Общество 15 окт 2019 1387

​​Что волновало жителей Бурятии 100 лет назад?

Объявления. Без них сегодня никуда. Да и как быть иначе, если тебе что-то нужно продать или купить, оповестить о каком-ни­будь событии? Конечно же, идёшь в редакцию, чтобы о тво­ём желании узнали как можно больше людей. Да, и для самой газеты объявления далеко не последняя статья доходов в бюджете.

Немало было объявлений и в печатных изданиях начала про­шлого столетия. Примечательно, что, читая их, можно представить, чем и как жили наши сограждане сто лет назад. Вот и я решил этим поинтересоваться, внимательно просмотрев объявления и рекламные афиши, опубликованные в газетах «Прибайкалье» и «При­байкальская жизнь» за 1919 год.

Начну с газеты «Прибайкаль­ская жизнь». Точнее, с цен, за ко­торые можно было опубликовать в издании то или иное объявле­ние. Так, если его планировалось напечатать перед текстом, то заплатить нужно было 90 коп., а если после, то чуть дешевле – 80 коп. за строку петита. Такая вот была цена. Много это или мало, судить не берусь. Отмечу лишь, в среднем зарплата в городе в то время составляла 200-300 рублей. Видимо, всё же овчинка стоила выделки, поскольку объявлений и афиш в газете много. Срочные объявления принимались до 12 ча­сов, в субботу с 11 часов. Обратить­ся надо было по адресу редакции: г. Верхнеудинск, Большая ул., не­торговый отдел.

Что храню, то моё

История с кражей 25 млн рублей из отделения Россельхозбанка в г. Салават Башкортостана старшим кассиром Луизой Хайруллиной вы­звала большой резонанс в стране. А спустя некоторое время в этом же регионе, но уже в Уфе, задер­жана ещё одна сотрудница, но уже другого финансового учреждения, которая похитила из банка 6,5 млн рублей. Как выясняется, желание обогатиться за чужой счёт было и на заре прошлого столетия.

В одном из объявлений газеты «Прибайкалье» читаем о созыве 2 ноября 1919 года чрезвычайного общего собрания Верхнеудинско­го общества взаимного кредита. Среди прочих вопросов для об­суждения (если не главный, по­скольку стоит на первом месте в повестке дня) – доклад об исчез­новении кассира-артельщика об­щества Тэйвана и о похищении им 206 тысяч рублей. Сумма по тем временам астрономическая.

В этой же газете, но уже в дру­гом номере крупно полужирным шрифтом выделено объявление: «5000 рублей даром». Ниже – кому и за что: «…тому, кто укажет по­хитившаго в ночь с 13-го на 14-е ноября 2-х свиней со двора лавки китайского подданного Лон-Со-Хи в пос. Н.-Берёзовка, рядом с мага­зином «Экономия». Свиньи весом в 10 и 12 пудов». Неужели свиньи так дорого стоили, или они были дороги хозяину?

Впрочем, в газетах немало не­больших объявлений. К примеру, коротко и понятно: «Нужен работ­ник, адрес в редакции», «Требует­ся прислуга, умеющая готовить, в отъезд в Читу за приличное вознаграждение» или «Продаёт­ся молодая жеребая кобылица (от мобилизации освобождена)». Кстати, о мобилизации, которая красноречиво напоминала о том, что на дворе идёт Гражданская война. А значит все, кто в состо­янии держать в руках оружие, по мысли правительства Колчака, должны быть на войне. Но не все желали отправляться на фронт, о чём отмечается в официальном разделе газеты «Прибайкалье». Здесь публикуется, по приказанию начальника 2-го Военного района для немедленного исполнения, телеграмма Главнокомандую­щего Восточным фронтом, гене­рал-лейтенанта Сахарова. Приве­дём её дословно:

«Ноября 17 дня 1919 г.

Телеграмма

По приказанию Комвойсками передана для немедленного ис­полнения копия телеграммы Главнокомандующего восточным фронтом: «Приказываю сделать распоряжение, чтобы начальни­ки частей, находящихся в тылу, управления, учреждения, немед­ленно выслали на фронт в свои части всех офицеров и солдат, кои после выздоровления или по каким либо другим причинам не вернулись в свои части, а устро­ились в тылу. Мною посланы лица, контролирующая этот мой приказ и предупреждаю, что на­чальников, не исполняющих его, предам суду как за неисполнение боевого приказа. Остаться могут только причисленные к третьей категории и получившие разре­шение своего Командира полка или Начдива».

Комментарии, как говорится, излишни.

