Виталий Петушкинов с портретом отца и его орденом «Красной звезды»
В затерявшемся в Тункинской долине маленьком улусе Синты жил-был мальчик по имени Жамбыл-Доржо, сообщает газета «Бурятия».
Его отец, колхозник-скотовод, глава большого семейства Сыдымпил и мать Сэрэмжид, назвав сына «благосиятельным алмазом», конечно же, не ведали о том, что талант их наследника засверкает алмазными гранями не на пропитанной потом пращуров земле, а высоко в небе, где парят в поднебесье орлы. Тяга к «небесной» профессии зародилась в душе у деревенского мальчугана. Он ещё не учился в школе, когда завидев рокочущий самолёт - «кукурузник» У-2, летевший к селу Кырен, стремглав мчался в райцентр, чтобы только лишь посмотреть на крылатую стальную «птицу». В Кыренской школе Жамбыл-Доржо отличался особым стремлением к знаниям. По воспоминаниям земляков, по основным предметам - математике, физике, русскому языку и литературе, географии - получал одни пятёрки.
Подвиги «красного сокола»
- Отец был отменным охотником, - вспоминает сын пилота Дамнянова – Виталий Петушкинов. - Как рассказывали его сверстники, очень хорошо стрелял. И когда в феврале 1941 года его призвали в армию, в военкомате заявил, что хочет стать лётчиком.
Жамбыл-Доржо направили учиться в Канскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров, которую он успешно окончил в конце мая того же года. Войну встретил преподавателем-инструктором этой школы. В октябре 1943 года он окончил Петропавловскую авиационную школу пилотов, а в июне 1944 - Энгельскую военную авиационную школу пилотов, где обучился на лётчика-бомбардировщика. Выпускниками этой школы были Герои Советского Союза - Иван Лакеев, Витт Скобарихин, Владимир Белоусов. Вплоть до октября 1944 года военный лётчик Дамнянов находился в тренировочном подразделении 46-го запасного авиаполка (ЗАП), где пилоты в том числе занимались бомбометанием на полигоне и отработкой техники полёта в ночное время. Этот полк размещался в чувашском городе Алатырь, где готовили пополнение для военно-воздушных сил. К слову, один из легендарных лётчиков, прошедших через обучение в 46-м ЗАП - Герой Советского Союза Михаил Девятаев.
Позади годы подготовки к действиям в военное время, и в октябре 1944 года Жамбыл-Доржо Дамнянов в действующей армии, а именно в легендарном 24-м гвардейском Юхновском ордена Кутузова III степени ночном бомбардировочном авиационном полку, 213-й ночной бомбардировочной Витебской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии (3-й Белорусский фронт). Наш героический земляк с октября 44-го по май 45-го участвовал в Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской наступательных операциях.
Довелось храброму военному лётчику из Бурят-Монголии, славному сыну земли тункинской повоевать на самолётах По-2 и Ли-2. Советский ночной бомбардировщик Ли-2, который подлетал к позициям противника абсолютно бесшумно, немцы называли «чёрной смертью». Так оно и было в действительности: Ли-2, пилотируемый бурятским ночным «соколом» Дамняновым, нёс на своих крыльях победы смерть гитлеровцам. Лично сам Жамбыл-Доржо, согласно лётной книжке и наградному листу, совершил 70 ночных боевых вылетов (боевой налёт - 71 час), в том числе 63 успешных, сопряжённых с риском для жизни. А вклад «красного сокола» в дело Победы, согласно наградному листу на орден «Красной Звезды», полученного им в мае 45-го, выглядит так: «в результате ночных бомбардировочных ударов уничтожено и повреждено 17 жилых домов, подавлено три пулемётных точки, огонь двух арторудий, вызвано четыре пожара, создано три взрыва, 24 успешных боевых вылетов на бомбометание по площадным целям». За предельно лаконичными строками фронтового документа – реальный подвиг, совершенный бурятским пилотом-гвардейцем в небе над Восточной Пруссией 16 апреля 45-го. Волевое лицо лётчика Дамнянова, его взгляд сосредоточен. Из кабины Ли-2 он видит, как буквально горит земля под ногами фашистов: «при бомбардировке населённого пункта Гайдау, при противодействии… пулемётного огня, производя бомбометание, вызвал сильный пожар и разрушил два здания».
- Как рассказывал двоюродный брат, отец в конце войны получил задание - разбомбить вражеский эшелон, который уходил на запад, в Германию, - продолжает рассказ об отце Виталий Петушкинов. - Он сделал боевой разворот и стал заходить на осмотр, и увидел в том эшелоне женщин и детей. Видимо, это были семьи немецких офицеров. И тогда отец зашёл и сбросил бомбы мимо цели. Не стал бомбить эшелон. Видно, уже навоевался. Узнав об этом, командир эскадрильи Прокушев потихоньку ему сказал, мол, больше никому об этом не говори, а то поедешь в свою Сибирь лес валить.
