Культура 4 июл 2019 963

​​«Сказки Гофмана» театра Геликон к юбилею Жака Оффенбаха

Московский театр Геликон – опера, известный как самый современный столичный оперный театр, руководимый талантливым режиссером, не боящегося смелых экспериментов, Дмитрием Бертманом, отметил 200-летие Жака Оффенбаха возвращением в репертуар театра единственной оперы композитора «Сказки Гофмана».

Спектакль был поставлен 21 год назад в 1998 году. Режиссёр-постановщик и основатель театра Геликон-оперы Дмитрий Бертман с командой постановщиков – музыкальный руководитель Кирилл Тихонов, дирижёр Евгений Бражник, художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, создали яркий, фантастически-гротесковый спектакль, в почти монохромном двухцветии черного и белого, подчеркнув сказочную таинственность и мистику волшебных сказок Гофмана. Либретто оперы основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который был и композитором, и юристом, и писателем, и поэтом, рассказы «Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель», и фрагменты биографии писателя, который выступал в качестве главного героя всех трёх историй.

История любви Гофмана к женщине, которая выступает в его фантазиях в трех ипостасях: актриса Олимпия – заводная механическая кукла, певица Антония, болезненная и чувствительная, куртизанка Джульетта, легкомысленная и неверная, и все три воплощают разные стороны его реальной возлюбленной Стеллы. Но Стеллу увлекает Соперник и враг Линдорф, который превращается в вечного «демона-врага» Коппелиуса-Дапертутто-Миракля.

И только его муза в образе Никлауса верна ему, это воплощение его творчества и вдохновения, которая наблюдает со стороны за своим героем и поддерживает его после всех разочарований.

Спектакль в Геликон-опере, поставленный режиссером- главным худруком театра Дмитрием Бертманом уже в свое время прославился своей необычной гротесково - буффонадной постановкой. Сценография минималистическая, на сцене размещена конструкция, которая по ходу спектакля обозначала и кабак, и дом, и многое другое. В центр сцены выкатывается сверкающая круглая зеркальная беседка, изображающая кафе. Единственное яркое пятно в черно-белой краске графического оформления сцены и черных костюмов со шляпами – котелками и тростями.

Действие оперы происходит в двух планах – реальном и фантастическом. К первому относятся пролог и эпилог, где Гофман ожидает встречи со своей возлюбленной – певицей Стеллой, играющей в спектакле «Дон Жуан», но его счастье разрушает советник Линдорф. Три акта, располагающиеся между прологом – это любовные истории, рассказанные Гофманом посетителям кабачка. Все они заканчиваются для него печально: красавица Олимпия оказывается механической куклой, Антония- чистейшее существо – умирает от болезни, а куртизанка Джульетта предпочитает ему другого. Во всех трех актах присутствует некий «злой гений», враг героя – доктор Коппелиус, колдун Дапертутто, доктор Миракль, а в прологе и эпилоге таковым становится Линдорф. По замыслу Оффенбаха, партии всех злодеев должен исполнять один баритон, а роли возлюбленных Гофмана –сопрано. Таким образом, в обоих случаях речь идет не о разных персонажах, а о разных «ликах» одного образа. Но этот замысел композитора нелегко осуществить в исполнительской практике – слишком уж высоки требования, предъявляемые этими партиями к певцам. Недавно певица Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава исполнила блестяще в опере «Сказки Гофмана» все три партии – Олимпии, Джульетты и Антонии. А наш бурятский певец Чингис Аюшеев замечательно исполняет партию Гофмана в спектакле этого же театра.

В опере «Сказки Гофмана» в полной мере проявился мелодический дар композитора.

Есть в ней эффектные номера с запоминающимися мелодиями: «Баллада о Клейнзаке» в прологе, «Баркарола» во втором акте, (у Бертмана в третьем акте). В трактовке Дмитрия Бертмана так называемый «венецианский акт» перенесен в финал оперы, где Гофмана обманывает легкомысленная куртизанка Джульетта. Режиссер тем самым подчеркнул эфемерность любви как таковой и легкомыслие подчинять свою жизнь этому нереальному чувству. Только творчество для поэта важно и вечно ценно, и только Муза вечная его любовь.

Партитура оперы Оффенбаха очень сложная для исполнения вокалистами. Опера подразумевает наличие первоклассных солистов в труппе театра. У Бертмана в Геликон-опере всегда вокальная группа славилась сильными певцами, и солисты театра Геликон-оперы прекрасно справились со сложными партиями. Солист Вадим Заплечный исполнил партию Гофмана наполненным сильным тенором, иногда пережимая в силе звучания, Лариса Костюк с богатым тембральным меццо-сопрано чудесно исполнила партию Никлауса - Музы поэта Гофмана. Партию Стеллы, реальную возлюбленную Гофмана спела Алиса Гицба, признанный профессионал, она великолепно звучала. Воображаемых возлюбленных Гофмана исполнили три ведущих сопрано театра. Сопрано Юлия Щербакова виртуозно спела партию куклы Олимпии, с крепкими верхами. Солистка Елена Семёнова очень хорошо исполнила партию нежной певицы Антонии, умирающей от болезни. И по просьбе, ожившей на портрете матери, следуя козням Злодея доктора Миракля, поющей предсмертную арию, унесшую ее жизнь. Солистка Инна Звеняцкая, исполнившая партию куртизанки Джульетты, очень ярко и даже вульгарно, по замыслу Бертмана, демонстрируя свои крупные соблазнительные формы, с удовольствием и весело спела свою партию. Хорош и колоритен был Алексей Дедов в партии Злодея Линдорфа. Хор активно участвовал во всех приключениях героя – страдающего сказочника Гофмана.

Оркестр под управлением дирижера Евгений Бражника звучал с полной отдачей, наполнено и мощно.

Спектакль, несмотря на солидный возраст, смотрится с интересом, захватывает фантастическим сюжетом и слушается с удовольствием. И заслуженно постановка удостоена национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера».

Роза Булытова, собкор газеты «Бурятия»