Культура 28 июн 2019 3095

​​Ёхор – как шоу и ярмарка невест

Ёхор на свадьбе в Усть-Орде

В прошлом номере мы описывали ёхор в степи, а где же тан­цевали и пели в непогоду и зимой? Летом в ненастье молодёжь собиралась на вечеринку в чьей-нибудь большой юрте, и гулянье шло чуть ли не до утра. А кроме того, всегда было много свободных юрт, ведь в начале лета целые улусы стояли пустыми, куда люди из зимников ещё не пере­кочевали. Новости о на­аданах распространялись молниеносно, и парни, и девушки съезжались к ука­занной юрте.

Запевали самые смелые и голосистые. Они должны были выделиться на общем фоне, исполняя песню как можно громче и мощнее. «За ними в хор вступали всё новые голоса, и песня креп­чала, звучала всё дружнее и громче. Этой песней всегда начинается ёхор — бурят­ский хоровод:

«Встали мы в широкий круг,
Так плясать давайте.
Под каблучный перестук
Песню запевайте.

С ажансоем хожонсой,
Веселей да громче пой!
Встали в круг за другом друг,
Так плясать давайте.

Не разнять сплетённых, 
Песню запевайте!
С ажансоем хожонсой,
Веселей да громче пой!»
            (Аларь-гол. П.И. Малакши­нов. с.100. М.1979).

Песня запевалы задава­ла темп танцу, скорости его исполнения. А вот ёхор в юрте или в доме отличался от степного. Здесь танцева­ло не больше двадцати че­ловек. Все двигаются в такт и поют стройным, единым хором, а иначе круг мог рас­сыпаться. «А в зимнее – про­сились к богатым и ёхорили всю ночь. Потом в улусе от­крыли избу-читальню. Мо­лодёжь собиралась, читала книги, газеты, журналы и ёхорила» (Островки памяти. Сборник. Кутулик. 2017).

Чисалотэй Сентер Яс!

- Ходил на ёхор с 4-го класса, - рассказывает Ро­ман Дмитриевич Дамбинов, 1937-го года рождения, уро­женец Алари (записано с его слов в июне 2018). - В Куку­нуре, Куркате, Яматах – летом, каждый вечер проводи­лись Ехэ Наадан, куда ходили взрослые парни, девушки, и Бага Наадан, а это школьни­ки с 4-го по 7-й классы. В 50-е годы они проводились по­всеместно: Киркей, Шапшал­та, Алзобей, Улзет, Баинск, Икинат, Бахтай, Апхульта, на Ангаре – на острове Адуша, который был до строитель­ства водохранилища. Я тогда был школьником, и если мы не работали дома по хозяй­ству или в колхозе, то днём играли в футбол, а вечером ходили на ёхор.

Танцевали различные ёхоры – доогуур хатар, дээгүүр хатар, шаралдай хатар, айдуусай, чисалотэй сентер яс и др. «Чисалотэй сентер яс» - это легендар­ный ёхор, в современной, очень интересной аранжи­ровке его исполняет груп­па «Намгар». А история его появления такова, со слов поэта Сергея Тумурова: «В Иркутске жил аларский бу­рят по имени Сентер. И у него висел большой настен­ный календарь, а календарь - это числа. Приезжая на иркутский базар, земляки останавливались у него и сочинили в итоге эту песню – «Чисалотэй Сентер яс!». А вот ёхор «Осоо хатар» по­явился в годы становления Советской власти и был па­триотической песней: «Ма­най ОСОАВИАХИМ СССР-эй оборон я-ас!»

Тогда же появились «Ко­лесуха», «Аэ, комсомол». Со­ветские ёхора отражали дух своего времени – времени перемен и были бодрыми и энергичными. «Например, в песне «Колесуха» воспе­ваются отличные качества плуга с железным сошни­ком, впервые встречается юмористическое восприя­тие русских слов, переде­ланных на бурятский лад: «Атолис матолис колесуха», что означает: отличная ме­таллическая колесуха. А в движениях танца мы встре­чаем имитацию пахоты с плугом» (Т.Е.Гергесова. Бу­рятские народные танцы. Улан-Удэ.1974).

А ёхор «Будаалай» был написан в честь Буды Ил­дановича Баирова из улу­са Нэгда в Алари. Он был разносторонне одарённый юноша и великолепный пе­вец, импровизатор и душа компании. «Б.И.Баиров, этот чрезвычайно интересный человек, погиб на фронте, но память о нём сохранилась в народе, он вошёл в народное творчество, его сверстники создали ёхорный танец «Бу­даалай» (Там же, с.29).

