Общество 18 сен 2019 1887

​Отары будущего: бурятские фермеры подхватили идею Хамбо ламы

В республике набирает обо­роты интересный аграрный экс­перимент, получивший условное название «Сто овечек». Опытные фермеры согласно этой идее до­веряют отары своих овец тем, кто только начал новую жизнь на земле, дабы спустя три года и выгоду получить, и помочь кол­легам встать на ноги, сообщает газета «Бурятия».

Идеи Хамбо ламы

– Все началось с идеи Хамбо ламы Аюшеева раздавать сель­чанам отары овец грубошерстной породы «Буубэй» - рассказывает Михаил Башкуев, молодой фер­мер, инициатор аграрного экспе­римента «Сто овечек». – Идея мне тогда показалась до гениально­сти простой и эффективной, фер­мер получает отару и в течение нескольких лет раздает другим фермерам приплод по принципу «передай другому». Собственно, тогда я и ощутил, что благопри­ятные времена для развития бу­рятского фермерства наконец-то настают.

Михаил, к слову, потом­ственный аграрий, сын Филип­па Башкуева, человека, который в тревожные для Бурятии, да и для всей России годы умудрялся поднимать из руин умирающие совхозы в весьма отдаленном Ба­унтовском районе. Сам же Миха­ил к земле потянулся не сразу, по окончании вуза преподавал, был младшим научным сотрудником БНЦ СО РАН, работал в Буркоопсо­юзе и даже пробовал свои силы в политике.

– Душа, тем не менее, тянулась к земле, – признается Михаил, – но вспоминая о том, с чем приходи­лось сталкиваться отцу в лихие 90-е, с воплощением этой мечты не спешил. Инициативы Хамбо ламы Аюшеева, а также много­численные выступления Баира Бальжирова в итоге послужили этаким сигналом. Стал изучать условия, документы и понял, что работать на земле можно. И даже нужно.

Передай другому

– В Бурятии сегодня в целом неплохие условия для начинаю­щих фермеров – продолжает Ми­хаил. – Есть субсидии, различные программы, лизинги, но все это для тех, кто имеет хоть что-то за спиной, например, землю, скот, сельхозтехнику или хотя бы по­лезные связи. Открыть в Бурятии фермерское хозяйство с нуля всё ещё весьма чреватая последстви­ями авантюра. Если есть большое желание, лучше к этому делу ос­новательно подготовиться.

Проект «Социальная отара» от Буддийской Сангхи России – реальное подспорье для начина­ющих, но пока не все желающие могут им воспользоваться. Во всяком случае, многим моим зна­комым в социальных отарах от­казали, поскольку их земли были не очень богаты разнотравьем. Я же своих овец приобретал сам, на собственные деньги, и решил помочь одному из своих коллег - год назад отдал ему на выпас сотню покрытых ярок. Сами овцы останутся у него, зато нынеш­ней осенью я заберу 60 голов из приплода. 40 голов сосед оставит себе. Таким образом, приплод я буду забирать в течение трёх лет. Сосед, в свою очередь, осев на земле, обязуется таким же обра­зом помочь другому соседу. Идею поддержало руководство Селен­гинского района, отметил Глава Бурятии Алексей Цыденов, и что особенно важно: подхватили дру­гие соседи. Будут объёмы, идея перерастёт в реальный масштаб­ный проект.

Народная порода

– Следует помнить о том, что не всякая порода овец годится для нашей идеи, – говорит Миха­ил. – Мы передаем от фермера к фермеру овец породы «буубэй». Они очень выносливы, круглый год пасутся на подножном корме. В целом же для подобного разве­дения годится любая аборигенная порода, что выведена на террито­рии Евразии.

– В 90-х россияне выжили благодаря «ножкам Буша», – про­должает тему Михаил. – Ели эти ножки и в Улан-Удэ. А ведь могли бы есть недорогую и качествен­ную баранину, будь у нас тогда порода «буубэй». Вопросов по этой породе пока много. Напри­мер, каждое лето наши ферме­ры ломают голову, куда сбыть шерсть. Даже тонкое руно мери­носов сегодня не востребовано на рынке, чего уж говорить о гру­бой шерсти аборигенов. Но не так давно её начали принимать в Да­гестане. Значит, зачем-то она там нужна. И если отар будет много, много будет и шерсти, и на неё появится спрос.

Там, где пасется аборигенная овца, неплохо набирает вес и або­ригенная корова. Они сосуществу­ют между собой веками. Коровы часто защищают овец при напа­дении хищников: встают в круг, а овцы протискиваются внутрь этого круга. Да и отстрел волков – практика весьма и весьма со­мнительная, в наше время, я бы сказал, вынужденная, поскольку мы разучились с этим хищником сосуществовать, так как это дела­ли наши предки. Таким образом, возрождая аборигенные породы скота, мы постепенно возвраща­емся к хорошо забытому старому. Ещё никому это возвращение не пошло во вред.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Читайте также