что связывало его с малой родиной - Бодонгутом, объединявшим деревеньки Хонхолой, Шанагу, Дабатуй и где-то посередине - Амгалантуй из нескольких дворов. Он родился в 1915 году, в три года от чёрной оспы потерял мать. А в 13 лет от перитонита скончался отец Санжатын Цибудэй, которому было всего-то 42 года. Но в глазах сына он, изборождённый глубокими морщинами от тяжкого труда без хозяйки дома, выглядел настоящим стариком.
В 1928 году осиротевший Циден окончил семилетку в Шибертуе и был определён в БМВКСХШ (Бурят-Монгольскую Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу) в г. Улан-Удэ (на ул. Сталина-Коммунистической, напротив офиса КПРФ). Потому что на счастье ему подобных пришедшая советская власть не бросала сирот на произвол судьбы.
Старшему брату (абгаю) Цыбикжапу было 18 лет, а родителей им заменила двоюродная сестра Цыпилма (Ма) – истинная буддистка и уважаемая в округе женщина, которая была моральным авторитетом для односельчан. Сегодня при въезде в Шанагу установлен субурган в её светлую память.
Между Цыбикжапом и Циденом был средний брат Дугар, который ещё с детства воспитывался в другой семье и носил фамилию Балданов. Все три брата были на фронтах Великой Отечественной войны и вернулись живыми, потому что Ма каждый день молилась за всех и брызгала топлёным маслом и молоком высшим силам, призывая их на помощь. Правда, Дугар возвратился позднее, потому что, попав в плен, угодил в концлагерь и до конца жизни не выносил собачьего лая и немецкую речь.
…В новом учебном заведении Циден оказался подростком не из робкого десятка. На первом собрании новоприбывших, где решались коммунально-бытовые вопросы (содержание, питание, распределение комнат), он, интересуясь распорядками интерната, представился: «Я, Цибудеев - сын бедняка из Бичурского аймака», когда узнал, что там все такие же выходцы из бедняков. А на следующем собрании, где нужно было выбирать комсомольский актив, никого не могли предложить, так как не знали друг друга (буряты же в основном молчуны), кроме бойкого парня, фамилия которого уже прозвучала. Его и выбрали секретарём комсомольского комитета школы. Так начиналась его комсомольская, а затем и партийная карьера.
После окончания в 1936 году с отличием БМВКСХШ отца назначают редактором республиканской молодёжной газеты «Костёр» (в 2018 году отметили её 80-летие). В 1937-м по стране прошли масштабные репрессии, коснувшиеся комсостава разных уровней. И на смену им выдвигался новый руководящий корпус, называемый «сталинским призывом». Но что мог знать об этом мой папулька, который увлечённо грыз маркистско-ленинскую науку и верил в неё?
Так, в 1940-м Циден Цибудеевич Цибудеев был выдвинут секретарём обкома ВЛКСМ по пропаганде и агитации, а в 1941-1945 годах его призвали в РККА. Он воевал расчётчиком боевого огня, разведчиком и политруком артиллерийской батареи на Можайском направлении (оборона Москвы), Воронежском и 3-м Прибалтийском фронтах.
Летом 1943-го, оправившись от осколочного ранения в бедро в одном из боёв в Курских лесах, он получил увольнение и отправился на Халхин-Гол, где стояли резервные части Восточного фронта, мобилизованные из вчерашних школьников, чтобы встретиться со старшим сыном Цыпилмы - Бато-Мунко (Алексеем), 1924 года рождения, накормить его офицерским пайком из американской тушёнки по ленлизу и подарить офицерские часы. Это - на случай гибели, чтобы у любимого племянника осталась память о дяде.
Но судьба папку сберегла, в 1946-м он мобилизовался, через год удачно женился, найдя супругу подстать себе – Цыцык Григорьевна Шанюшкина уже в 1940 году была секретарём обкома ВЛКСМ по учебным заведениям, и по деловым и человеческим качествам мало кому уступала. А дальше, со слов мамы: «Не успели мы пожениться, как он привёз в город племянников Бато-Мунко и Бальжидму (Наталью) для учёбы в сельхозтехникуме».
Бато-Мунко не проявлял особого желания учиться: с утра делал вид, что идёт учиться, а сам нашёл компанию и играл в картишки. Говорил, что ему не нужна учёба, лучше он поедет в Монголию и купит кожан. Однако на родительском собрании отец узнал про прогулы и отчаянно лупцевал его массивным ремнём: «Это тебе за прогулы, это – за Монголию, а это - за кожанку». Добродушный толстяк Бато-Мунко всегда со смехом вспоминал годы учения в дядином доме, дядькины угрозы и ремень. А сам затем много лет директорствовал в школах Степного Дворца, Цолги, Подлопаток, был парторгом колхоза «Забайкалец» в Шаралдае, где хорошо ладил с семейскими и ловко гонял по полям на мотоцикле с коляской. Мне тоже доводилось прогуляться с ветерком.
Когда в 1948 году родилась я, трудолюбивой и послушной Бальжидме доставалось. Помимо учёбы в техникуме, она нянчилась со мной, ходила на рынок, варила суп, в двух вёдрах на коромыслах носила воду на 4-й этаж нашего дома по Папанина, 5 (ныне пр. Победы, 11). Успешно окончив сельхозтехникум, была назначена главным агрономом совхоза «Бодонгутский».
