Поколение ёхора. Одноклассники Баянгольской средней школы Баргузинского района. 1954 г.
Начиная с 20-х годов прошлого века, Улан-Удэ превратился в центр общебурятской национальной жизни. В город на работу и учёбу стала съезжаться молодёжь со всей этнической Бурятии. Советская власть принесла равноправие и эмансипацию женщинам. Впервые в истории молодые люди из ранее не пересекавшихся родов и племён получили возможность знакомиться, влюбляться и строить вместе новую жизнь.
Послевоенная урбанизация
Возможность уделять внимание досугу появилась в послевоенные 50-60-е гг. Знакомились на танцплощадках в клубах и парках. А особенной популярностью пользовались танцы в Горсаду, в русском и бурятском драматических театрах на Ленина. Позднее стали популярны танцы на Стройке – ДК «Строителей» на Куйбышева и в кинотеатре «Прогресс».
Бурятская молодёжь из села не знала европейских танцев и потому танцевала ёхор, а главными центрами ёхорной субкультуры стали Горсад в Улан-Удэ, Центральный парк в Иркутске, парк «Березка» в Ангарске.
Горсад в то время был привлекательным и культурным местом отдыха. В нём были карусели, по аллеям гуляли горожане с малышами. А дети постарше глазели, как при луне играл духовой оркестр с саксофоном, и начинались танцы. Были две танцплощадки: в глубине - для ёхора, позднее там появилась бильярдная, и у церкви - другая, где танцевали вальсы, танго и т.д. Впрочем, ёхор был не только в Горсаду, люди постарше пели и ёхорили дома, на улице.
Ёхорная география
- На ёхор ходила бурятская молодёжь со всей этнической Бурятии, - вспоминает писатель Ардан Ангархаев. – Были представлены буквально все районы. Таково свойство ёхора. Он объединяет всех. Тогда был образовательный бум, и все улан-удэнские ВУЗы, техникумы и училища были заполнены студентами.
В своей книге «Владимир Саганов: штрихи к портрету» (стр.66. Улан-Удэ. 2007) Ардан Лопсонович приводит воспоминания Чимит-Доржи Юндунова: «В свободное время всем коллективом ходили мы на оперу, в кино, в горсад на танцы, на ёхор. Для ёхора существовала специальная площадка, где ёхорили в несколько кругов: западная, восточная и тункинская молодёжь. Я дружил с тункинскими ребятами и считаю, что тункинский ёхор самый лучший в Бурятии».
В это же время в Улан-Удэ учился и Роман Дамбинов из Алари: «В 1959 году, будучи студентом, ходил в Горсад в Улан-Удэ. Там бывало множество кругов ёхора: хоринский, закаменский, баргузинский, кабанский, эхирит-булагатский, аларский, тункинский, селенгинский... У каждого круга свои песни и движения».
Ёхорные драки
По словам Дамбинова, в эти же годы в Иркутске в Центральном парке водили ёхора эхиритцы, аларцы вместе с боханцами. В Ангарске в парке «Берёзка» около Ангары водили ёхора по субботам и воскресеньям. Эхиритцев было очень много: до 200-300 человек. Аларцев поменьше: «с эхиритцами дрались постоянно».
Что касается драк, то на ёхора собирались не подраться, а попеть и поплясать. Однако, сам жанр мунгаалдан (хухалдаан) – бурятских частушек, исполнявшихся на ёхорах, предполагает шутливые, ироничные или насмешливые слова. Танцор, в чей адрес это было пропето, должен дать адекватный ответ. Если же танцоры в ходе словесной дуэли оскорбили или унизили друг друга, то они вызывали на поединок – бурятскую борьбу. До кулаков, как правило, не доходило.
А драки возникали, в основном, из-за девушек. Во-первых, банальное соперничество за право ухаживания. Во-вторых, собственнический взгляд на женщину: «Она из нашего рода, племени, улицы, села, района». Еще не была забыта практика калыма, но с другой стороны девушки всегда были под защитой. Были и просто любители подраться, а они всегда находили повод и место. В Монголии даже бытует поговорка о бурятах, которые, якобы, говорят: «Наншалдаангүй түрэ – түрэ бэшэ» - «Свадьба без драки – не свадьба». Теперь тамошние буряты с трудом избавляются от этого, ставшего негативным, стереотипа.
