Общество 15 авг 2019 1179

​​Под небом Афганистана: три долгих года проработал вдали от Бурятии Борис Нагатаев

На работу приходилось добираться порой и на военной технике. Крайний слева - Борис Нагатаев

Афганистан. Первое что приходит в голову при этом слове, это интернациональный долг советских солдат и офицеров. И это правильно, поскольку почти десять лет тысячи наших ребят защищали за пределами своей страны интересы государства. Нередко ценой своей жизни. Но зачастую мы забываем и редко вспо­минаем, что рядом с ними бок о бок в демо­кратической республике жила и трудилась большая армия гражданских служащих из СССР. Среди тех, кому суждено проработать три года в спецкомандировке, был и наш земляк Борис Нагатаев, сообщает газета «Бурятия».

Есть в Баяндаевском районе Иркутской области небольшая деревенька под назва­нием Кайзеран. Здесь в 1948 году в семье Нагатаевых родился первенец, которого нарекли Борисом. Родители его были кре­стьянами: папа Илья Иванович работал ме­ханизатором, был бригадиром тракторной бригады в колхозе «Комсомолец», а потом управляющим отделением совхоза «Хого­товский». Мама Валентина Илларионовна всю жизнь проработала дояркой.

В школу Боря пошёл, как положено в семь лет, начальную окончил в родном Кайзеране, а среднюю уже по соседству в Хоготах, что в 12 км. Любимыми предмета­ми были математика и физика. Неплохо он занимался и спортом.

- Когда учился в старших классах, к нам учителем физкультуры приехал, по-моему, после окончания Бурятского пединститута Валерий Иванович Бражник. Он сегодня хо­рошо известен в республике. Перед нашим выпуском он уехал обратно в Улан-Удэ, ска­зал некоторым ребятам, в том числе и мне: «Приезжайте поступать в БГПИ на спортфак. Я знаю ваши способности, пройдёте без кон­курса», - вспоминает Борис Нагатаев.

Однако предложением учителя он не воспользовался.

Студенческие годы

С профессией Борис давно определился - сказались отцовские гены, с раннего дет­ства его тянуло к технике. С пяти лет рабо­тал на тракторной косилке.

- Летом об отдыхе мы не думали. Все каникулы в полях, помогал отцу. Вот поэто­му хотел стать механизатором, - рассказы­вает Борис Ильич.

Решил поступать в Улан-Удэ в сельско­хозяйственный институт. В пользу этого сы­грало то, что в БГСХИ всем студентам давали комнаты в общежитии. К тому же в Улан-Удэ жил двоюродный брат отца, дядя Дима. Несмотря на большой конкурс, а в 1966 году в школах были сразу два выпускных класса, 10-й и 11-й, он становится студентом.

Учёба в институте давалась Борису легко. По крайней мере, после окончания БГСХИ его оставили работать на кафедре.

Пять лет студенчества, по словам Бори­са Ильича, были наполнены не только учё­бой, но и самой разнообразной жизнью.

- Я до сих пор помню ребят, с которы­ми жил в одной комнате. Юра Горюнов тя­желоатлет, Баир Жамсаранов волейболист, Володя Жалсанов - прекрасный боксёр и я легкоатлет. Такая вот великолепная спор­тивная команда. Единственный, кто особо не занимался спортом – Саша Багулов, зато он прекрасно учился, - говорит Борис Нага­таев.

Чтобы не обременять родителей, а ре­бята были из небогатых семей, решили под­рабатывать.

- Как-то Юра нашёл детсад недалеко от общежития на улице Юных коммунаров, и мы по очереди сторожили в нём. Это был неплохой прибавок к стипендии. К тому же там нередко подкармливали, - вспоминает Борис.

И ещё один раз ребятам удалось при­лично заработать во время каникул. Вместо производственной практики они поехали в Еравнинский район, где всё лето пахали, убирали урожай, работали на сенокосе.

- Больше полувека прошло, а, кажется, будто вчера всё это было. Первые 20 лет ежегодно встречались, и сейчас постоян­но общаемся. Только сегодня одного уже с нами нет. Проводили в последний путь Во­лодю, - с грустью говорит Борис Ильич.

Работая преподавателем в институте на кафедре механизации животноводче­ских ферм, Борис Ильич безуспешно пытал­ся попасть в целевую аспирантуру восемь раз. И удалось это лишь в 1978 году – тогда он поступил в Сибирский научно-исследо­вательский институт механизации и элек­трификации сельского хозяйства. Учился он у академика Александра Селиванова. Но тут опять его ждала незадача - в 1979 году умер научный руководитель. Аспирант хо­тел даже перевестись на заочное обучение, но судьба подкинула ему новое предло­жение, как выяснится позднее, удачное. Тогдашний начальник профтехобразования республики Василий Горлов предложил пе­рейти в его ведомство, и Борис Нагатаев со­гласился. С 1979 года он стал преподавать в среднем профессионально-техническом училище № 24 Улан-Удэ спецдисциплины: устройство автомобилей, строительная до­рожная техника и сварочное производство. Но в его жизни произошёл очередной ви­ток. Шёл четвёртый год работы в 24-м учи­лище, когда Бориса Нагатаева пригласили наверх.

- Набираю желающих поработать за границей, - сказал ему Василий Горлов, и, сделав паузу, добавил, - в Афганистан. Не хочешь поработать там?

То, что в Афганистане идёт война, Нага­таев знал, но согласился.

Помощь афганскому народу

Весной 1983 года Бориса вызвали в Мо­скву, в Госкомитет по профтехобразованию при Госплане СССР. Приняли документы и велели ждать. Отправки в Афганистан при­шлось ждать долго. Наконец добро полу­чено, и он вместе с ещё четырьмя такими же специалистами 18 мая 1983 года выле­тел сначала в Ташкент, а оттуда в Кабул. В столице ДРА в Советском посольстве их встретил куратор Вениамин Смирнов.

- Поедешь в Джелалабад, будешь от­крывать учебный центр, - напутствовал он Бориса.

- Но мне сказали, что буду работать в Кабуле, - хотел было возразить Борис, но не стал: Джелалабад, так Джелалабад.

Административный центр провинции Нангархар, расположенный на дороге от Кабула до пакистанского Пешавара, встре­тил Бориса адским зноем, уже в мае тем­пература в тени зашкаливала за 50 граду­сов.

- Едва спустившись с вертушки, чуть не потерял сознание, - вспоминает Борис Ильич. – Меня тут же на «скорой» в госпи­таль, там прокапали, на второй день к ве­черу я оклемался.

Так начались афганские будни нашего земляка. Жил он как все советские специа­листы в городке Самархель, что в 18 км от Джелалабада. Его построили ещё до вой­ны, и в нём обитали специалисты из СССР и соцстран. На фоне Афганистана это был настоящий рай.

- Кругом сады, зелень, - вспоминает Борис Нагатаев.

Перед ним стояла задача - в короткий срок обеспечить работы по открытию в Джелалабаде учебного центра, который был необходим для республики. Со своей задачей Борис Нагатаев справился успеш­но. Спустя семь месяцев Центр распахнул свои двери. После этого Бориса перевели, как и обещал куратор, в Кабул. В столице он вновь приступил к знакомой работе, но уже с учётом накопленного опыта. Ему предстояло организовать учебный центр для Министерства энергетики ДРА, а чуть позднее и для Министерства строительной промышленности Афганской республики, который открыли в апреле 1986 года.

Заканчивался срок контракта – пред­стояло решить для себя, куда дальше?

- Конечно, можно было продолжить ра­ботать в Афганистане, но меня такая тоска по дому охватила, попросился в Улан-Удэ, - говорит Борис.

И спустя три года афганской жизни он отправляется домой.

За свой труд Борис Нагатаев отмечен афганскими грамотами. Перед отправкой на родину руководство профтехобразова­ния при посольстве СССР в ДРА представи­ло его к ордену «Дружбы народов». Но по каким-то причинам награда не нашла сво­его героя. Возможно, сказались события тех лет, когда рушилась некогда великая держава СССР.

Выручали земляки

Сегодня Борис Ильич с тоской и тепло­той вспоминает время, прожитое в Аф­ганистане. В сложные минуты выручали работа, которой он отдавал все силы, и общение с земляками.

- Там, на чужбине, особо чувствуешь свою привязанность к малой родине, - де­лится Нагатаев. – И обязательно там мы искали своих земляков.

Их в Афганистане было не так много, с кем он подружился на годы. И жили они единой семьёй. Это Михаил Шилов, Генна­дий и Надежда Молоновы, Людмила Руд­ченко (ныне она Поликарпова), Анатолий Мацегорин.

Борис Ильич вспоминает, как однажды выручил земляк Салдомай Етобаев.

- Мне нужно было перевезти из Кабула в Джелалабад оборудование, а сделать это непросто, требовался транспорт, обеспе­чить его проезд в колонне. Вышел на него через Валерия Базарова, он работал тогда в Афганистане военным переводчиком и корреспондентом АПН. С Салдомаем Етоба­евым мы не были знакомы, хотя выросли в соседних деревнях, но как командир воз­душно-десантного полка он быстро решил мою проблему.

«Ни о чём не жалею»

Дома Борис продолжил работать в СПТУ-24, и в том же 1986 году приказом министра образования Бурятии назначен заместителем директора по учебно-про­изводственной работе в среднем профес­сионально-техническом училище № 25. Ушёл на заслуженный отдых из родного коллектива.

Прожив уже более семи десятков лет, ни о чём в своей жизни Борис Ильич не жалеет, не стыдно ему ни за один прожи­тый день, отданный любимой профессии, близким людям. Он счастливо прожил все эти годы с любимой женой Верой Макси­мовной, с которой познакомился ещё в студенчестве, и, к сожалению, потерявший её в 2005 году. Сейчас, несмотря на пере­несённый инсульт, Борис Ильич продолжа­ет работать. Часто вспоминает афганский период своей жизни. Друзей, с которыми довелось жить, работать и делать историю не только своей семьи, республики, но и страны тоже.

Фото из семейного архива Бориса Нагатаева 

Автор: Герман НАМЖИЛОВ