На днях из Вашингтона пришло сообщение, о том, что в Конгрессе США рассматривается закон о наказании тех китайских чиновников, которые могут вмешаться в процесс отбора будущего Далай-ламы. Законодатели требуют также открыть консульство США в Тибете. То есть США вступают в спор с Пекином по поводу мистического обряда поиска наследника духовного лидера тибетцев и значительной части буддистов всего мира, в том числе и в России. В Китае же расценивают действия конгрессменов как покушение на суверенитет страны.
Напомню, что Его Святейшество находится в почтенном возрасте, ему 84 года, и он сам, и тибетцы давно озабочены проблемой его последующей реинкарнации. По традиции, после его ухода в нирвану, тибетские ламы исполняют специальные обряды и ищут новое воплощение. Обычно, находят среди тибетцев, всего один раз, в качестве исключения в 1589 году, был найден мальчик-монгол – потомок Чингис-хана.
Но Далай-лама заявлял уже, что он переродится только в свободной стране. А Тибет был и останется в ближайшей и долгосрочной перспективе под властью Китая. В этом случае, в качестве альтернативы Тибету, местом его рождения могут стать Индия или Монголия. К тому же, Его Святейшество предлагал изменить религиозную традицию по определению перерожденца. Тогда Далай-лама мог бы сам назвать своего наследника или определить его путем избрания с помощью верховных лам среди тибетских эмигрантов в Индии или в Монголии.
По сути, тибетские буддисты сами попали в ловушку собственной традиции по признанию перерожденцев. В наше время – это явный признак отсталости.
«Единоличная власть одного человека – это анахронизм, и она неприемлема сегодня», – сказал 14 марта 2011 г. Далай-лама в своем обращении к депутатам тибетского парламента. Это решение означало фактический конец последней буддийской теократии.
Не случайно в России никогда не признавали этот институт и выбирали не перерожденцев-хубилганов, а Хамбо лам. Существование этого института и в целом многовековое тотальное господство религии в ущерб развитию материального прогресса – это причина исторического поражения Тибета.
А ведь путь созерцательных практик в многолюдных монастырях уже показывал перед этим свою гибельность. Сначала в самой Индии, где монахи заперлись в монастырях и упустили возрождение индуизма, затем на территории современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии, где их стерли с лица земли воины халифата. Но индийский буддизм проник на север...
В XIII веке Тибет оказался под властью Чингис-хана и страна оказалась связанной с монгольскими народами настолько крепко, что, например, доктор Ирина Урбанаева говорит о единой тибето-монгольской цивилизации. Тибет дал монголам свою версию буддизма, а монголы - учредили институт Далай-лам и дали им всю полноту власти. На протяжении почти четырех столетий последовательные перерождения Далай-лам осуществляли политическое руководство Тибетом, а духовное и над монголами.
В Монголии, в качестве господствующей религии, ламаизм утвердился в середине XVII в., набрал политический вес и закономерно привел к своей форме теократии: от учреждения института иерархов Богдо гэгэнов, до передачи им всей полноты власти в период автономии Внешней Монголии.
Как в Тибете, так и в Монголии духовная власть высших иерархов легко трансформировалась в политическую вследствие того, что в монастырях сосредотачивалось около 30% мужского населения страны, значительные финансовые и материальные ресурсы. Если перефразировать цитату Мао: «Винтовка рождает власть», то здесь «мантры рождали власть».
В российском Забайкалье монастыри достигли пика своего могущества к началу ХХ века. Великий Агван Доржиев видел технологическую и военную отсталость ламаистских теократий и попытался провести реформы, так называемое «обновленчество». Но было поздно. Атеисты разрушили бурятские дацаны. Одновременно, после революции и смерти восьмого Богдо гэгэна, Монголия была провозглашена народной республикой. В 1948 году китайцы оккупировали Тибет, а Далай-лама бежал в Индию.
Сейчас, после более, чем полувека его жизни в эмиграции, вновь возник вопрос о существовании этого института, ставшего предметом конфликта между двумя сверхдержавами мира – США и Китаем. Россия в этом вопросе придерживается нейтральной позиции, хотя этот вопрос напрямую касается буддистов этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы и многочисленных «новых» русских буддистов в мегаполисах.
У бурятских буддистов, как части тибето-монгольской цивилизации, есть глобальные геополитические угрозы. Это китайский империализм. Очевидно, что полный контроль Пекина за тибетскими иерархами не за горами. А метафизическая притягательность для бурят институтов Далай-ламы, Панчен-ламы, Богдо гэгэна и святынь Лхассы всегда будет давать простор для китайских интриг.
В то же время в зарубежной тибетской эмиграции, обосновавшейся в Индии, Северной Америке и в Европе сильны прозападные настроения. Поэтому российские власти с опаской относятся к усилению их влияния в буддийской общине России. За примером далеко ходить не надо. Исламская умма в стране быстро радикализовалась благодаря иностранным проповедникам и выпускникам зарубежных медресе. Гарантия безопасности от этих угроз – это сильное российское государство, но и сам бурятский буддизм должен быть динамичной, сильной и единой конфессией.
Фото Koji Sasahara