В Харгане Селенгинского района финишировал второй этап международного ралли-марафона «Шёлковый путь», сообщает газета "Бурятия".
Свернув с трассы, прямо перед въездом в Харгану мы видим стенд с надписью «Жизнь в деревне – труд и счастье». По дороге установлены красные указатели с символикой «Шёлкового пути», так что здесь никак не заблудишься. Проезжаем картофельные поля: уже вовсю цветёт знаменитая убукунская картошка. Солнце печёт и слепит глаза, однако зной и палящая жара на настроении никак не отражаются.
Неподалеку от улуса, в живописной местности у подножия священной горы Алтан, раскинулся этно-спортивный комплекс. Столько народу Харгана ещё не видела: нескончаемым потоком подъезжают машины, огромные автобусы привозят гостей фестиваля, а стоянка забита под завязку.
На самой территории комплекса кипит бурная деятельность. В развёрнутых ларьках и палатках предприниматели продают местные деликатесы, напитки, сувениры и даже унты. Нос в это время чует манящие запахи жареного шашлыка. По всему периметру комплекса безопасность обеспечивают охранники и военные, дежурят скорая помощь и пожарная служба.
Комплекс разделили на отдельные зоны. В рамках приуроченного к ралли фестиваля национальных спортивных игр лучших выявляют в бухэ барилдаане, стрельбе из национального лука, шагай наадане, в народной забаве - тэбэк, турнире по разбиванию хребтовой кости - сээр хухалха. Но, конечно, главная причина, собравшая здесь столько народа, - это второй этап ралли-марафона «Шёлковый путь», который Бурятия принимает впервые. За увлекательным и в то же время экстремальным соревнованием следят все мировые телекомпании.
- У нас на Алтане, кроме Сурхарбана, ничего такого масштабного ещё не было. Ожидаем в гости всю Бурятию: соседние деревни, районы, - рассказывает местная активистка Татьяна Цыбикжапова. - Очень рады, что именно у нас такое событие, ведь международные ралли мы видим только по телевизору. Это наш шанс показать себя и хорошо встретить гостей.
Сам маршрут «Шёлкового пути» проходит по территории России, Монголии и Китая. В этом году гонка отмечает 10-летний юбилей. Ранее участникам приходилось преодолевать дистанции по дорогам Казахстана, Туркменистана и других азиатских государств. В юбилейной гонке принимают участие 97 экипажей из 36 стран мира. Это 54 внедорожника и 16 грузовиков, 27 мотоциклов и квадроциклов.
Старт ралли состоялся 6 июля в Иркутске. На нашей же земле участники выдвинулись из города Бабушкин в направлении Харганы. Первыми выехали мотоциклы, затем внедорожники и последними - грузовики.
Финишная прямая
Мы на финише. Здесь гонщиков встречают девушки в бурятских национальных костюмах с хадаками. Наблюдают за ними и тысячи болельщиков и почитателей автоспорта. Мальчишки, улучив момент, перелезают за охраняемое ограждение, лишь бы сфотографироваться со своими кумирами.
- Я не поклонник ралли, но раз уж у нас в Бурятии происходит такое событие, то не мог пропустить, - рассказывает улан-удэнец Алексей Шевцов. - Приехал с супругой и детьми. Видно, что селенгинцы постарались, организовали. Ожидал эффектного финиша, но, как мне объяснили, ралли отличается от Формулы 1, где есть финиш на скорости. Болели за команду «КамАЗ».
Бурятская трасса
Транспортные средства и их водители – все в грязи и в пыли, что наглядно демонстрирует сложность нашего участка. Первыми на бурятской земле финишировали мотоциклисты - братья Боневидес, Кевин и Лючиано.
- Я сейчас финишировал вторым, и очень счастлив такому результату, правда, пока не знаю время, – сразу после гонки рассказал Лючиано. - Я из Аргентины, в России до этого не был, поэтому очень рад находиться здесь. Дорога была хорошая, природа замечательная, прекрасное озеро Байкал. Организаторы проделали отличную работу. С мотоциклом всё хорошо, я мотивирован на следующую гонку.
Чемпиону ралли «Дакар» 2015 года, поляку Рафалу Сонику, пришлось в прямом смысле вляпаться вгрязь.
- Очень сложно ориентироваться в некоторых местах. Кое-где очень много грязи. Я был полностью залит грязью из луж, пришлось остановиться и чистить. Солнце, пыль везде, - рассказывает мужчина. - О, это для удачи? (в ответ на подношение хадака – ред.) Спасибо!
Когда к финишу подошёл его соотечественник Аркадиуш Линднер, оказалось, что здесь его ждала преданная поклонница. Иркутянка Надежда рассказала, что познакомилась с польским автоспортсменом на одном из прошлых соревнований. Сюда же примчалась с пересадками, лишь бы встретить его снова. Теперь девушка планирует поехать в Монголию, чтобы и там поддержать любимого автогонщика, который покорил её своей улыбкой.
