Общество 9 окт 2019 1469

​​В Улан-Удэ распространяются фальшивые извещения о поверке водосчетчиков

Жители столицы республики были неприятно удивлены, ког­да обнаружили в своих почтовых ящиках извещения за октябрь от некой ЕИС ЖКХ города Улан-Удэ, сообщает газета "Бурятия".

В бумаге практически в приказ­ном порядке требуют от потребите­лей провести метрологическую по­верку водосчётчиков, в противном случае им грозит начисление платы за потребление по общему норма­тиву.

ЕИС ЖКХ «Единая информаци­онная служба жилищно-комму­нального хозяйства г. Улан-Удэ» сообщает, что счётчики на воду должны пройти обязательную про­верку, без неё приборы учёта, яко­бы, считаются непригодными. При этом всё выглядит на первый взгляд достаточно солидно и выполнено на «официальных» бланках. Есть даже штрих-код и ссылки на Федераль­ный закон и постановление Прави­тельства.

В листовке написано, что с 1 по 31 октября в домах проходит кол­лективная поверка счётчиков и указан номер, по которому можно записаться на «обязательную» про­цедуру. Фраза «Вам необходимо согласовать дату и время проведе­ния» специально выделена жирным шрифтом. При попытке прочитать при помощи гаджета приложенный QR-код, ссылка переправляет на поисковой запрос ЕИС ЖКХ. Никако­го сайта там нет.

По указанному в извещении номеру оператор вам сообщит, что большинство ваших устройств не проходит поверку и скажет, что намного дешевле сразу произве­сти замену счётчика. Цена одного устройства около 2 тысяч рублей, но обычно в квартирах их сразу несколько: счётчики для холодной и горячей воды, иногда отдельно на кухне и в санузле. Естественно, «заменить» нужно каждый. В итоге в счёт выставляется кругленькая сумма. Согласно второму вариан­ту «поверку» сделают, возьмут с вас деньги и оставят с нарушенной пломбировкой.

Помимо прочего, для пущей важности, в извещении указаны начисления за горячую и холодную воду на 1 октября. Так, «тариф» на холодное теплоснабжение указан в размере 48,90 рублей, а на горя­чее – все 177,60. В итоге получаются завышенные суммы, не имеющие ничего общего с реальностью. На­помним, что актуальный тариф за холодную воду на один кубометр на это полугодие составил 21,70 ру­блей, а за горячую – 138,86 рублей для открытых систем теплоснабже­ния и 124,96 – для закрытых. На всех бланках, разбросанных по разным ящикам, и по идее, предназначаю­щихся разным потребителям, стоят одни и те же цифры в показаниях.

Чтобы не попасться на удоч­ку мошенников, нужно отли­чать поддельное извещение от настоящего. Сделать это совсем несложно. Во-первых, настоя­щее уведомление приходит от компании, которой вы каждый месяц платите за воду. В нашем случае это МУП «Водоканал». Каждое такое уведомление должно содержать ваши пер­сональные данные: ФИО, адрес, номер лицевого счета и акту­альные показания вашего счет­чика. Если этих данных нет, то есть повод задуматься.


Мошенническое извещение «копирует» официальное, чтобы ввести в заблуждение потребителей

Настоящие сроки поверки счётчика вы можете посмотреть в паспорте на оборудование или выяснить в «Водоканале». Рань­ше, указанной в документе даты, ничего делать не надо. Счётчик горячей воды проверяют каждые четыре года, а холодной – каждые шесть лет. Как следствие, у каж­дого потребителя сроки свои, а не так, как указано в бланке, «с 1 по 31 октября». Сама обязанность по­верки водосчётчиков действитель­но существует, и своевременность выполнения требования на самом деле лежит на самих потребите­лях. Но проводить ее имеют право лишь те организации, у которых на руках есть специальная аккре­дитация. В Улан-Удэ такие услуги оказывают ООО «Тепловодоучёт» и Бурятский ЦСМ. Настоящие метрологические компании при поверке обязаны предъявить вам удостоверение и выдать официальное заключение о результатах прове­дённой процедуры.

Таким образом, фактически под громкими предупреждения­ми от организаций с солидными названиями, прячется мошенниче­ская схема. Человек, обративший­ся к этой фирме, рискует после их работы получить недействитель­ный счётчик, которому потребу­ется перепломбировка. А это, ко всему прочему – лишние деньги на ветер, которые уйдут на оплату штрафа за несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта.

На наш запрос в Республиканский центр стандар­тизации и метрологии, ответили, что такой фир­мы, как «ЕИС ЖКХ города Улан-Удэ», не существует.

В масштабах страны

Если обратиться к интернету, то выяснится, что компания ЕИС ЖКХ, под разными личинами вроде «Го­родского центра учёта водопотребления» или «Единой городской службы по учёту водоснабжения» орудует не только в Улан-Удэ, но и в других городах. Похожие ли­стовки находят в своих ящиках жители Петрозаводска, Оренбурга, Смоленска, Чебоксар, Ижевска, Ро­стова-на-Дону, Ярославля и Перми.

