Фото Анны Огородник
Вопросы развития таксомоторного рынка в Бурятии обсудили на рабочем совещании комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии. Среди его участников - депутаты, представители министерств и ведомств, ГИБДД, общественности, сообщает газета «Бурятия».
По приглашению заместителя председателя комитета Егора Олзоева для обсуждения важной темы в Улан-Удэ приехали председатель общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова, а также представители сервисов по вызову такси «Максим» Станислав Маковеев-Гартунг (г. Курган) и «Яндекс.Такси» Владислав Копаев (г. Москва). Обсуждение протекало бурно, эмоции отдельных его участников порой зашкаливали. И это неудивительно.
Лицо города
Вопрос развития таксомоторного рынка в республике давно требует своего разрешения. Сказать, что в этом направлении ничего не делается, нельзя. И парламентом, и правительством Бурятии предпринимаются определённые шаги. В апреле этого года Народный Хурал принял закон, отменивший обязательное требование о жёлтой цветовой гамме кузова такси. Благодаря этому удалось увеличить количество выдаваемых разрешений на работу такси. В районах республики появились легальные перевозчики. Больше всего заявлений подано в Муйском районе. Вернулись к работе 10 перевозчиков, ранее имевших разрешение, но прекративших работу из-за введения обязательной цветовой гаммы для легкового такси.
Зампредседателя комитета Егор Олзоев особо подчеркнул важность поднимаемого вопроса.
- Народный Хурал уделяет большое внимание данной отрасли. В этом году мы провели несколько рабочих совещаний, в апреле вопрос рассматривался на сессии парламента. Депутаты понимают огромную социальную роль рынка такси, его значение для экономики республики, - отметил парламентарий. – Нельзя не упомянуть и то, что такси - это лицо города, и от того, какая машина и как она везёт туриста, зачастую судят и о самом Улан-Удэ. За последние годы здесь наметилась тенденция к улучшению. На рынок стали возвращаться те, кто в своё время уходил из него, появились новые игроки. В районах республики стало больше легковых такси. В общей сложности рост выданных разрешений на 1 августа составил 7,6 %. Это важный для нас показатель той работы, которую провели минтранс и муниципалитеты. В то же время, имея огромный потенциал, а рынок такси в Бурятии оценивается от 1,5 до 4,5 млрд рублей, республика не дополучает в виде налогов и других обязательных отчислений.
По словам депутата, это серьёзная цифра. Но, к сожалению, в местные и республиканский бюджеты в прошлом году поступило только порядка 4,5 млн рублей, сопоставимую сумму следует ожидать и в этом году.
- Отрасль требует больших перемен, для решения существующих проблем необходимо задействовать всех: правительство, Народный Хурал, предпринимательское сообщество, общественные организации. Нам нужно услышать друг друга. Сообща мы примем решения, выработаем направления, которые послужат развитию такси, - подчеркнул Егор Олзоев.
Искать компромиссы
Председатель общественного совета РФ по развитию такси в регионах Ирина Зарипова рассказала о том, какие вопросы решает совет. Его миссия заключается в том, чтобы способствовать развитию в стране рынка такси, отвечающего самым высоким мировым стандартам качества. В этом направлении за 13 лет накопился немалый опыт, и он может быть полезен республике. Единственная оговорка – в Улан-Удэ нет представительства совета, поэтому приезд Зариповой был важен и интересен всем участникам совещания.
- Давайте искать компромиссы. И, наверное, исходить нужно из потребностей бизнеса работать легально. Вторая задача - это всё-таки пассажиры. Мы же не хотим регулировать такси ради самого регулирования либо самокрасования. Мы же хотим возить пассажиров качественно, безопасно. Необходимо улучшать ситуацию в Бурятии сегодня, не дожидаясь каких-то федеральных законов, президентских указов, - призвала она.
Во время обсуждения прозвучало немало критики в адрес сервисов по заказу такси «Максим» и «Яндекс.Такси». Их водители порой не выезжают на заявки, мотивируя низкой стоимостью поездки, отмечали участники совещания. Речь также шла о конкуренции агрегаторов, которая приводит к снижению безопасности проезда, тормозит развитие местных таксомоторных парков.
Ещё одной темой обсуждения стал проект федерального закона о такси. Как оказалось, в нём немало спорных вопросов, которые необходимо разрешить до принятия документа в Госдуме.
В итоге участники совещания приняли протокол, в который вошли предложения по развитию таксомоторного рынка республики. Достигнута договорённость, что Бурятия войдёт в состав общественного совета по развитию такси в регионах России. Для этого республиканским таксомоторным организациям желательно объединиться: создать общественное объединение, союз или ассоциацию.
Бурятия примет участие во всероссийском конкурсе «Лучший водитель такси России-2019».
Между крупными агрегаторами такси и министерством транспорта Бурятии будет заключено соглашение о создании совместной базы данных транспортных средств и единой цифровой базы водителей. Таким образом, в такси «Максим», «Яндекс.Такси» и других сервисах по вызову машин смогут работать только легальные перевозчики.
Будут рассмотрены предложенные «Яндекс.Такси» социальные проекты по трудоустройству водителями слабослышащих граждан, развитию такси для инвалидов, введению льготного проезда для ветеранов и участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Минтрансу поручено изучить передовой опыт других регионов, возможность внедрения современных методов диагностики водителей такси перед выходом на маршрут. Минпрому рекомендовано рассмотреть возможность включения республики в эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых граждан и привлечению их к работе в качестве водителей такси.
- В Бурятии работа по приведению рынка такси в надлежащее состояние носит системный характер. Процесс этот не быстрый, но первые шаги уже сделаны. Впервые в республике прошло такое крупное совещание по данному вопросу. Убеждён, что рынок услуг такси постепенно станет цивилизованным, и от этого выиграют все: таксомоторные парки, водители, компании-агрегаторы, и, самое главное, пассажиры, - подчеркнул Егор Олзоев, подводя итоги совещания.