Главная / Новости /Общество / ​Баты с игривого озера Аляты

​Баты с игривого озера Аляты

14-06-2019

Рыбак на озере Аляты

На озере Аляты в Аларском районе Иркутской области используют лодки, вы­долбленные из цельного ствола дерева. Эта древняя технология пришла неиз­менной из глубины веков. В 2012 году изучать их при­ехал японский этнограф Акаба Седзена. Его интерес был не случаен, они уникальны и подобные лодки-пироги есть только у ин­дейцев Северной Америки. Только пироги, как прави­ло, рассчитаны на несколь­ких человек, в то время как баты одноместны. Хотя в прошлом подобные лодки были распространённым плавсредством, откуда и название – челн или чел­нок.

Бурятские лодки

Изображения лодок с людьми времён неолита есть на скалах в Прибай­калье. А этнограф Матвей Хангалов писал в конце XIX в.: «…не надо забывать, что буряты прежде были народ звероловческий и рыболов­ческий, потом постепенно стали делаться скотовода­ми». Только со временем рыболовство у бурят стало вспомогательным промыс­лом, но у ольхонских, куда­ринских и баргузинских бу­рят оно не потеряло своего значения до сих пор. Актив­но занимались промышлен­ным рыболовством селен­гинские буряты на Гусином озере, и еравнинцы на своих озёрах.

Девственные реки, озёра и сам Байкал изобиловали рыбой, которая была од­ним из главных видов пищи и предметом поклонения. Баргузинцы преподносят в виде подношения карасей, ононские хамниганы одно­временно - мясо косули, ди­кую утку и рыбу с Онона, а баяндаевцы - омулей. Рыбо­ловные снасти и вёсла име­ли покровительственных заянов (духов), а вот лодка покровителя не имела.

Лодки с вёслами и рулём делали из сосны и кедра, смолили дёгтем или варом. Большие сетевые лодки были рассчитаны на шесте­рых или четверых гребцов, а также башлыка и кухарку. Кударинские буряты делали как большие, так и неболь­шие лодки, а также шлюпки. Две старинные бурятские лодки можно увидеть в Эн­халуке, в частном музее «Ен­холэк».

Баты с Алят

На берегу озера в Алятах лежат единственные в сво­ём роде долблёнки — баты. Почему их так называют, местные затрудняются ска­зать. Хотя они используют и стандартное бурятское сло­во «онгосо» - лодка. С виду баты неказистые, они впол­не гармонично смотрятся на этом относительно неболь­шом водоёме.

Буряты издревле исполь­зовали баты, а техника его изготовления передавалась от поколения к поколению. Аляты находятся в предго­рьях Саян, и в местной тайге никогда не было недостатка в могучих деревьях. Цель­ную сосну обрабатывали теслом - специальным то­пором с лезвием, располо­женным перпендикулярно топорищу. Она удобна для обтёсывания горизонталь­ных поверхностей, направ­ленных не вдоль, а поперёк, по отношению к рукоятке. Дерево для обработки долж­но быть не менее метра в по­перечном сечении, а после изготовления лодка должна была хорошо отстояться.

У долблёнки низкие бор­та и управляется она одним веслом. Поэтому она не об­ладает хорошей устойчиво­стью и ходить на ней нужно уметь.

На причале

Зоодэй – легендарный карась

Баты отлично справляют­ся со своей задачей – быть основным орудием рыбо­ловства. А в основном здесь ловят карасей, хотя когда-то в изобилии водились гольян, пескарь, сорога, окунь и щу­ка-травянка. Дело в том, что зимой рыба задыхается подо льдом, а вот карась выжива­ет. И это несмотря на доста­точную глубину в 15 метров. В прошлом, говорят, делали проруби, но сейчас нет.

