Общество 17 июл 2019 1272

​​В Бурятии в третий раз прошёл детский фестиваль казаков-буддистов

Идёт молебен Бүгэдын обоо

Многие годы история пер­вых казачьих формирований из казаков-бурят замалчивалась в официальных источниках. О сво­их казачьих родах люди переда­вали из уст в уста, из поколения в поколение.

Порой всё это больше было по­хоже на байки, а порой и легенды. Между тем, бурятское казачество, зародившееся задолго до офици­ального создания Забайкальского казачьего войска, присягнуло на верность Российскому государ­ству. В самые лихие годы каза­ки защищали восточные рубежи страны, а их героические страни­цы возвращаются из небытия во многом стараниями энтузиастов. Среди них ширэтээ Бултумурского дацана Баир Бадмацыренов. По его личной инициативе уже тре­тий год в живописной местности на границе двух муниципалите­тов - Кяхтинского и Селенгинского районов - проводится детский фе­стиваль казаков-буддистов.

Нужный фестиваль

- Казачьи фестивали, особенно детские, востребованы, - говорит атаман Верхнеудинского отдела Забайкальского казачьего войска Борис Бородин. - Ведь дети - это продолжение старшего поколе­ния, и насколько оно воспитано в казачьем духе, очень важно для нас. Баир лама проявил инициати­ву в организации детского фести­валя казаков-буддистов. Причём он смотрел шире, поскольку у этого праздника глубокий смысл, кроме как познание истории рода, патриотическое воспитание под­растающего поколения, духовное возрождение общества.

- Мы должны чтить поистине славные традиции казаков-буд­дистов и передавать их по наслед­ству, - считает Баир лама.

Преподаватель ОБЖ средней школы п. Наушки Олег Кузьмин руководит кадетским клубом «Па­триот». Его создали 10 лет назад. С самого начала возрождения ка­зачества в Бурятии клуб участвует в казачьих фестивалях. В «Патрио­те» нет прямых потомков казаков, но дух казачества им близок.

Наушки расположены на гра­нице, поэтому клуб в основном сотрудничает с пограничниками. Уже сейчас кадеты помогают в охране рубежей страны и готовят себя к военной службе. По сло­вам Олега Кузьмина, практически все выпускники школы, прошед­шие «Патриот», служили в армии, многие связали свою судьбу с во­оружёнными силами.

Члены «Патриота» Николай и Владислав говорят, что им нра­вится заниматься в клубе, кото­рый закаляет их как защитников Отечества физически и морально, воспитывает в них дух коллекти­визма.

Всё это говорит о том, что в Кяхте, да и в республике в целом, проведение таких фестивалей только приветствуется.

- Традиции казаков живы и успешно развиваются. Наш фе­стиваль объединяет молодёжь, детей, что обеспечивает связь по­колений, - отметила первый замглавы Кяхтинского района Анна Балсукова.

Священная гора

Традиционно фестиваль на­чался с обряда почитания Бүгэдын обоо тахилга – хозяина местности. Проводится он на вершине горы, восхождение на которую процесс непростой, требует физических и моральных усилий. Но это стоит того. Во-первых, участники вос­хождения получают эстетическое удовольствие от замечательного пейзажа, открывшегося взору. Кроме того, это благословение. Как гласят легенды, сила его огромна. Отправляясь на войну, казаки-буряты табангутского рода обязательно совершали об­ряд Бүгэдын обоо в честь храни­телей местности. Большинство из них возвращались живыми.

Бүгэдын обоо проводится один раз в год на восьмой день второго летнего месяца по лунному ка­лендарю после Майдари хурала.

- Эту дату определили ламы, которые служили в Бултумурском дацане до революции, - рассказы­вает Баир лама. – Здесь на вершине горы стояли девятиметровые су­бурганы, проводились обряды.

Сегодня от субурганов мало что удалось собрать, а в будущем с открытием Цогчен дугана Бул­тумурского дацана их восстано­вят.

По словам ламы, это священ­ное место никогда не забывали местные жители. Даже в совет­ские годы сюда приходили полу­чить благословение.

«Казачья верста»

Состязательная часть фести­валя включила в себя казачьи испытания: «полосу препятствий», «строевую подготовку», «сборку и разборку оружия» и «визитную карточку». В них участвовали пять команд: «Патриот» (Наушки), «Патриот-2» (Хоронхой), «Казаки» (Усть-Кяхта), «Витязь» (СОШ № 1 г. Кяхта) и «Дозор» из джидинско­го села Желтура.

В первых трёх дисциплинах всё было в руках самих ребят, а в «ви­зитной карточке» командам при­шлось поднапрячься в творчестве. Жюри оценивало оригинальность, музыкальное живое сопровожде­ние, художественное оформление, отражение духа казачества в по­вседневной жизни, казачью пла­стику.

Не меньший интерес у зрите­лей вызвали состязания по бегу - «казачья верста» и национальной борьбе, которые придали фести­валю статус истинно народного праздника. В забегах участвовали казачки. Если самым юным пред­стояло преодолеть не более 50 ме­тров, то старшие бежали большее расстояние. В награду за старания они получили солидные призы от спонсоров и лам дацана. В млад­ших группах победители получили по 1100 рублей, а старшие за пер­вое место - живого барана.

Из всех забегов, пожалуй, наибольший интерес вызвало со­стязание девочек не старше трёх лет. Лиде Ивановой только недав­но исполнилось два с половиной года, но она показала, что и в этом возрасте можно быстро бегать.

Серьёзная конкуренция была и в национальной борьбе. Специаль­но на фестиваль приехали борцы из Закаменска, Улан-Удэ, Джиды. Но право выступить на зелёном ковре дацана получили только те, кто поднимался на гору.


Жаркий «ковёр» фестиваля

В проигрыше никто не остался, даже те, кто не поднялся на пье­дестал почёта. Они в выигрыше от того, что участвовали в этом значимом для кяхтинцев и всей республики мероприятии.

Фото Иннокентия Харанутова

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также