Идёт молебен Бүгэдын обоо
Многие годы история первых казачьих формирований из казаков-бурят замалчивалась в официальных источниках. О своих казачьих родах люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение.
Порой всё это больше было похоже на байки, а порой и легенды. Между тем, бурятское казачество, зародившееся задолго до официального создания Забайкальского казачьего войска, присягнуло на верность Российскому государству. В самые лихие годы казаки защищали восточные рубежи страны, а их героические страницы возвращаются из небытия во многом стараниями энтузиастов. Среди них ширэтээ Бултумурского дацана Баир Бадмацыренов. По его личной инициативе уже третий год в живописной местности на границе двух муниципалитетов - Кяхтинского и Селенгинского районов - проводится детский фестиваль казаков-буддистов.
Нужный фестиваль
- Казачьи фестивали, особенно детские, востребованы, - говорит атаман Верхнеудинского отдела Забайкальского казачьего войска Борис Бородин. - Ведь дети - это продолжение старшего поколения, и насколько оно воспитано в казачьем духе, очень важно для нас. Баир лама проявил инициативу в организации детского фестиваля казаков-буддистов. Причём он смотрел шире, поскольку у этого праздника глубокий смысл, кроме как познание истории рода, патриотическое воспитание подрастающего поколения, духовное возрождение общества.
- Мы должны чтить поистине славные традиции казаков-буддистов и передавать их по наследству, - считает Баир лама.
Преподаватель ОБЖ средней школы п. Наушки Олег Кузьмин руководит кадетским клубом «Патриот». Его создали 10 лет назад. С самого начала возрождения казачества в Бурятии клуб участвует в казачьих фестивалях. В «Патриоте» нет прямых потомков казаков, но дух казачества им близок.
Наушки расположены на границе, поэтому клуб в основном сотрудничает с пограничниками. Уже сейчас кадеты помогают в охране рубежей страны и готовят себя к военной службе. По словам Олега Кузьмина, практически все выпускники школы, прошедшие «Патриот», служили в армии, многие связали свою судьбу с вооружёнными силами.
Члены «Патриота» Николай и Владислав говорят, что им нравится заниматься в клубе, который закаляет их как защитников Отечества физически и морально, воспитывает в них дух коллективизма.
Всё это говорит о том, что в Кяхте, да и в республике в целом, проведение таких фестивалей только приветствуется.
- Традиции казаков живы и успешно развиваются. Наш фестиваль объединяет молодёжь, детей, что обеспечивает связь поколений, - отметила первый замглавы Кяхтинского района Анна Балсукова.
Священная гора
Традиционно фестиваль начался с обряда почитания Бүгэдын обоо тахилга – хозяина местности. Проводится он на вершине горы, восхождение на которую процесс непростой, требует физических и моральных усилий. Но это стоит того. Во-первых, участники восхождения получают эстетическое удовольствие от замечательного пейзажа, открывшегося взору. Кроме того, это благословение. Как гласят легенды, сила его огромна. Отправляясь на войну, казаки-буряты табангутского рода обязательно совершали обряд Бүгэдын обоо в честь хранителей местности. Большинство из них возвращались живыми.
Бүгэдын обоо проводится один раз в год на восьмой день второго летнего месяца по лунному календарю после Майдари хурала.
- Эту дату определили ламы, которые служили в Бултумурском дацане до революции, - рассказывает Баир лама. – Здесь на вершине горы стояли девятиметровые субурганы, проводились обряды.
Сегодня от субурганов мало что удалось собрать, а в будущем с открытием Цогчен дугана Бултумурского дацана их восстановят.
По словам ламы, это священное место никогда не забывали местные жители. Даже в советские годы сюда приходили получить благословение.
«Казачья верста»
Состязательная часть фестиваля включила в себя казачьи испытания: «полосу препятствий», «строевую подготовку», «сборку и разборку оружия» и «визитную карточку». В них участвовали пять команд: «Патриот» (Наушки), «Патриот-2» (Хоронхой), «Казаки» (Усть-Кяхта), «Витязь» (СОШ № 1 г. Кяхта) и «Дозор» из джидинского села Желтура.
В первых трёх дисциплинах всё было в руках самих ребят, а в «визитной карточке» командам пришлось поднапрячься в творчестве. Жюри оценивало оригинальность, музыкальное живое сопровождение, художественное оформление, отражение духа казачества в повседневной жизни, казачью пластику.
Не меньший интерес у зрителей вызвали состязания по бегу - «казачья верста» и национальной борьбе, которые придали фестивалю статус истинно народного праздника. В забегах участвовали казачки. Если самым юным предстояло преодолеть не более 50 метров, то старшие бежали большее расстояние. В награду за старания они получили солидные призы от спонсоров и лам дацана. В младших группах победители получили по 1100 рублей, а старшие за первое место - живого барана.
Из всех забегов, пожалуй, наибольший интерес вызвало состязание девочек не старше трёх лет. Лиде Ивановой только недавно исполнилось два с половиной года, но она показала, что и в этом возрасте можно быстро бегать.
Серьёзная конкуренция была и в национальной борьбе. Специально на фестиваль приехали борцы из Закаменска, Улан-Удэ, Джиды. Но право выступить на зелёном ковре дацана получили только те, кто поднимался на гору.
Жаркий «ковёр» фестиваля
В проигрыше никто не остался, даже те, кто не поднялся на пьедестал почёта. Они в выигрыше от того, что участвовали в этом значимом для кяхтинцев и всей республики мероприятии.
Фото Иннокентия Харанутова