Саламатный ёхор

В детстве в Алари в 60- 70-е годы я ходил на сала­матные ёхора - Зөөхэйтэй наадан. Они начинались в июне, после сельских тай­лаганов. Зөөхэйтэй наадан проводился поочерёдно по определённым дням по всем деревням. И вот деревен­ские собирали в этот день сметану, а вечером девушки варили на этот наадан сала­мат и подавали его с хлебом. В 50-е годы больше ничего не было. А в 70-е уже стали накрывать столы в клубах. В нашей деревне была целая улица, заселённая ссыльны­ми украинцами – бандеров­цами. Они давали овощи. Если кто-то жадничал, тому мальчишки могли ночью вы­топтать огород.

В рюмках отдельно уго­щали топлёным маслом с саламата. Много его нельзя было выпить, а пили, по-моему, чтобы легче было петь. Смазать голосовые связки, как делают некото­рые оперные певцы, ну и получить заряд калорий на всю долгую летнюю ночь.

Зөөхэйтэй наадан был распространён в Алари, Ну­кутах, Оке, Осе и Бохане. «В ту пору по всей Боханской долине в каждом селении после окончания сева и пе­ред сенокосом устраивались не просто ёхоры: то бывали Зөөхэй наадан – вечерние ёхоры с обязательным при­готовлением на кострах саламата (национальное блюдо, каша из ржаной или пшеничной муки, сваренная особым способом на смета­не или сливках). Пока моло­дёжь водила хороводы, зна­токи варили это чудесное кушанье в маленьких кот­лах. Желающим подавалось в пиалах топлёное масло. Тот, кто выпивал масла боль­ше других, считался героем ёхор наадана» (М.М. Осодоев. Зов. М.1982. с.88-89).

Мунгаалдан – кто кого перепоёт

- На наадан было приня­то приглашать молодёжь из соседних деревень, близле­жащих и дальних, - расска­зывает Роман Дмитриевич Дамбинов. - Мы из Нарен ездили в Куркат, за тридцать километров. Парни - вер­хом на конях, а девушки - на пароконном фургоне (это длинная повозка, в которую запрягаются две лошади), их там вмещалось до десяти человек.

Почему приглашали на Зөөхэй наадан? А чтобы со­ревноваться в мунгаалдан (хухалдаан) – перепевки или может быть частушки. Мун­гаалсаха - кто кого перепоёт, когда певцы соревнуются, шу­тят и острят в своих куплетах. Так, на саламатных ёхорах де­ревни выступали друг против друга, а если таковых гостей не было, то девушки сорев­новались с парнями. Пели тогда все, не поющих, просто не было, и пели с раннего детства. Помню, я учился в 4-м классе, и мы ходили на колхозное поле на прополку и вот на грядках пели мун­гаалдан. Девчонки против мальчишек.

Телохранители

Кстати, на больших ёхо­рах, куда приезжали гости из других улусов, мальчишкам отводилась почётная роль телохранителей. «Каждый из мальчишек младшего возраста по неписанному закону должен был «охра­нять» девушек своего улу­са, чтобы парни из соседних улусов «не украли» кого-ли­бо из них» (Н.Е. Маркаков. У костра предков. с.157. Улан- Удэ.2012).

Эта мера была актуаль­ная, поскольку девушек, дей­ствительно, умыкали. Тогда и девушки были не настоль­ко эмансипированы, чтобы осмелиться, Боже упаси, на типа: «Белый танец – дамы приглашают кавалеров». В Алари известный мне слу­чай произошёл в 1952 году. Правда, дело было зимой, де­вушку украли, затолкав в ко­шёвку – небольшие сани, за­пряжённые одной лошадью. А в Джиде, по свидетельству моих коллег, случаи насиль­ственного умыкания проис­ходили даже в 70-х и начале 80-х гг. прошлого века. Укра­ли почти, что с ёхора, после танцев в клубе. И не на ко­нях, а на мотоцикле.

Но если это была взаим­ная любовь, то, конечно, ни­какой «телохранитель» не мог помешать встречам влю­блённых. Девушка всегда может найти способ обойти назойливых «телохраните­лей». «Если же она отвергала его, а он продолжал ухажи­вать, то тут разговор был особый. Могли даже избить его местные ребята, чтобы не приставал к ней, что слу­чалось очень редко, потому что приезжали в большин­стве случаев чьи-нибудь друзья или родственники» (Там же, с.157).

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также