Культура 2 авг 2019 3484

​Как Гэсэр пришёл в Осу

Осу и Бохан с Аларью и Нукутами разделяет несущая изумрудно-прозрачные воды Байкала - его дочь красавица Ангара. Летом два берега связывает па­ром в Свирске. Здесь ширина реки около 700 метров, но немногим ниже по течению в Алари она составляет уже 3,5 километра при глубине в 28 метров. А еще дальше, ближе к Братску, максимальная глубина составляет 101 метр, течение замедляется, и противоположные бере­га теряются в дымке. Настолько она широка. Это и есть Братское море.

На берегу одного из его рукавов в Осе и прошла во второй день основная часть программы фестиваля.

Здесь на «Золотых пе­сках» расположена турбаза «Сагаан морин» предприни­мателя Льва Асалханова, где проходили конкурсы вока­ла и гэсэршинов, фестивали ёхоров, народных игр и на­циональной кухни, мастер- классы по этноэкологиче­ской теме «Тропой Гэсэра».

Что там было?

Праздник проходил под эгидой Министерства куль­туры и архивов Иркутской области, Центра культуры коренных народов При­байкалья и администрации Осинского района. Самым интересным стал конкурс Гэсэров. За это звание пред­стояло побороться мужчи­нам в возрасте от 18 лет и старше. Участник должен был владеть тремя основ­ными навыками батора бу­рятского народа: бурятской борьбой, стрельбой из лука, конными скачками. Кроме того, участник обязательно должен был рассказать о себе, своей семье, родослов­ной и месте жительства на бурятском языке. В итоге аб­солютным победителем стал Юрий Хамаганов, получив­ший звание «Гэсэр-2019». Кроме него отметили ещё нескольких участников: за меткость, силу и ловкость.

Это была насыщенная и интересная программа. А в первый день в селе Оса от­крылась выставка бурятско­го художника Евгения Бол­собоева и прошла областная научно-творческая конфе­ренция «Бурятская Гэсэри­ада: сакральная традиция и тэнгристская мифология». Кроме того, у подножия свя­щенной горы Удагтай в селе Улей прошёл шаманский мо­лебен.

Смешение народов в Приангарье ещё более заметно, чем в Бурятии. Ёхор танцуют девушки из с. Аляты

Гэсэр бросил якорь в Осе?

Фестиваль прошёл в тре­тий раз, и, кажется, он на­бирает обороты. Но нужно ли проводить его ежегодно и только в Осе? Конечно, у района должна быть своя фишка, как у Ольхона – Ер­дынские игры, принявшие межрегиональный и между­народный характер с пе­риодичностью один раз в два года. Ещё более удобны «Алтаргана» и «Хонгодори­ада», которые проводятся также один раз в два года, и каждый раз на новом месте. «Алтаргана» в республике, Забайкальском крае, Иркут­ской области и Монголии, а «Хонгодориада» в Алари, Тунке, Закамне и Оке. То есть один раз в восемь лет. Это выгодно финансово, каждый раз есть эффект новизны, когда круговорот кочевого фестиваля втягивает всё но­вые силы, участников, горо­да и веси.

Тем более, что «Гэсэр» это общебурятский, а также тибетский и монгольский бренд. Есть он и у ряда тюрк­ских народов. Напомню, что 27 июня в местности Улан Ока Окинского района Буря­тии был открыт памятник Гэсэру. Статую освятил до­сточтимый Джигме Ринпо­че, который является держа­телем двух духовных линий передачи школы Ньингма – буддийской школы древ­них переводов, в том числе, полного цикла Гэсэра в виде Сокровищ ума.

- В будущем году будет 25 лет празднованию тыся­челетия Гэсэриады, которое вся этническая Бурятия от­метила на исходе XX века, - сказал поэт Баир Дугаров, один из идеологов и орга­низаторов того события и гость Осинской Гэсэриады. - Хотя имена великих бу­рятских сказителей канули в вечность, но память о них и записанные от них ули­геры продолжают питать современных наследников улигерного поэтического слова, чтобы не оборвалась духовная нить, связующая прошлое с настоящим и бу­дущим.

А наглядным свидетель­ством этому стал бы со­вместный памятник двум выдающимся сынам бурят­ского народа – сказителю-гэ­сэршину Маншуду Имегено­ву и учёному-фольклористу Цыбену Жамцарано. Пред­ложение о его установлении прозвучало в Осе.

На пирсе

День сегодняшний

Что касается сегодняш­него дня, то осинцы не поте­ряли основу основ – знание родного языка. Приятно и, к сожалению, уже непривычно было слышать, как обычные дети разговаривают между собой на родном языке. С невысокого пирса они и взрослые дяди и тёти ны­ряли в тёплые воды Брат­ского моря. Здесь на берегу своим чередом текла лет­няя жизнь, а в это время на самой базе «Сагаан мо­рин» кипела фестивальная жизнь.

Недалеко стояла произ­водственная база фермы Льва Асалханова с суперсов­ременным зернохранили­щем и сельскохозяйствен­ной техникой, а за ней начинались поля с оградой из обрезной доски. Если в Бурятии он известен больше торгово-развлекательными комплексами, то в Иркут­ской области Лев Алексее­вич занимается туризмом и сельским хозяйством. Здесь более плодородные земли, ёмкий рынок сбыта и хоро­шая поддержка из областно­го бюджета. В планах у него - открытие Центра восточной медицины.

Райцентр и сёла Осы вы­глядят покрепче в сравне­нии с другими районами округа: новенькие дома и коттеджи, развлекательные центры и магазины. Как го­ворят иркутяне: «Осинцы поднялись на лесе». В целом за счёт леса область получа­ет порядка 10 млрд. рублей, для сравнения, в Красно­ярском крае - 5 млрд. Но не только лесом единым живы осинцы, те же улейские фер­меры берут в аренду земли в соседнем Усть-Удинском районе. Своей уже давно не хватает.

Вот так живёт и праздну­ет Гэсэриаду таёжная, ягод­ная и рыбная Оса. 

Фото Александра Махачкеева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