Общество 25 июл 2019 2867

​​Смерть по бурятски-3, или сансарные игры

Сансарные игры в монгольской степи

«Помнить о том, что мы умрём, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духов­ным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают стра­дание, а какие — приносят счастье».

Его Святейшество Далай лама XIV

Мы продолжаем тему подготовки к самому важ­ному моменту в жизни чело­века – его смерти. Это явле­ние не столько физического, сколько нравственного по­рядка. Оно подводит итог всему пройденному челове­ком пути, его поражениям и победам, страданиям и сча­стью. И в то же время, смерть может быть прекрасна, ведь она открывает дверь в бу­дущее – в новую жизнь. А какое перерождение найдёт человек: благое или не бла­гое, зависит от его поведе­ния в прошлой жизни и что немаловажно, в сам момент смерти. Так считают будди­сты, верящие в бесконечную цепь перерождений. О том, как проистекает процесс перехода из одной жизни в другую, рассказывает Дым­брыл Дашибалданов, ректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д. Заяева.

Бардо Смертного Часа

«Когда и как мы умрём, мы никогда не знаем. По крайней мере, обычный человек, который не зани­мается специальными ду­ховными практиками. Если человек погиб в катастрофе или пал в бою, его сознание отделится от тела внезапно и мгновенно. Но если чело­век ушёл из жизни дома, в своей постели? В этом слу­чае процесс умирания про­ходит в обычном, не экстре­мальном режиме.

Основу жизни человека составляют четыре главных элемента - Вода, Огонь, Зем­ля и Ветер. Они присутству­ют в нём с момента зачатия, когда соединяются красное вещество матери и белое семя отца. От их соотноше­ния зависят размеры тела человека, его рост, оттенок кожи и даже особенности ха­рактера.

В момент смерти его бро­сает то в жар – природа Огня, то в холод - Вода. Но в итоге тело начинает холодеть, и сознание пробирается как будто между скал и гор, это уже природа Земли. А за­вершает процесс умирания природа Ветра, человек чув­ствует и понимает, что его куда-то уносит. С последним выдохом уходит жизнь, фи­зическое тело окончательно перестаёт что-либо воспри­нимать, и это мы называем смертью.

Предвечный Свет

Но сознание продолжа­ет свой путь, оно обретает тело бардо. Тонкое сознание усиливается, многократно возрастает яркость и сила ощущений, ведь оно освобо­дилось от физического тела, может быть давно одрях­левшего и измученного бо­лезнями. Оно становится легким, эфирным, а мысль - необыкновенно быстрой. В это время сущность челове­ка ещё до конца не освободи­лась от прежних умственных привычек и наклонностей.

В целом облик бардо со­ответствует прежнему об­лику человека. Средняя продолжительность этого состояния семь дней, после которого сознание может обрести новое рождение. Но эти попытки могут повто­ряться всего семь раз, итого 49 дней. После этого срока сознание обретает новое рождение и тело.

Чтобы помочь сознанию в его одиноком путешествии, мы проводим специальные обряды. Почему перед ал­тарём мы возжигаем зула – лампаду? Чтобы сознание увидело на алтаре изобра­жение Будды. Это успокоит её, настроит на позитивный лад и даст ему верное на­правление.

Не предаваться печали

В состоянии бардо со­знанию одиноко и скучно, лишенное привычной обста­новки, оказавшись в совер­шенно другом мире. Оно не может осознать свое поло­жение. Когда оно спускается в свой дом, никто её не ви­дит и не слышит, и поэтому ламы проводят обряд хун­шуу. Это ритуал кормления запахами, когда на угольки бросают цампу и печенье, но, ни в коем случае не нужно бросать конфеты в обёртках, чтобы не испортить аромат возможной химией. Если вы хотите угостить ушедшее тонкое тело чем-то сладким, лучше положить сахар.