Против организаторов мошен­нической схемы в разные годы заводились дела, рассматривав­шиеся, в частности, в Краснояр­ском крае и в Республике Карелия. Согласно данным последнего расследования, распространение листовок по почтовым ящикам по­требителей было признано недо­бросовестной рекламой. За работу call-центра и обработку входящих вызовов по указанным в «извеще­ниях» номерам отвечает некое ИП Спирин А.В., ранее известное как ИП Хомяк А.В.. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом дея­тельности предприятия является производство санитарно-техни­ческих работ, монтаж отопитель­ных систем кондиционирования воздуха. Зарегистрировано оно в Карелии. В рамках оказания услуг call-центра компания заключила договор с ИП Калачев И.Д. с ана­логичными функциями, которое и было признано рекламодателем и рекламораспространителем. Непосредственными исполнителями услуг по «поверке» счётчика в до­мах потребителей мошеннические фирмы не являются, занимаясь посредничеством и, судя по всему, получая за это солидные проценты.

В итоге деятельность каждого в 2018 году была признана нару­шающей ФЗ «О рекламе», согласно которой последняя должна быть добросовестной и достоверной, а потребитель – знать, кто ока­зывает ему те или иные услуги. В качестве штрафов обе фирмы от­делались смешными суммами в четыре и две тысячи рублей соот­ветственно, что вряд ли произвело на них какое-либо впечатление. Тем более, сами суды прошли без участия предпринимателей.

Знание – сила

Как рассказали в МУП «Водо­канал», с этой недобросовестной фирмой они знакомы не пона­слышке: никакой лицензии на по­верку водосчётчиков у неё, конеч­но же, нет. Не раз МУП обращался в суды, на фирму заводили дела, однако проблема всё равно не ре­шается.

- Сложность заключается в том, что компания действует в разных городах, постоянно меняет свои названия и под новой вывеской снова продолжает свою деятель­ность. Полностью раз и навсегда пресечь их мошенническую схему на данный момент не представ­ляется возможным, - отметили в организации.

Почему такие схемы актуаль­ны? Коммуникации вроде газа, электричества и воды приходят в наши квартиры без нашего уча­стия, нам же остается платить за то, сколько нам скажут. Этим и пользуются мошенники. Для того, чтобы стрясти с нас как можно больше денег, они не гнушаются заведомой ложью и манипулиро­ванием фактами, причём, напи­санными в запугивающей манере. На такую удочку легко может по­пасться легковерный потребитель, что особенно опасно в отношении пожилых людей. В этом случае поможет лишь бдительность и знание своих прав и обязанностей. Предупреждён – значит вооружён.

Елизавета Потапова, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ:

- Полномочия УФАС в части содержания рекламы: наличие/отсутствие рекви­зитов компании, введение в заблуждение относительно характера услуги и так да­лее. Рекламная листовка, оказавшаяся у нас в руках, не выявила противоречащих закону «О рекламе» при­знаков. Понятно, что информация в ней выстроена таким образом, чтобы понудить потребителей при­йти именно к ним. В ней есть ссылка на нормативные акты, предусматривающие обязанность граждан по­верять приборы учёта, и это – действующая норма. Если бы в тексте было сказано: «Только мы, и только у нас можно хорошо проверить» – это было бы при­знаком нарушения рекламного законодательства. То, что организация назвала себя «ЕИС ЖКХ», закону «О рекламе» не противоречит. Как и то, что она указа­ла в листовке даты проведения работ.

Важно отметить, что потребители сами обяза­ны следить за сроками поверки. К каждому прибору учёта прилагается паспорт, в котором указывает­ся дата поверки. Кроме того, можно обратиться в ресурсоснабжающие организации и уточнить эти данные. И потом, уже зная эту информацию, отре­агировать на коммерческое предложение. Обязанно­сти идти именно к этой фирме, которая положила листовку вам в ящик, нет. Поэтому люди должны внимательно читать текст. Если человек знает, что у него срок поверки не вышел, то не нужно никак на это реагировать.

Перед проведением процедуры поверки необходи­мо удостовериться, что фирма имеет на руках доку­менты об аккредитации. Если организация не аккре­дитована, то ресурсоснабжающая организация акт о поверке просто не примет.

Сергей Бурдиков, председатель Коми­тета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского городского Совета депутатов:

- Сам я лично не сталкивался с тем, что­бы в мой почтовый ящик клали подобные из­вещения, но много читал об этом в прессе. Первое, что нужно сделать: если такая рас­сылка проводится почтовыми службами (не уверен, что в нашем городе, но где-то такое было), то этого нельзя допускать.

Второе - это, на мой взгляд, не административное нарушение, а уголовное преступление. То есть не штрафы нужны, а уголов­ные дела по экономическим статьям. Согласен с тем, что такая смешная сумма штрафов в 2 и 4 тысячи рублей вряд ли кого-то может проучить.

В целом, я постараюсь у коллег из Комитета по местному само­управлению и общественной безопасности узнать, что рассматривалось по этой теме и попросить, чтобы обсудили на заседании комитета.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также