В первый раз вкус алят­ского карася я попробовал в далёком детстве и действи­тельно это - настоящий де­ликатес! Хотя костей хвата­ет, но зато нет запаха тины, как это обычно бывает у карася. Дело, видимо, в род­никах, бьющих на дне озера и обеспечивающих чистоту его вод. Водой из них лечили глаза, из ила делали ванны и компрессы, кожей карася ле­чили кожные заболевания. Неподалёку от озера есть лечебный источник Аршан, по химическому составу не уступающий Тункинскому. Многие поколения местных жителей лечили в нём свои болезни, не обращаясь к вра­чам.

На майские праздники я съездил в Аларь и при­вёз несколько килограммов этой рыбы. Готовлю в трёх видах: уха, шарба и жарёха. Уха и жарёха - это понятно и особенно со сметаной! А шарба готовится в глубокой сковородке. Сначала раста­пливаем сало или наливаем растительное масло. Жарим картофель кружочками. За­тем закладываем рыбу и заливаем водой. Варим. За­сыпаем кольцами репчатого лука. Готово!

Местные умельцы дела­ют и тельное, кости при этом извлекают, прокручивая время от времени мясорубку в обратную сторону.

Плотик хозяину озера

Буряты обожествляют природу, и Алятское озе­ро также считается свя­щенным. Его мифическому обитателю, хозяину озера, местные жители преподно­сят подношение – яства на маленьком плотике. А в до­советский период на его берегу стоял буддийский дуган. Место удивительно красивое. В прозрачной во­дной глади отражается си­нее небо, и зелёные кроны деревьев на берегу. За ними - изумрудные предгорья и сверкающие всё лето бело­снежные пики Саян.

Впрочем, зеркальная гладь озера обманчива, вода местами может вскипать, а в непогоду поднимаются не­шуточной высоты волны. Это делает Аляты опасным водоёмом, стабильно забирающим свои жертвы.

Легенда о происхождении озера

Легенду о происхожде­нии озера для читателей «БУ» рассказала Светлана Пономарёва, руководитель школьного краеведческого музея «Память» и краевед­ческого кружка «Поиск»:

«Когда-то на его месте была широкая и глубокая котло­вина с лугом и лесочком. Здесь девушка из одного окрестных бурятских улусов любила пасти своих овец. В самом центре котловины из- под массивного камня бил чистый холодный родник, куда пастушка со своими овечками ходила пить воду.

Как-то раз подружки рас­сказали ей, что под камнем находится какой-то мифи­ческий зверь, который ще­дро одарит того, кто его освободит из заключения. Доверчивая пастушка ре­шила откатить камень с его места и стала рыть под ним яму. Когда камень откатился в сторону, из-под него вы­рвался бурный поток воды, который утопил всех овец и вскоре залил всю котлови­ну. Наивная пастушка чудом спаслась.

Вскоре вода успокоилась, и изумлённая девушка уви­дела озеро. Она вернулась в свой улус, а когда её спро­сили, куда девались овцы, она простодушно ответила: «Аляа забрала». «Аляа» по- бурятски означает «бурная, проворная, игривая (вода)». Так и назвали озеро в со­временной транскрипции – Алят».

Гонки на батах

Районная газета «Аларь» вместе с областным Центром бурятской культуры (пред­седатель Сергей Шоткинов) планирует провести в 2020 году водный фестиваль. Гвоздём программы станут гонки на батах, конкурсы на самую красиво украшенную лодку и самое вкусное блю­до из карася. Уроженец Алят Архип Аюшинов говорит: «Главное - сохранить наши лодки и умение их делать. Традиция не должна пре­рваться. Это история и гор­дость алятцев».

СПРАВКА

Озеро Аляты - один из крупнейших водо­ёмов Усть-Ордынского Бурятского округа. Раз­меры 5 × 1,5 км. Пло­щадь 3,8 км². Береговая линия 22 км. Наиболь­шая глубина 15 м. Впа­дающие реки Бабагай, Мардай. Вытекающая река Аларь.

Фото из архива Александра МАХАЧКЕЕВА

Александр МАХАЧКЕЕВ

Теги: Рыбалка бренды Бурятии традиции бурят



Наши издания