Ёхор на свадьбе в Усть-Орде
В прошлом номере мы описывали ёхор в степи, а где же танцевали и пели в непогоду и зимой? Летом в ненастье молодёжь собиралась на вечеринку в чьей-нибудь большой юрте, и гулянье шло чуть ли не до утра. А кроме того, всегда было много свободных юрт, ведь в начале лета целые улусы стояли пустыми, куда люди из зимников ещё не перекочевали. Новости о нааданах распространялись молниеносно, и парни, и девушки съезжались к указанной юрте.
Запевали самые смелые и голосистые. Они должны были выделиться на общем фоне, исполняя песню как можно громче и мощнее. «За ними в хор вступали всё новые голоса, и песня крепчала, звучала всё дружнее и громче. Этой песней всегда начинается ёхор — бурятский хоровод:
«Встали мы в широкий круг,
Так плясать давайте.
Под каблучный перестук
Песню запевайте.
С ажансоем хожонсой,
Веселей да громче пой!
Встали в круг за другом друг,
Так плясать давайте.
Не разнять сплетённых,
Песню запевайте!
С ажансоем хожонсой,
Веселей да громче пой!»
(Аларь-гол. П.И. Малакшинов. с.100. М.1979).
Песня запевалы задавала темп танцу, скорости его исполнения. А вот ёхор в юрте или в доме отличался от степного. Здесь танцевало не больше двадцати человек. Все двигаются в такт и поют стройным, единым хором, а иначе круг мог рассыпаться. «А в зимнее – просились к богатым и ёхорили всю ночь. Потом в улусе открыли избу-читальню. Молодёжь собиралась, читала книги, газеты, журналы и ёхорила» (Островки памяти. Сборник. Кутулик. 2017).
Чисалотэй Сентер Яс!
- Ходил на ёхор с 4-го класса, - рассказывает Роман Дмитриевич Дамбинов, 1937-го года рождения, уроженец Алари (записано с его слов в июне 2018). - В Кукунуре, Куркате, Яматах – летом, каждый вечер проводились Ехэ Наадан, куда ходили взрослые парни, девушки, и Бага Наадан, а это школьники с 4-го по 7-й классы. В 50-е годы они проводились повсеместно: Киркей, Шапшалта, Алзобей, Улзет, Баинск, Икинат, Бахтай, Апхульта, на Ангаре – на острове Адуша, который был до строительства водохранилища. Я тогда был школьником, и если мы не работали дома по хозяйству или в колхозе, то днём играли в футбол, а вечером ходили на ёхор.
Танцевали различные ёхоры – доогуур хатар, дээгүүр хатар, шаралдай хатар, айдуусай, чисалотэй сентер яс и др. «Чисалотэй сентер яс» - это легендарный ёхор, в современной, очень интересной аранжировке его исполняет группа «Намгар». А история его появления такова, со слов поэта Сергея Тумурова: «В Иркутске жил аларский бурят по имени Сентер. И у него висел большой настенный календарь, а календарь - это числа. Приезжая на иркутский базар, земляки останавливались у него и сочинили в итоге эту песню – «Чисалотэй Сентер яс!». А вот ёхор «Осоо хатар» появился в годы становления Советской власти и был патриотической песней: «Манай ОСОАВИАХИМ СССР-эй оборон я-ас!»
Тогда же появились «Колесуха», «Аэ, комсомол». Советские ёхора отражали дух своего времени – времени перемен и были бодрыми и энергичными. «Например, в песне «Колесуха» воспеваются отличные качества плуга с железным сошником, впервые встречается юмористическое восприятие русских слов, переделанных на бурятский лад: «Атолис матолис колесуха», что означает: отличная металлическая колесуха. А в движениях танца мы встречаем имитацию пахоты с плугом» (Т.Е.Гергесова. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ.1974).
А ёхор «Будаалай» был написан в честь Буды Илдановича Баирова из улуса Нэгда в Алари. Он был разносторонне одарённый юноша и великолепный певец, импровизатор и душа компании. «Б.И.Баиров, этот чрезвычайно интересный человек, погиб на фронте, но память о нём сохранилась в народе, он вошёл в народное творчество, его сверстники создали ёхорный танец «Будаалай» (Там же, с.29).