Единственная россиянка на мотоцикле Анастасия Нифонтова призналась, что в Бурятии она не в первый раз: была до этого зимой, но летом здесь ещё лучше. А чемпион мира 2018 года Александр Максимов сказал, что на его квадроцикле во время прохождения этапа оторвался бензобак.
В группе внедорожников первым, как и на участке в Иркутске, приехал знаменитый Нассер Аль-Аттия из Катара, двукратный чемпион международного ралли «Дакар». Победителем «Шёлкового пути» он, впрочем, не был, дважды оставаясь вторым, поэтому мотивация у него зашкаливает.
- Этап очень трудный. Сегодня нам нужно было быть умнее. Мы не хотели рисковать, - говорит титулованный автогонщик. - Счастливы, что добрались до финиша без каких-либо серьёзных проблем. Сейчас готовы пересечь Монголию по пустыне.
Болельщики у финиша отчаянно кричали: «Насер! Иди к нам!», и он подошёл, расписался на кепках и сделал селфи с фанатами. Затем организаторы пригласили его на главную сцену, где мужчина обратился к болельщикам, гостям, зрителям. После этого ему, как и всем остальным участникам, дали расписаться на кирпиче, который станет основанием для памятной стелы об этом событии.
Гостеприимная Бурятия
В группе грузовиков лидерство сохранил белорус Сергей Вязович на МАЗе. Второе и третье места - за пилотами «КамАЗ-мастер» - Антоном Шибановым и Андреем Каргиновым.
- С самого начала дорога была сухой, темп был быстрее. Были узкие места с кустарниками, сбрасывали скорость, чтобы не разбить лобовое стекло и зеркала. Приходилось пробираться сквозь дебри. Трасса хорошая и убойная, - сказал Каргинов. - Всё впереди, и сейчас самая главная задача - доехать до Китая.
В целом, как признаются участники, организаторы на бурятской стороне справились прекрасно. Мероприятие посетил и Глава Бурятии Алексей Цыденов, который подчеркнул, что выбор участка никак от нашей республики не зависел и команда сама выбрала маршрут Иркутск – Бурятия – Монголия - Китай.
- Мы счастливы, что такое грандиозное мероприятие пришло к нам в республику. Мы постарались показать гостеприимство не только республики, но и России, потому что здесь участники из разных стран. Безусловно, хочется показать богатство культуры, разнообразие природы и доброту жителей. Надеемся, что всем понравится. Такие события, как ралли, влияют на всю страну, повышается имидж, узнаваемость, привлекательность, безусловно, и нашей республики. Мы можем показать всё богатство культуры, колорит нашей республики, разнообразие народов, проживающих в Бурятии. И, конечно, готовы создать пилотам все условия, чтобы гонка была безопасная, чтобы они могли показать своё мастерство, мощь техники и подарить радость зрителям. Я думаю, что наши природные условия: горы, ручьи, лощины, леса – лучше не придумаешь, - заявил на пресс-подходе Глава Бурятии Алексей Цыденов.
Цифра дня – 10 тысяч человек. Именно столько жителей Бурятии собралось на финише второго этапа в Селенгинском районе.
- Мы очень рады, что сегодня в Бурятии. Очень красивый регион со своей природой, гостеприимством в центре внимания мировых СМИ. Я очень благодарен, во-первых, руководству региона, Алексею Самбуевичу за открытость души, за желание сделать для людей этот спортивный праздник. Бурятия всегда отличалась гостеприимством и душевной открытостью. Сегодня это увидели участники, которые буквально недавно закончили финишную церемонию. Они ещё больше напитались энергией, силой, и это им поможет проехать через всю Монголию, пустыню Гоби до финиша. Мы очень рады нести традиции древнего исторического Шёлкового пути в современной спортивной интерпретации, - сказал директор проекта международное ралли «Шёлковый путь», семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков Владимир Чагин.
Утром 9 июля стартовал третий этап ралли – от Улан-Удэ до Улан-Батора. Участники выехали из столицы Бурятии и проследовали до границы в Кяхте в обычном темпе. Многосторонний автомобильный пункт пропуска «Кяхта» в этот день пересекли около 400 транспортных средств – участников соревнований и сопровождающих.
Всего участники преодолеют 10 этапов, им предстоит пройти более 5 тысяч километров. Финиш ралли состоится 16 июля в китайском Дуньхуане.
Фото Антона ИРШУТОВА
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Директор ралли «Шелковый путь» пожелал, чтобы предсказания баргузинских соболей сбылись
На финише ралли «Шелковый путь» в Бурятии собралось рекордное количество зрителей
Бурятия приняла участников ралли-марафона «Шелковый путь»
В Бурятии завершился второй этап международного ралли-рейда “Шелковый путь”
Бурятские пожарные эвакуировали из лесного массива гонщиков из Германии
Дирекция ралли «Шелковый путь» поблагодарила за хорошую организацию этапа в Бурятии