В республике набирает обороты интересный аграрный эксперимент, получивший условное название «Сто овечек». Опытные фермеры согласно этой идее доверяют отары своих овец тем, кто только начал новую жизнь на земле, дабы спустя три года и выгоду получить, и помочь коллегам встать на ноги, сообщает газета «Бурятия».
Идеи Хамбо ламы
– Все началось с идеи Хамбо ламы Аюшеева раздавать сельчанам отары овец грубошерстной породы «Буубэй» - рассказывает Михаил Башкуев, молодой фермер, инициатор аграрного эксперимента «Сто овечек». – Идея мне тогда показалась до гениальности простой и эффективной, фермер получает отару и в течение нескольких лет раздает другим фермерам приплод по принципу «передай другому». Собственно, тогда я и ощутил, что благоприятные времена для развития бурятского фермерства наконец-то настают.
Михаил, к слову, потомственный аграрий, сын Филиппа Башкуева, человека, который в тревожные для Бурятии, да и для всей России годы умудрялся поднимать из руин умирающие совхозы в весьма отдаленном Баунтовском районе. Сам же Михаил к земле потянулся не сразу, по окончании вуза преподавал, был младшим научным сотрудником БНЦ СО РАН, работал в Буркоопсоюзе и даже пробовал свои силы в политике.
– Душа, тем не менее, тянулась к земле, – признается Михаил, – но вспоминая о том, с чем приходилось сталкиваться отцу в лихие 90-е, с воплощением этой мечты не спешил. Инициативы Хамбо ламы Аюшеева, а также многочисленные выступления Баира Бальжирова в итоге послужили этаким сигналом. Стал изучать условия, документы и понял, что работать на земле можно. И даже нужно.
Передай другому
– В Бурятии сегодня в целом неплохие условия для начинающих фермеров – продолжает Михаил. – Есть субсидии, различные программы, лизинги, но все это для тех, кто имеет хоть что-то за спиной, например, землю, скот, сельхозтехнику или хотя бы полезные связи. Открыть в Бурятии фермерское хозяйство с нуля всё ещё весьма чреватая последствиями авантюра. Если есть большое желание, лучше к этому делу основательно подготовиться.
Проект «Социальная отара» от Буддийской Сангхи России – реальное подспорье для начинающих, но пока не все желающие могут им воспользоваться. Во всяком случае, многим моим знакомым в социальных отарах отказали, поскольку их земли были не очень богаты разнотравьем. Я же своих овец приобретал сам, на собственные деньги, и решил помочь одному из своих коллег - год назад отдал ему на выпас сотню покрытых ярок. Сами овцы останутся у него, зато нынешней осенью я заберу 60 голов из приплода. 40 голов сосед оставит себе. Таким образом, приплод я буду забирать в течение трёх лет. Сосед, в свою очередь, осев на земле, обязуется таким же образом помочь другому соседу. Идею поддержало руководство Селенгинского района, отметил Глава Бурятии Алексей Цыденов, и что особенно важно: подхватили другие соседи. Будут объёмы, идея перерастёт в реальный масштабный проект.
Народная порода
– Следует помнить о том, что не всякая порода овец годится для нашей идеи, – говорит Михаил. – Мы передаем от фермера к фермеру овец породы «буубэй». Они очень выносливы, круглый год пасутся на подножном корме. В целом же для подобного разведения годится любая аборигенная порода, что выведена на территории Евразии.
– В 90-х россияне выжили благодаря «ножкам Буша», – продолжает тему Михаил. – Ели эти ножки и в Улан-Удэ. А ведь могли бы есть недорогую и качественную баранину, будь у нас тогда порода «буубэй». Вопросов по этой породе пока много. Например, каждое лето наши фермеры ломают голову, куда сбыть шерсть. Даже тонкое руно мериносов сегодня не востребовано на рынке, чего уж говорить о грубой шерсти аборигенов. Но не так давно её начали принимать в Дагестане. Значит, зачем-то она там нужна. И если отар будет много, много будет и шерсти, и на неё появится спрос.
Там, где пасется аборигенная овца, неплохо набирает вес и аборигенная корова. Они сосуществуют между собой веками. Коровы часто защищают овец при нападении хищников: встают в круг, а овцы протискиваются внутрь этого круга. Да и отстрел волков – практика весьма и весьма сомнительная, в наше время, я бы сказал, вынужденная, поскольку мы разучились с этим хищником сосуществовать, так как это делали наши предки. Таким образом, возрождая аборигенные породы скота, мы постепенно возвращаемся к хорошо забытому старому. Ещё никому это возвращение не пошло во вред.