«Хотын сэсэрлиг соо…»
В те годы была популярна песня Матвея Блантера:
«В городском саду играет духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест...».
Тогда же родились стихи великого бурятского поэта Дондока Улзытуева «Хотын сэсэрлиг соо» - «В городском саду»:
Арбан юhэ наhанайнгаа
Арюун үедэ шамтайханаа
Хотын сэнхир сэсэрлиг соо
Хожомдожо танилсаа гүб?...
Это стихотворение, не вошедшее ни в один из сборников поэта, было положено на музыку Базыра Цырендашиева и стало песней. По словам поэта Галины Базаржаповой-Дашеевой, он посвятил её своей будущей жене Валентине. Парень из Бичуры и красавица из Закамны познакомились в Горсаду.
На танцах нашёл себе жену Анатолий, тогда Толя Модогоев, сын руководителя республики. Увидев красивую девушку – Римму Дондупову из Курумкана, он сказал: «Эта девушка будет моей женой!». Это была любовь с первого взгляда.
Стиляги
Наступила «оттепель». В городе появились стиляги в ярких одеждах. В школах у них линейкой обмеривали ширину брюк, и тех, у кого они были заужены, с позором изгоняли с урока. Тогда вставало на ноги первое поколение выросших в городе бурят. Среди них выделялась «золотая» или «передовая» молодёжь, законодатели мод. Они вальсировали и танцевали новомодные шейк, твист и летка-енку.
Самым крутым местом стала «Стройка» - клуб строителей. Там играл ансамбль: труба, гитара, аккордеон и контрабас. Хорошие девочки заглядывали туда и убегали. Ходить туда не считалось пристойным занятием. Но не для искавших выгодную партию заневестившихся девушек.
В «Стройку» ходили и русские, и буряты. Город был маленьким, компактным, и все знали друг друга. А предместья - ПВЗ, Машзавод, Стеколка, Дивизка, Шишковка жили своей обособленной жизнью. Кварталов ещё не было. В 50-х не было и проспектовских, там стояло всего два дома. На танцах на ПВЗ одно время заправляли «блатные» - отмотавшие срок парни, пока их не разогнали комсомольцы под началом Александра Лубсанова.
Великое отступление
- В 1968 году площадку для ёхора в Горсаду переоборудовали под место для детских аттракционов, - говорит Ардан Ангархаев. - И в 70-х ёхор в городе вот так массово перестали танцевать. Но в Тунке танцевали и в 80-е, на всех праздниках, концертах и семейных торжествах.
Эту ситуацию описал его коллега Матвей Осодоев: «А в Доме культуры – не в том зале, где кино показывают и собрания бывают, а в другом, что поменьше, - танцы вовсю. Радиола гремит, сколько пар толчется – не сразу разберёшься, кто да с кем… И танцуют так, как по телевизору иногда можно увидеть: сходятся – расходятся, руками машут, изгибаются…. Иная жизнь – и куда всё прежнее делось! Раньше- то молодёжь ёхор-наадан только знала – хороводы с песнями. Исстари так у бурят водилось. А теперь про ёхор-наадан забыто, лишь иногда на сцене в самодеятельности покажут, как бывало. Танцуют же молодые безголосо, словно в трясучке, и музыка, послушать, такая – по-иному не потанцуешь: она сама трясёт, ломает человека!» (М.Осодоев. Зов.М.1982.с.181).
Но ёхор уходил постепенно, не сразу. Ведь и новые танцы шли с Запада с большим отставанием через Москву в Улан-Удэ, Иркутск, Читу и дальше в глубинку. А в деревнях, между тем, вплоть до 80-х, мальчики ходили в телогрейках и кирзовых сапогах, а девочки в суконках. Как в них можно было танцевать? В сельских клубах еще долго играли на гармошке «Дунайские волны», затем появились радиолы и пластинки, а потом уже магнитофоны.
P.S. Тогда, казалось, ёхор ушёл в небытие, оставив по себе лишь сладкую печаль… Но окончательно он никуда не уходил и в XXI веке вернулся с обновлёнными, хорошо забытыми, ритмами.
Фото из архива Александра МАХАЧКЕЕВА