Папа на всю жизнь сохранил благодарность и тепло к семье Цыпилмы и считал их ближайшими родственниками. Как и абгаю Цыбикжапу – большому труженику и знатному луговоду совхоза «Бодонгутский». Когда-то семья брата собирала его в армию, а жена (хээтэй) Бухадеева Халзудай сшила из простыни нательное бельё.
В краю родном
…Каждое лето на день-два мы выезжаем в Шанагу, где окунаемся в стихию народной жизни с её законами и своеобразным лексиконом. Утром перед уходом на работу отец даёт мне 25 рублей на 3-4 плитки зелёного чая, связки баранок и столько же карамелек. Это значит, что мы заедем к Ма (Цыпилме), абгаю Цыбикжапу и Бальжидме.
На песчаной дороге после асфальта Заганского хребта с густым кедрачом и пышными зарослями иван-чая папа выходит из машины размяться: «Хорошо в краю родном, пахнет сеном и гумном», вольно потягивается он. «Циден-ахай, ши гүш та?» - раздаётся голос с телеги, на которой возвращается домой шанагинский сверстник. Затевается мирный, несуетный разговор о житье-бытье. Папа умел быть на одной волне со своими земляками.
Но вот издалека высится 2-этажный дом Ма (Цыпилмы) с хуряахай - волостным старшиной Цыреном Цыреновым. Они живут с семьёй младшего сына Ломбо. «О! Циден-ахай ерээ! О! Цыпилма ерээ! (Меня она назвала своим именем) О! Сэндэма ерээ! (сестрёнка Тамара). «Мүргэ, Циден-ахай, муухай коммунист-атеист, хуу мүргэгты», радостно встречает нас весёлая и подвижная старушка, энергично подталкивая папку к божнице. Вдоволь насмеявшись, покрутив барабан, погремев медными тарелками, садимся за стол с освежёванной бараниной. Невестка Анна суетится с угощением под табан зуун грамм.
Но однажды мне довелось видеть, от чего престарелая тётушка так весела и подвижна. Для этого надо было видеть, как ежеутренне и ежевечерне она поднимается на второй этаж и истово молится, по 108 раз перебирая чётки, падая ниц перед изображением Будды и снова поднимаясь. А второй этаж их большого дома - это настоящий дацан со всеми ламскими атрибутами: разноцветные полотнища с потолка, колесо судьбы, ваджра, медные тарелки, ряд сүгсэ с разными зёрнами и сладостями, несколько зула, благовония из ая ганги, далга и т.д.
Оттуда – её физическое и душевное здоровье с правильным воспитанием шести детей: Батомунко, Сыбжидмы, Бальжидмы, Дынчигмы, Ломбо и Нансалмы. Все они учились, умели трудиться, имели крепкие семьи и, по словам моей мамы, никогда не разводились. Самыми трудолюбивыми оказались сыновья Нансалмы: Дылык, Солбон и Мижит. А по её стопам пошёл внук Цырен-лама – Валерий, сын Дынчигмы.
Но вернёмся в Шанагу. Через несколько домов ниже по улице – дом абгая Цыбикжапа, в котором тоже есть божница и полно внуков, а добрейшая Халзудай едва успевает их кормить. Несколько чугунков с супом и зелёным чаем всегда стоят наготове на плите летней кухни. Огород полностью засеян картошкой. Абгай собирается косить, но не может найти бүлюу (точильный оселок). Все только повторяют «бүлюу, бүлюу», но никто не знает, куда пропал брусок. Тут терпение выдержанного дедушки кончается, и он сердито бурчит. Но к папке он трогательно нежен, как к малому дитя.
Следующий дом - тёти Бальжидмы с мужем Доржи Молотовым. Как агроном совхоза, она разводит сад-огород с цветами-овощами и живёт по-городскому. На столе – салаты с огурцами и помидорами и, конечно же, мясо. Дети - Валентина, Александр, Валерий и Татьяна помогают маме и шустро бегают с лейками по грядкам. Соседи прибегают за советами по разведению сада-огорода.
В каждом доме мне дают буян - 10 рублей с пожеланиями удачи, а тётя Бальжидма – целую студенческую стипендию в 35 рублей. Наверное, на обновки. Потому что однажды она спросила меня: «Надя, ты почему приезжаешь к нам в простом сарафане и сандалиях? Почему не наденешь красивое шёлковое платье, туфли и золотую цепочку? Мы же, деревенские, хотим тобой гордиться!».
А сегодня, достигнув солидного возраста, всё вспоминается вживую, словно это было вчера. И приходится констатировать, что понимание элементарных житейских истин приходит со временем. Тогда ловишь себя на мысли, что как хорошо иметь добрых родственников, которым привиты нормальные семейные ценности, передающиеся следующим поколениям.
Очень хотелось бы, чтобы внуки Цыпилмы сохранили всё доброе и светлое, что досталось им от предшественников и мудрой бабушки, проповедовавшей бескорыстие, бесконечную доброту и чистоту буддийских истин. «Ом, мани падме хум!», дорогая Бальжидма, и долгих лет жизни в добром здравии.
Фото предоставила Надежда Цибудеева