Из наградного листа на гвардии младшего лейтенанта, лётчика резерва командующего 1-й Воздушной армии, гвардии младшего лейтенанта Жамбыл-Доржо Дамнянова:
«… За время пребывания на фронте Великой Отечественной войны показал себя смелым, мужественным и настойчивым в выполнении боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками. Прибыв в полк, молодой лётчик Дамнянов с большим желанием и энергией выполнял боевые задания… В выполнении боевых заданий - смелый и настойчивый. Так, например, при бомбометании по порту Пиллау, несмотря на сильный огонь противника и плохие метеоусловия, произведя умелый манёвр, вызвал сильный взрыв, сопровождавшийся большим пожаром… Результаты эффективности подтверждают контролирующие экипажи и экипажи, одновременно производившие бомбометание по этим целям…»
Прерванный полёт
Уничтожая вражеские цели гвардии младший лейтенант, конечно же, знал, что, прежде всего, защищает Отчизну, малую и такую большую родину, укрывшуюся в поднебесной долине, где в детстве завороженно смотрел на парящую в небе стальную «птицу». Да и не ради наград Жамбыл-Доржо взмывал во фронтовое небо на своём бомбардировщике, и как бы высокопарно это ни звучало - только из-за любви к Родине и ненависти к врагу.
После войны – с августа 1946 по январь 1950 года - Жамбыл-Доржо Сыдымпилович снова на «небесном» фронте, на этот раз - трудовом. Трудился в гражданской авиации. На самолётах Ли-2, С-2, СП, По-2 он совершал производственные полёты. Летом 1951 года окончил учёбу в Киеве, чтобы летать на самолёте Ан-2 и вошёл в историю авиации республики тем, что, как указал в книге «Крылья советской Бурятии» Василий Карпов, был среди авиаторов Бурятии, которые первыми освоили этот одномоторный биплан. Как сказано в характеристике, написанной командиром отряда Кожарским, «работал он хорошо, увлечённо, творчески».
А в 8:35 утра 26 сентября 1953 года полёт бурятского лётчика-фронтовика прервался. Авиакатастрофа, унёсшая жизни двух пилотов Ан-2, включая второго пилота Василия Скрипника, произошла в посёлке Багдарин Баунтовского района. Это случилось на взлёте. На взлёте - ему было чуть больше 30 - остановилось сердце лётчика-орденоносца Дамнянова, которого похоронили с воинскими почестями на одном из кладбищ Улан-Удэ.
После ухода из жизни Жамбыл-Доржо Сыдымпиловича его вдова Галина Гонгоровна, у которой на руках осталось трое детей, была вынуждена отдать на воспитание в семью своей старшей сестры младшего сына Виталия (Виктора). Виталий Николаевич пошёл по отцовской стезе. После окончания Рижского лётного училища 20 лет трудился в гражданской авиации, в том числе и в качестве руководителя полётов.
- Оглядываясь назад, вижу, что прошёл путь отца, - подытоживает Виталий Петушкинов. - Я учился там, где отец воевал, работал там, где отец погиб, а сейчас живу недалеко от места, где он похоронен. И ещё. Отец после войны как пилот получал хорошо и не скупился. Многим раздавал деньги, продукты и одежду. Щедро угощал и родственников, и земляков. Мой дядя рассказывал, что отец привёз ему в подарок из другого города кирзовые сапоги, и в них он гарцевал в деревне - ни у кого не было таких.
9 мая - семейный праздник Виталия Петушкинова. В этот день он, его дети и внуки вспоминают отца, деда и прадеда - боевого лётчика Жамбыл-Доржо Дамнянова. Проходят в колонне «Бессмертного полка» с его портретом, с которого на горожан открытым взглядом смотрит вечно молодой «красный сокол» Победы.
СПРАВКА:
Жамбыл-Доржо Дамнянов награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За взятие Кёнигсберга»», «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.». После Победы он был пилотом I II к ласса З7-го авиаотряда, вторым пилотом 10-го авиаотряда Восточно-Сибирского Управления гражданского воздушного флота (ВСУГВФ), командиром самолёта Ан-2 249-го и 37-го авиаотрядов. В 1951 году присвоено звание старшего лейтенанта гражданской авиации. Награждён Почётной грамотой Бурят-Монгольской АССР.
Фото Антона Иршутова