Сансарные игры в монгольской степи
«Помнить о том, что мы умрём, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие — приносят счастье».
Его Святейшество Далай лама XIV
Мы продолжаем тему подготовки к самому важному моменту в жизни человека – его смерти. Это явление не столько физического, сколько нравственного порядка. Оно подводит итог всему пройденному человеком пути, его поражениям и победам, страданиям и счастью. И в то же время, смерть может быть прекрасна, ведь она открывает дверь в будущее – в новую жизнь. А какое перерождение найдёт человек: благое или не благое, зависит от его поведения в прошлой жизни и что немаловажно, в сам момент смерти. Так считают буддисты, верящие в бесконечную цепь перерождений. О том, как проистекает процесс перехода из одной жизни в другую, рассказывает Дымбрыл Дашибалданов, ректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д. Заяева.
Бардо Смертного Часа
«Когда и как мы умрём, мы никогда не знаем. По крайней мере, обычный человек, который не занимается специальными духовными практиками. Если человек погиб в катастрофе или пал в бою, его сознание отделится от тела внезапно и мгновенно. Но если человек ушёл из жизни дома, в своей постели? В этом случае процесс умирания проходит в обычном, не экстремальном режиме.
Основу жизни человека составляют четыре главных элемента - Вода, Огонь, Земля и Ветер. Они присутствуют в нём с момента зачатия, когда соединяются красное вещество матери и белое семя отца. От их соотношения зависят размеры тела человека, его рост, оттенок кожи и даже особенности характера.
В момент смерти его бросает то в жар – природа Огня, то в холод - Вода. Но в итоге тело начинает холодеть, и сознание пробирается как будто между скал и гор, это уже природа Земли. А завершает процесс умирания природа Ветра, человек чувствует и понимает, что его куда-то уносит. С последним выдохом уходит жизнь, физическое тело окончательно перестаёт что-либо воспринимать, и это мы называем смертью.
Предвечный Свет
Но сознание продолжает свой путь, оно обретает тело бардо. Тонкое сознание усиливается, многократно возрастает яркость и сила ощущений, ведь оно освободилось от физического тела, может быть давно одряхлевшего и измученного болезнями. Оно становится легким, эфирным, а мысль - необыкновенно быстрой. В это время сущность человека ещё до конца не освободилась от прежних умственных привычек и наклонностей.
В целом облик бардо соответствует прежнему облику человека. Средняя продолжительность этого состояния семь дней, после которого сознание может обрести новое рождение. Но эти попытки могут повторяться всего семь раз, итого 49 дней. После этого срока сознание обретает новое рождение и тело.
Чтобы помочь сознанию в его одиноком путешествии, мы проводим специальные обряды. Почему перед алтарём мы возжигаем зула – лампаду? Чтобы сознание увидело на алтаре изображение Будды. Это успокоит её, настроит на позитивный лад и даст ему верное направление.
Не предаваться печали
В состоянии бардо сознанию одиноко и скучно, лишенное привычной обстановки, оказавшись в совершенно другом мире. Оно не может осознать свое положение. Когда оно спускается в свой дом, никто её не видит и не слышит, и поэтому ламы проводят обряд хуншуу. Это ритуал кормления запахами, когда на угольки бросают цампу и печенье, но, ни в коем случае не нужно бросать конфеты в обёртках, чтобы не испортить аромат возможной химией. Если вы хотите угостить ушедшее тонкое тело чем-то сладким, лучше положить сахар.
Буддисты хотят помочь ушедшему найти лучшее перерождение, и в это время слезами горю не поможешь! Предаваться печали контрпродуктивно. Не нужно плакать, потому что от этого сознание дорогого вам человека будет только страдать. Чтобы помочь ему нужно читать мантры – ом мани падме хум. Если каждый член семьи прочитает их 10 тысяч раз, а все вместе 100 тысяч раз, то это поможет не только покойнику, но и самим его родным и близким. Тем самым они смогут легче пережить стресс. Тогда потрясение от пережитого не сможет повредить им.
Ом мани падме хум
Начитывание мантр действительно поможет умершему, хотя, казалось бы, это нарушает закон кармы – закон причинно-следственной связи. Но, умные буддисты понимают, что чужие добродетели, также как и недобродетели не могут перейти к нему. В данном случае, читая мантры, мы посвящаем ему свои добродетели.
Когда родственники приходят в дацан и хотят, чтобы ламы помолились за него, то они делают не заказ! Это не коммерческая сделка. Они приходят поддержать лам в благом деле, а не оплачивают похоронные услуги. Вместе ламы и прихожане молятся за лучшее перерождение человека. Так будет правильнее сформулировать и думать. В целом буддийский подход к смерти означает активное содействие, а не просто переживание горя.
В момент смерти самому умирающему важно настроиться на позитив, думать о чём-то хорошем, вспомнить о своих добрых делах. Сказать себе, что я не зря прожил эту жизнь, и в следующей жизни буду творить добро. Нужно понимать, что предсмертные мысли очень важны, именно их настрой может повлиять на благое перерождение. Несмотря на определяющую роль кармы! Поэтому пройдя точку невозврата нужно настроиться на позитив. Оставить позади омрачающие эмоции и думать только о добром и светлом!»
Сансарные игры
И так, Дымбрыл багша рассказал о самом простом, но самом важном, что может сделать обычный человек. А продвинутые миряне, и прежде всего ламы-перерожденцы осуществляют практику Пова в момент смерти, чтобы оказаться в Чистой Земле. Кроме этого, как считает Хамбо лама Аюшеев, есть Путь Нагарджуны, который прожил 600 лет и есть Путь Хамбо ламы Итигэлова, сумевшего соединить нирвану и сансару. Однако, это выходит за рамки нашей сегодняшней статьи.
Безнадёжно больных врачи отправляют из больницы домой. Это в высшей степени гуманно, когда человек уходит в окружении близких, а не встречает одинокую смерть в больничной палате. Обычно, когда умирают старики, ребятишек отправляют к родственникам. В доме тишина и покой. Ничто не отвлекает буддиста от мысли о том, что жизнь не начинается с рождением и не кончается со смертью. Он уходит со словами: «Гончок Сум» - «Гурбан эрдэни» - «Три Драгоценности».
Самое главное в жизни, это всегда помнить о непостоянстве. «Было бы здорово подняться в небо и кинуть взгляд на все наши прошлые жизни. Это то, что на самом деле, умеют архаты, поднимаются и всё видят. Это было бы так грустно, так радостно, просто удивительно», - говорит Дзонгсар Кхьенце Ринпоче.
После смерти в состоянии бардо человеческое сознание в течение нескольких дней забывает всё, и это уже, может быть, и не человеческое сознание. Её начнёт притягивать следующая жизнь.
Если он должен будет переродиться птицей, то и чувства у него будут птичьи. Он забудет о своих родных и близких: «Когда вы встретитесь в следующий раз, возможно, вы будете голубем, клюющим хлебные крошки, и вам будет абсолютно наплевать, кто перед вами – бывшая жена, бойфренд или бывшая девушка, вы их даже не заметите. Так мы и играем в сансарные игры».
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА