Погоня за пассажиром
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», - сказал незабвенный Остап Бендер. С ним трудно не согласиться. Невозможно даже представить современную жизнь без «железного коня». И если нет своего авто, народ пользуется общественным транспортом, без которого никуда, сообщает газета «Бурятия».
Но как он работает в наши дни? Чтобы выяснить, как ведётся в Бурятии контроль за пассажирскими перевозками, мы обратились в Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ.
Водитель, ты не прав
Перевозками пассажиров в районы республики занимаются более 40 организаций и индивидуальных предпринимателей. Причём некоторые из них закрывают сразу несколько маршрутов. К примеру, ООО «Заиграевский транзит», само название которого указывает на то, где работают его автобусы. То же самое с ООО «Кабанскавто». Легко догадаться, в каком направлении ездят его машины.
Отметим, что именно Минтранс РБ уполномочен организовывать межмуниципальные пассажирские перевозки и следить за ними.
- В настоящее время порядок определения перевозчика регулируется 220-ФЗ «Об организации пассажирских перевозок», который принят в 2015 году, - рассказал председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса РБ Сергей Южаков. – Законом предусмотрена конкурсная система отбора, согласно которой и определяются перевозчики.
С каждым из них заключается государственный контракт или же выдаётся свидетельство на осуществление услуг перевозки. В этих документах и определяются все нюансы: тарифы, график движения, начальные, промежуточные и конечные остановки и другое. Менять что-либо по своему усмотрению без согласования с представителями Минтранса республики, перевозчик не имеет права. Кстати, со всеми этими данными можно ознакомиться на сайте министерства, в реестре перевозчиков.
- Если написано, что выезд в восемь утра или в семь вечера, машина должна отправиться точно по графику, - отмечает Сергей Южаков.
Никакие отговорки не принимаются. По первому требованию пассажира водитель обязан выдать билет. В противном случае вина за водителем. А ведь это не шутки, поскольку всё связано с деньгами. Так, например, водитель, который должен был выехать до станции Култушная, не поехал по маршруту, мотивируя тем, что в салоне всего пять человек. При этом один из пассажиров пострадал финансово. Он забронировал себе место в гостевом доле, а его бронь «сгорела». Однажды автору этого материала, возвращавшемуся из командировки, водитель отказал в выдаче билета. Пришлось потратить много времени и нервов, чтобы всё же получить билет.
При всех конфликтных ситуациях необходимо в первую очередь обратиться к перевозчику, если с его стороны меры не принимаются, то в Минтранс РБ.
Как заверил Сергей Южаков, у них есть рычаги влияния на перевозчиков.
- В рамках своих полномочий мы контролируем расписание, схему движения по маршруту, меняем действующие маршруты, схему заездов, остановочных пунктов, начальные и конечные остановки. Совместно с ГИБДД, транспортной инспекцией периодически осуществляем рейды. Когда поступают жалобы, реагируем на них, проводим объективный разбор, - рассказывает он.
Дорожная обстановка
Справедливости ради отметим, что не всегда виноват водитель.
- Есть моменты, связанные с дорожной обстановкой. Сами знаете, какие сегодня пробки на дорогах. Порой водитель выезжает на маршрут вовремя, но по не зависящим от него обстоятельствам прибывает на конечную точку с опозданием, - говорит Южаков.
Есть жалобы и на малое количество автобусов на том или ином маршруте. Министерство вместе с органами местного самоуправления старается реагировать на такие ситуации.
Это, как правило, носит сезонный характер, летом на некоторые маршруты требуется больше машин, зимой – меньше. Такие моменты Минтранс РБ всегда согласовывает с муниципалитетами, поскольку местные жители лучше знают, когда и сколько требуется машин.
Кто в ответе за тарифы?
В настоящее время перевозки разделены на два типа: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. По первому государство субсидирует перевозки, по второму - тарифы устанавливает сам перевозчик. Из 96 межмуниципальных и пригородных маршрутов Бурятии только 31 работает по нерегулируемому тарифу.
Как видно, не все перевозчики работают по второму виду. В какой-то мере объясняется это тем, что есть немало маршрутов, которые экономически невыгодны для перевозчика. На них государство устанавливает тарифы, часть расходов перевозчиков компенсируется из того или иного бюджета.
- Изначально у нас был предусмотрен регулируемый тариф, но в договорах не были учтены обязанности по компенсации. Со вступлением же в силу 220-ФЗ мы провели конкурс, запустили договор уже на новых положениях, - заключает Сергей Южаков.
Фото avtovokzal-ulan-ude.ru