На премьере балета Лудуб Очиров со старшими коллегами - Виктором Усовичем и Пурбо Дамирановым
В юбилейный 80-й год с момента своего основания Бурятский театр оперы и балета запустил новый проект — Творческую лабораторию хореографов. С 20 июня по 4 июля в Улан-Удэ были приглашены молодые балетмейстеры для работы с артистами театра. Результатом творческой деятельности стали хореографические постановки длительностью 15-25 минут, которые показали на сцене театра 4 июля. Как сообщило руководство театра на своём сайте: «Успешные эскизы в будущем могут стать основой для постановки полноценных балетных спектаклей».
А темой первой лаборатории стали «Бурятские легенды и сказки». В конкурсе могли участвовать все желающие хореографы, поскольку лаборатория способствовала поиску, поддержке и творческому развитию молодых хореографов-постановщиков и артистов балета. Вместе с тем, ожидалось пополнение репертуара театра новыми постановками в жанре современной и национальной хореографии, расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для публики. В итоге отборочный тур Творческой лаборатории прошли семь молодых хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга и Латвии. Улан-Удэ представил Алдар Кынзыбеев, который получил возможность подготовить хореографическую постановку продолжительностью 15-25 минут. По сути, это был одноактный балет, премьера которого состоялась 4 июля на сцене Бурятского театра оперы и балета.
- Ко мне обратился Алдар Кынзыбеев с просьбой написать музыку к балету, - рассказал юный композитор Лудуб Очиров. – Либретто основано на легенде «Бургэд». Это история о предках бурят - о жизни в те далёкие времена. Люди тогда жили спокойно и счастливо. Они пасли свои тучные стада, табуны и отары. Возделывали землю. Ничто, казалось, не препятствовало прекрасной любви двух главных героев – Бургэд и Гэрэл. Они радовались друг другу и не подозревали, что вокруг них сгущаются тучи…
Однажды демон Эрлиг-Харэ увидел прекрасную Гэрэл и влюбился в неё. Но её сердце отдано Бургэду, он завидует его счастью. У него созрел коварный план похищения девушки. Злодей хочет силой взять Гэрэл и сделать её своей женой!
Когда мужчины племени ушли на охоту, Эрлиг-Харэ приводит свой коварный план в действие. При помощи колдовских чар он усыпляет оставшихся в племени женщин, детей и стариков и похищает прекрасную Гэрэл…
Мужчины возвращаются с охоты и видят ужасную картину: всё стойбище спит крепким непробудным сном. Бургэд бросается на поиски своей возлюбленной, но её нигде нет. Находится очевидец злодеяния Эрлиг-Харэ, он рассказывает о произошедшем герою. Бургэд убит горем, но не сломлен. Он и его товарищи решают выступить в поход на поиски Гэрэл. А между тем, их коварный враг не дремлет. Он применяет всё своё искусство магии и обольщения с целью покорения девушки. Но она упорствует и отвечает ему гордым отказом! Чародей впадает в страшный гнев и от осознания своего бессилия перед силой любви превращает её в берёзку.
В это время Бургэд с товарищами находит Эрлиг-Харэ и начинается схватка. В жестоком поединке герой побеждает чародея и перед смертью тот сообщает, что он превратил Гэрэл в берёзку и не снимет заклятие. Бургэд в отчаянии…
В следующей сцене герой обращает свои молитвы к богам. И когда люди возвращаются на то место, где Гэрэл превратили в берёзку, они видят рядом с ней ещё одно дерево. Это Бургэд, ставший берёзой, дабы не расставаться с любимой. Потрясённые трагедией члены племени уходят, но две берёзы становятся местом поклонения влюблённых. По бурятскому обычаю они завязывают на них ленточки. В память о Бургэд и Гэрэл…
- Это драма, здесь нет классического хеппи-энда, - говорит юный композитор. – В течение месяца я жил только этой историей. Она даже снилась мне по ночам. Сны приходили в виде локаций. Я как будто в реальности видел жизнь своих героев и происходившие с ними события. Отчасти поэтому моя работа над балетом быстро продвигалась, и к 1 июля я дописал финальную сцену.
Алдар Кынзыбеев принял музыкальный материал у Лудуба Очирова, и уже 4 июля состоялась премьера одноактного балета «Бургэд». Получился полноценный спектакль. Балет-миниатюра, мобильная и удобная для композитора форма. Самое главное - хореограф и автор музыки увидели плоды своего совместного труда, своего творческого союза.
На премьере присутствовали известные у нас меломаны, которые отметили наличие интересного музыкального материала, но при этом хотели более тесной связи между отдельными частями произведения. Однако, главный плюс работы Лудуба - это эксклюзивная, специально написанная для спектакля музыка и её национальный колорит.
На премьере зал был полон, проводилось интернет-голосование на лучшую постановку. В результате приз зрительских симпатий достался Лудубу Очирову: «В прошлом году я был в Австрии и слушал один из местных оркестров средней руки. Уловил себя на мысли, что австрийские музыканты лучше чувствуют музыку своих великих композиторов-земляков, чем, скажем, их российские коллеги из более известных оркестров. Я думаю, это общее правило».
Фото с Facebook