Блоги 4 июл 2019 1945

​​«С родным языком у нас проблем нет»

Родион Кривогорницын

С вхождением в Дальнево­сточный округ некогда далёкая Якутия неожиданно стала близ­кой, а нам, с наших «западных границ» ДФО, есть что пере­нять и обсудить. По-братски. По-дальневосточному.

Прежде чем наведаться к кол­леге на интервью, захожу в газет­ный киоск. Одних только изданий на якутском языке десятки, в том числе коммерческие: детские журналы, газета «Охота и ры­балка», «Криминальная Якутия», глянцевые журналы. Всего не пе­речесть. И, тем не менее, первый вопрос редактору предсказуемый.

- Родион, как живёт якутский язык?

- С языком, слава богу, боль­ших проблем нет. Народ у нас читающий. Очень любят лите­ратурные журналы. У нас масса печатных изданий. И тому есть объяснение. В 1991 году, когда раз­валился Союз, первый президент сделал очень много для сохране­ния и развития языка. Построили театр, открыли факультет якут­ской филологии и национальной культуры. Серьёзные средства вкладывались на создание и под­держку телевидения, националь­ной литературы, газет, детских коллективов. В те годы газета «Саха сирэ» на якутском языке из­давалась ежедневно тиражом 52 тысячи экземпляров. Была приня­та концепция национальной шко­лы. Это, на мой взгляд, и послу­жило фундаментом для более или менее благополучной ситуации с языком. Сегодня в сёлах говорят в основном на якутском языке, в городе и студенты, и чиновники - тоже. Я не обращал специаль­но внимания, кто больше, а кто меньше говорит на родном - у нас с русского на якутский органично переходят. Есть те, кто лучше го­ворит на русском, якутский - на бытовом уровне.

- А какова ситуация сегодня?

- Есть над чем работать. Я при­ступил к обязанностям главного редактора не так давно, в ноябре прошлого года. У нас газеты на русском и якутском языках, изда­ваемые на бюджетные средства. До этого два года шла так назы­ваемая «бесплатизация». По 50 тысяч экземпляров каждой еже­недельно раздавались, что плохо сказалось на имидже. Теперь мы вынуждены ситуацию исправлять, и, поскольку мгновенно перейти на платную основу уже сложно, делаем это постепенно: одна неде­ля с 24-мя полосами – бесплатно, и неделя с 40 полосами - платно. Со второго полугодия перейдём на платную реализацию с объёмом до 48 полос. Задача поставлена серьёзная, поскольку одновре­менно по республике запускается широкополосный интернет. И как вы понимаете – борьба за читате­ля жесточайшая. Но такова судь­ба у всех бумажных изданий. Но читателей, преданных бумажной газете, тоже достаточно.

- Какова ближайшая пер­спектива изданий на якутском языке?

- Я часто бываю в улусах. С приходом интернета родители там сетуют, что дети стали больше об­щаться на русском языке. Смарт­фоны, гаджеты делают своё дело. Сейчас обсуждается вопрос о соз­дании контента на якутском язы­ке для детей, причём, понятно, что он должен быть конкурентным. Некоторые подвижки уже есть. И потом в последние семь лет у нас развивается кино, преимуще­ственно на родном языке. У нас своя киностудия «Саха фильм». И внутренний спрос растёт. Раньше смотрели комедии, предпочтение больше было развлекательному жанру. Теперь и зритель стал тре­бовательным, тенденция к кино философскому. Фильм «Царь-Пти­ца» Эдуарда Новикова, к примеру, удостоен главного приза Москов­ского международного кинофе­стиваля. В этом году на этом же фестивале фильм Любови Бори­совой «Надо мною солнце не садится» получил приз зрительских симпатий.

Люди, мне кажется, всё боль­ше интересуются своей историей. Во всех школах преподавание родного языка и литературы обя­зательно.

- А как с подготовкой журна­листов на родном языке?

- Сейчас произошёл разрыв в системе подготовки. Престиж не­высок. Молодёжь больше привле­кает телевидение или блогерство. Очередей из желающих писать на родном языке, к сожалению, нет. Что там говорить, в Ульяновской области обсуждают предложение ввести программу «Земский жур­налист». Молодых очень мало, но даже не это самая главная проблема. Нет журналистов, которые разбираются профессионально во всех сферах. В основном описа­тельная журналистика. Аналити­ка, публицистика - на вес золота. Бумажным изданиям бесполезно гнаться за оперативностью. Пото­му выход - в наличии серьёзных аналитических материалов.

- Какой он – сегодняшний день Якутии?

- Прошлым летом главой ре­спублики избрали Айсена Никола­ева. Ему 47 лет, финансист, очень прогрессивных взглядов. Большое внимание уделяет экономике, IT-технологиям. Сейчас начаты разработки по производству соб­ственного топлива, что для Якутии более чем актуально.

Потом у нас в сфере IT-тех­нологий серьёзные результаты. «InDriver» и «МайТона», наши ре­бята, добиваются того, что раньше казалось из области фантастики.

- А мэр? Случайная фигура?

- Если она выиграла выборы – не случайная. Победа для многих неожиданная, впервые - женщина. Про неё много пишут, да. Но она только начинает работать. Рано судить и ставить оценки.

- Спасибо! Пожелания?

- Хотелось бы общения с кол­легами из национальных респу­блик. Скорее всего, у нас у всех схожие проблемы. При живом об­суждении было бы много больше пользы.

- На Байкале?

- Да хоть где! У кого-то уже есть движение, могли бы опыт перенять или поделиться, кто чем может.

Фото предоставил Родион Кривогорницын