Саламатный ёхор
В детстве в Алари в 60- 70-е годы я ходил на саламатные ёхора - Зөөхэйтэй наадан. Они начинались в июне, после сельских тайлаганов. Зөөхэйтэй наадан проводился поочерёдно по определённым дням по всем деревням. И вот деревенские собирали в этот день сметану, а вечером девушки варили на этот наадан саламат и подавали его с хлебом. В 50-е годы больше ничего не было. А в 70-е уже стали накрывать столы в клубах. В нашей деревне была целая улица, заселённая ссыльными украинцами – бандеровцами. Они давали овощи. Если кто-то жадничал, тому мальчишки могли ночью вытоптать огород.
В рюмках отдельно угощали топлёным маслом с саламата. Много его нельзя было выпить, а пили, по-моему, чтобы легче было петь. Смазать голосовые связки, как делают некоторые оперные певцы, ну и получить заряд калорий на всю долгую летнюю ночь.
Зөөхэйтэй наадан был распространён в Алари, Нукутах, Оке, Осе и Бохане. «В ту пору по всей Боханской долине в каждом селении после окончания сева и перед сенокосом устраивались не просто ёхоры: то бывали Зөөхэй наадан – вечерние ёхоры с обязательным приготовлением на кострах саламата (национальное блюдо, каша из ржаной или пшеничной муки, сваренная особым способом на сметане или сливках). Пока молодёжь водила хороводы, знатоки варили это чудесное кушанье в маленьких котлах. Желающим подавалось в пиалах топлёное масло. Тот, кто выпивал масла больше других, считался героем ёхор наадана» (М.М. Осодоев. Зов. М.1982. с.88-89).
Мунгаалдан – кто кого перепоёт
- На наадан было принято приглашать молодёжь из соседних деревень, близлежащих и дальних, - рассказывает Роман Дмитриевич Дамбинов. - Мы из Нарен ездили в Куркат, за тридцать километров. Парни - верхом на конях, а девушки - на пароконном фургоне (это длинная повозка, в которую запрягаются две лошади), их там вмещалось до десяти человек.
Почему приглашали на Зөөхэй наадан? А чтобы соревноваться в мунгаалдан (хухалдаан) – перепевки или может быть частушки. Мунгаалсаха - кто кого перепоёт, когда певцы соревнуются, шутят и острят в своих куплетах. Так, на саламатных ёхорах деревни выступали друг против друга, а если таковых гостей не было, то девушки соревновались с парнями. Пели тогда все, не поющих, просто не было, и пели с раннего детства. Помню, я учился в 4-м классе, и мы ходили на колхозное поле на прополку и вот на грядках пели мунгаалдан. Девчонки против мальчишек.
Телохранители
Кстати, на больших ёхорах, куда приезжали гости из других улусов, мальчишкам отводилась почётная роль телохранителей. «Каждый из мальчишек младшего возраста по неписанному закону должен был «охранять» девушек своего улуса, чтобы парни из соседних улусов «не украли» кого-либо из них» (Н.Е. Маркаков. У костра предков. с.157. Улан- Удэ.2012).
Эта мера была актуальная, поскольку девушек, действительно, умыкали. Тогда и девушки были не настолько эмансипированы, чтобы осмелиться, Боже упаси, на типа: «Белый танец – дамы приглашают кавалеров». В Алари известный мне случай произошёл в 1952 году. Правда, дело было зимой, девушку украли, затолкав в кошёвку – небольшие сани, запряжённые одной лошадью. А в Джиде, по свидетельству моих коллег, случаи насильственного умыкания происходили даже в 70-х и начале 80-х гг. прошлого века. Украли почти, что с ёхора, после танцев в клубе. И не на конях, а на мотоцикле.
Но если это была взаимная любовь, то, конечно, никакой «телохранитель» не мог помешать встречам влюблённых. Девушка всегда может найти способ обойти назойливых «телохранителей». «Если же она отвергала его, а он продолжал ухаживать, то тут разговор был особый. Могли даже избить его местные ребята, чтобы не приставал к ней, что случалось очень редко, потому что приезжали в большинстве случаев чьи-нибудь друзья или родственники» (Там же, с.157).