Буддисты хотят помочь ушедшему найти лучшее перерождение, и в это время слезами горю не поможешь! Предаваться печали контр­продуктивно. Не нужно пла­кать, потому что от этого сознание дорогого вам чело­века будет только страдать. Чтобы помочь ему нужно читать мантры – ом мани падме хум. Если каждый член семьи прочитает их 10 тысяч раз, а все вместе 100 тысяч раз, то это поможет не только покойнику, но и са­мим его родным и близким. Тем самым они смогут легче пережить стресс. Тогда по­трясение от пережитого не сможет повредить им.

Ом мани падме хум

Начитывание мантр дей­ствительно поможет умер­шему, хотя, казалось бы, это нарушает закон кармы – за­кон причинно-следственной связи. Но, умные буддисты понимают, что чужие добро­детели, также как и недобро­детели не могут перейти к нему. В данном случае, читая мантры, мы посвящаем ему свои добродетели.

Когда родственники при­ходят в дацан и хотят, чтобы ламы помолились за него, то они делают не заказ! Это не коммерческая сделка. Они приходят поддержать лам в благом деле, а не оплачи­вают похоронные услуги. Вместе ламы и прихожане молятся за лучшее перерож­дение человека. Так будет правильнее сформулиро­вать и думать. В целом буд­дийский подход к смерти оз­начает активное содействие, а не просто переживание горя.

В момент смерти самому умирающему важно настро­иться на позитив, думать о чём-то хорошем, вспомнить о своих добрых делах. Ска­зать себе, что я не зря про­жил эту жизнь, и в следу­ющей жизни буду творить добро. Нужно понимать, что предсмертные мысли очень важны, именно их настрой может повлиять на благое перерождение. Несмотря на определяющую роль кар­мы! Поэтому пройдя точку невозврата нужно настро­иться на позитив. Оставить позади омрачающие эмоции и думать только о добром и светлом!»

Сансарные игры

И так, Дымбрыл багша рассказал о самом простом, но самом важном, что может сделать обычный человек. А продвинутые миряне, и прежде всего ламы-пере­рожденцы осуществляют практику Пова в момент смерти, чтобы оказаться в Чистой Земле. Кроме этого, как считает Хамбо лама Аю­шеев, есть Путь Нагарджу­ны, который прожил 600 лет и есть Путь Хамбо ламы Ити­гэлова, сумевшего соеди­нить нирвану и сансару. Од­нако, это выходит за рамки нашей сегодняшней статьи.

Безнадёжно больных вра­чи отправляют из больницы домой. Это в высшей степени гуманно, когда человек ухо­дит в окружении близких, а не встречает одинокую смерть в больничной пала­те. Обычно, когда умирают старики, ребятишек отправ­ляют к родственникам. В доме тишина и покой. Ни­что не отвлекает буддиста от мысли о том, что жизнь не начинается с рождением и не кончается со смертью. Он уходит со словами: «Гон­чок Сум» - «Гурбан эрдэни» - «Три Драгоценности».

Самое главное в жизни, это всегда помнить о непо­стоянстве. «Было бы здоро­во подняться в небо и кинуть взгляд на все наши прошлые жизни. Это то, что на самом деле, умеют архаты, подни­маются и всё видят. Это было бы так грустно, так радост­но, просто удивительно», - говорит Дзонгсар Кхьенце Ринпоче.

После смерти в состоя­нии бардо человеческое со­знание в течение несколь­ких дней забывает всё, и это уже, может быть, и не чело­веческое сознание. Её нач­нёт притягивать следующая жизнь.

Если он должен будет переродиться птицей, то и чувства у него будут птичьи. Он забудет о своих родных и близких: «Когда вы встрети­тесь в следующий раз, воз­можно, вы будете голубем, клюющим хлебные крошки, и вам будет абсолютно на­плевать, кто перед вами – бывшая жена, бойфренд или бывшая девушка, вы их даже не заметите. Так мы и игра­ем в сансарные игры».

Фото Александра МАХАЧКЕЕВА

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