С мужчин – 1 доллар

Впрочем, светская жизнь в Верхнеудинске была полнокровна. Ежедневно в театре (по всей ви­димости, он был тогда один) шли спектакли, заканчивающиеся тан­цами поздним вечером. Давали самые разные представления, на­звания их говорят сами за себя. К примеру, «Вечер настроений. Бе­нефис Лео». Только одна гастроль виртуоза трансформатора». По­следнее, по всей видимости, под­разумевало, что бенефициант бу­дет петь, играть и танцевать, и всё в одном лице. Прошёл он в поме­щении гастролирующего первого сибирского цирка А.Н. Мартини. Причём, в анонсе указывалось, что цирк отапливается, что также было немаловажным, посколь­ку гастроли проходили поздней осенью. И то, что «все новые Аме­риканские инструменты». Непо­нятно одно, почему слово «Аме­риканские» с большой буквы?

Кстати, нужно отметить и тот факт, что патрули, назначенные для охранения порядка в цирке и около него, всё время проводят внутри помещения, что позволяет мошенникам и хулиганам безна­казанно обделывать свои дела с идущей на представление публи­кой. О чём пишет газета.

В осеннем номере «Прибайка­лья» читаем и о планируемом симфоническом концерте под управлением Винтера, устраива­емым благотворительным обще­ством Берёзовского гарнизона, и который должен был состояться 27 ноября. Весь сбор от него шёл в пользу проходящих поездов с больными и раненными воинами. Интересно и такое объявление о том, что американскими солда­тами устраивается танцевальный вечер с выдачей приза самой кра­сивой даме или барышне. «Вход для дам безплатный, для мужчин – 1 доллар». 26 июня, судя по анон­су, планировался общедоступный маскарад в саду, гулянье с 7 ча­сов вечера, «на открытой сцене во время маскарада будет пред­ставление «Вова приспособился».

Названия нередко привлекают к себе внимание. Примеров, когда оно просто «кричит», множество. Здесь и боевик в 5 частях «Психо­логический опыт над женщиной» (власть первого), художественная драма в 4-х частях «Четыре Ная­ды», «Бурей подломленный неж­ный цветок» (комедия в 4-х частях), боевик в 4-х частях «Такова жизнь. Монах без призвания», драма в 5-ти частях «Любовь гейши» и др. Как видим разброс в жанрах са­мый, что ни есть, большой.

Без учителя

Но Верхнеудинск жил и обы­денной жизнью. С её проблемами и бедами. Так уездная земская управа сообщает о нехватке учи­телей в городе. В своём объявле­нии она приглашает лиц, желаю­щих занять учительские места в земских школах Верхнеудинского уезда и имеющих установленный образовательный ценз (окончание курса учительской семинарии и женских гимназий с VIII педаго­гическим классом). Подавать со­ответствующие заявления можно было в отдел народного образо­вания Земской управы.

Вехнеудинская уездная земская управа, кроме того, приглашала граждан города Верхнеудинска, домовладельцев и владельцев торгово-промышленных заведе­ний внести в земскую кассу, рас­положенную по Проезжей ул., в доме Баткова, причитающийся со­гласно окладных листов, уездный земской сбор за первое полугодие 1919 года. «Если в течение двух недель со дня объявления сборы не поступят, то с неисправными плательщиками будет посту­плено по закону, т.е. через мест­ную милицию будет произведена опись и продажа с торгов части имущества», указывается в объ­явлении.

Она же, управа, привлекает внимание домовладельцев, квар­тиро- и комнатонанимателей на предельные цены за жилые по­мещения. Как отмечается в «При­байкалье», городской Думой об­разована квартирная комиссия, в которую вошли представители, как от городского обществен­ного самоуправления, так и от владельцев недвижимости. «По­чему для скорейшего проведения в жизнь этой комиссии Верхнеу­динская Городская управа просит граждан домовладельцев и квар­тиронанимателей и комнато­нанимателей прибыть на общее собрание, имеющее быть в поме­щении стараго общественного собрания по Проезжей улице про­тив Земской управы 22 мая в чет­верг». На нём-то как раз, по в сей видимости, должны были прийти к определению оптимальных цен на жилые помещения.

А вот объявление от управля­ющего верхнеудинским уездом, который извещает, что согласно сообщению начальника японского отряда, в течение четырех дней будут проведены маневры сводными японскими войсками на пространстве от Нижней Берёзов­ки до деревни Карымская. Япон­ская сторона успокаивает горо­жан, что «этот поход и маневры не имеют значения для населения, а будут производиться просто для обучения».

Начальник верхнеудинской тюрьмы Котынский обращается к жителям города с воззванием: «покорнейше просят читаю­щую публику прийти на помощь скромному, но насущному жела­нию заключённых». А именно вы­слать на адрес тюрьмы журналы и газеты, «и тем самым литера­турные пожертвования облег­чить пребывание заключённых».

И последнее. По видимому, штат редакции газеты «Прибай­калье» был небольшой, поэтому она обращается к читателям с просьбой: «писать в нашу газету обо всём, что творится кругом вас. Пишите обо всём, освещай­те жизнь деревни, школы, коопе­рации». Судя, по многочисленным заметкам внештатных авторов, отклик был.

Газетные объявления читал Герман НАМЖИЛОВ

Автор: Герман НАМЖИЛОВ