Общество 27 сен 2019 2741

​Древняя святыня бурятского шаманизма напомнила о себе

В библиотеке села Барыкино Тарба­гатайского района хранятся уникальные артефакты, предметы для шаманских обрядов с оригинальной символикой и фрагмент стремени всадника времён монгольских завоеваний. Все эти предме­ты найдены недавно у подножия забытой святыни бурятского шаманизма, сообщает газета «Бурятия».

Артефакт древности?

– Почти все эти экспонаты нашёл мой муж, - рассказывает Екатерина Перфилье­ва, библиотекарь, а заодно и краевед-лю­битель из села Барыкино. – Самая недавняя находка – ритуальный головной убор ша­мана, условно назовём короной. Муж нашёл её у подножия горы Горчилон, по-бурятски «Гэр Шулуун», или – гора-Дом. В нашем селе все знают, что эта гора - древняя шаманская святыня бурят.

Муж собирал ягоды у подножия горы и вдруг увидел, что из земли торчит ржавый предмет. Зная о моём увлечении краеве­дением, мимо таких вещей он не проходит. Принёс домой, выровнял, почистил. Я под­няла архивные документы, всё, что смогла найти по истории бурятского шаманизма, и пришла к выводу, что корона весьма ориги­нальная. Правда, утверждать это не берусь, поскольку я - любитель, а не специалист. У меня просто есть подозрение, что этот предмет свидетельствует о какой-то ныне забытой традиции. Наши бабушки и дедуш­ки рассказывали нам, что местные шаманы увешивали свои короны лисьими и волчьи­ми хвостами. Продолжить свои исследова­ния, к сожалению, не смогла. Во-первых, источников не так много в социальных се­тях, а выехать из деревни всё недосуг – хо­зяйство, работа.

Легенда о змее

Уже много лет на горе Горчилон не про­ходят шаманские обряды, но жители села Барыкино, по словам Екатерины Перфилье­вой, по-прежнему относятся к этому месту с почтением. Живут в Барыкино в основном карымы (потомки смешанных браков), но есть местная легенда о том, как сюда при­шли первые крестьяне-переселенцы. Мест­ность здесь лесостепная, и поселенцам понадобился лес для строительства домов. А его и сегодня очень много вокруг горы. Однако кочевавшие рядом буряты посове­товали не ходить к этой горе и не тревожить духов, ведь они оберегают эту плодород­ную местность.

Крестьяне прислушались, а вот их дети из любопытства решили проверить, правда всё это или нет? Незаметно от родителей они пробрались к горе и обнаружили там костёр, вокруг которого были разложены подношения, и ни одной живой души. По­степенно дети осмелели, начали резвиться и расшумелись так, что не заметили, как из земли вдруг выползла маленькая змейка и уставилась на них сердитыми глазами.

Дети змейки не испугались, начали швырять в неё камнями и даже ранили. Од­нако чем упорнее дети пытались её убить, тем больше эта змейка становилась и, в конце концов, превратилась в огромного змея. Ребята в панике бросились бежать, змей гнался за ними почти до самой дерев­ни, по другой версии, до тех пор, пока дети не скатились кубарем с вершины горы.

Испуганные ребята обо всем рассказали родителям, те, в свою очередь, бросились искать кочевников-бурят, дабы расспро­сить их, что это было и как с этим быть? Буряты бросились искать шамана, нашли, и тот сделал обряд подношения, чтобы уми­лостивить разгневанного духа. С тех пор среди местных крестьян принято обходить эту гору стороной. А в тех местах, где по преданиям, на землю упала кровь змеи, те­перь обильно растёт брусника. Так и жили, вплоть до 18-го года прошлого века.

Гора-дом

Коммунисты в 18-м году очень бодро начали строить в селе Барыкино новую жизнь, разграбили сельскую церковь, разо­гнали шаманов, что проводили свои обря­ды на горе Горчилон. Свою святыню шама­ны покидали, по всей видимости, второпях, думали, что скоро вернутся, и атрибуты прятали в земле неглубоко. Так муж Ека­терины Перфильевой и нашёл один из тех атрибутов. Кстати, согласно шаманским (и не только) поверьям, таким образом забы­тые святыни могут напоминать о себе.

– Несколько лет назад на берегу реки Хилок, недалеко от горы Горчилон, мы на­шли фрагмент монгольского стремени, – продолжает рассказ Екатерина Перфильева. – На этом куске железа изображён символ – яростно рвущийся вперёд конь. Здесь же неподалёку люди время от времени нахо­дят наконечники стрел различных форм, очевидно, что они принадлежали монголь­ским воинам. Так у меня появилась версия, что именно здесь происходило немало сты­чек между воинами Чингисхана и меркита­ми. Вполне возможно, и гора Горчилон была шаманской святыней уже в те времена. Так или иначе, гора о себе напомнила. Значит, скоро она откроет свои тайны.

Фото из архива Валерия Елбаева

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Читайте также