Гороо вокруг субургана
На днях в Аларском дацане в Иркутской области прошёл ритуал освящения вновь вернувшегося Будды - статуэтки с уникальным положением рук (ладони как обычно соединены вместе, однако пальцы сложены вовнутрь). Это, скорее всего, единственный такой Будда во всей этнической Бурятии, а может быть и в России. Теперь у Аларского дацана две святыни – вернувшийся Будда и Ламский сад.
Святыня номер 1
Он пролежал в земле около 80 лет, с тех пор как в 30-е годы был разрушен старейший в Иркутской области дацан. Нашёл его во дворе своего отца и принёс в дуган иркутянин Алексей Якубовский. А 20 августа внушительная делегация аларских буддистов привезла её в Иволгинский дацан. Нужно было идентифицировать и отреставрировать её. Конечно, в первую очередь статуэтку показали Пандито Хамбо ламе Аюшееву. Он был весьма удивлён и озадачен необычной и чудесной находкой. По его мнению, эта позиция совершенно нехарактерна для традиции Махаяны. Вероятно, Будда попал в Аларский дацан из стран традиции Тхеравады (Южная и Юго-Восточная Азия). «Только в Аларском дацане, самом северном историческом дацане на территории этнической Бурятии, мог быть такой Будда, - сказал Хамбо лама. - Он объединяет все буддийские традиции, поскольку ещё Будда сказал, что его Учение пойдёт на север».
Вернувшийся Будда
На аккаунте ФБ Зорикто ламы, ширээтэ Усть-Ордынского дацана, под фото статуэтки написали, что это - саннидхапини мудра: «Сожмите кулаки обоих рук и соедините их, держа оба больших пальца в вертикальной позиции. Эта мудра совершается, если преданный совершил ошибку и просит прощения. Он умоляет божество простить его за всё неправильное, что он сделал». Тем не менее, вопрос остаётся открытым: почему именно эта мудра и как эта статуэтка попала в Аларь? Как сообщил соржо лама Баясхалан Жапов, направлены соответствующие запросы в Монголию и Индию.
Возможно, что нас ждут и другие не менее значимые находки. В 20-х годах прошлого века аларец Дагба лама приобрёл в Тунке полный 108-томный, писанный серебром Ганжур и Данжур. Он купил их у жителя села Тагархай Намсарая Будаева за 500 рублей с подношением хадака. Эту информацию со слов Паршин Жамсо Шалбаева (1910 - 2003 гг.) предоставил мне Даши лама Шаглахаев, ширетуй Хойморского (Аршанского) дацана «Бодхидхарма». Куда они пропали при уничтожении Аларского дацана в 1937 году?
Святыня номер 2
Аларский дацан был самым западным на территории этнической Бурятии и одним из самых ранних. Факт сам по себе примечательный, учитывая географическую удалённость от основного ареала распространения буддизма и те препятствия, которые чинили губернские власти и православная церковь на пути его распространения. В разное время в нём побывали Хамбо ламы Иролтуев и Итигэлов. Причём, последний служил в нём в 1888 - 1890 годах. Возможно, скрываясь от казачьей службы. В 2015 г. в нём побывал действующий XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. С Аларским дацаном связано имя Агвана Доржиева. Сюда он неоднократно проходил из Тунки и Оки через Саяны и дальше в Кудинскую степь. В селе Аляты он заложил дуган и до недавних пор в Алари были старики, помнившие его врачевание.
На территории дацана есть так называемый Ламский сад, до сих пор он является украшением Алари. Учёный и общественный деятель Цыбен Жамцарано писал о нём: «Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо. Нынешний ширетуй (настоятель) с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растёт с удивительной быстротой. Здесь растут ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черёмухи, смородины, крыжовники и прочих цветов диких масса, как и во всей Алари... Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое».
В поздние советские годы тогдашнее руководство совхоза решило снести священные деревья, несмотря на протесты населения. Когда подъехал бульдозер, учитель Виктор Мохосоев лёг прямо перед ним. После этого он тяжело заболел, но сад отстоял.
Местная жительница Г.Д. Уданова рассказывала: «В 1978 году из Минска приезжал доктор минералогических наук Башкуев Б.Д., сын ламы, детство которого прошло при дацане. Он подходил, обнимал, целовал каждое дерево Ламского сада, он помнил, как ламы выхаживали деревца, привезённые из Непала. Обращаясь к нам, просил о бережном отношении к саду». Поразил сад и Хамбо ламу Аюшеева. Увидев величественные кедры, он был настолько восхищён ими, что долго стоял, обняв одно из них. После этого он пожелал остаться на ночь здесь, предпочтя юрту комфорту гостиницы. А на следующий год в Аларь приехал целый автобус паломников из Хоринска, Иволги и Улан-Удэ. Это были многочисленные потомки одного аларца, переехавшего когда-то в Бурятию. Узнав про кедр Хамбо ламы, они также обнимали его, дабы через него удостоиться его благословения и соприкоснуться со своими аларскими корнями.
Рамнай – праздник освящения
6 октября 2019 г. в Алари лил холодный осенний дождь, перемежавшийся с мокрым снегом. Но он не испортил праздник освящения. Его программа была стандартной: собственно молебен, торжественная часть с культурной программой и церемонией награждения, обед и спортивные соревнования.
Молебен провели десять лам, среди которых были ширээтэ ламы Сартул-Гэгэтуйского, Унгинского и Усть-Ордынского дацанов, представители Иволгинского дацана и ряд других священнослужителей. Аларское землячество в Улан-Удэ представляли её председатель Александр Иринчеев и более десятка активистов: Сергей Тумуров, Эдуард Алексеев, Захар Дадуев, Чингис Миронов, Ольга Байронова, Данил Дагаев и другие. Улан-удэнцы подарили дацану буддийские книги на тибетском и бурятском языках, иконы танка, другие предметы культа и, разумеется, внесли денежные пожертвования.
В целом праздник рамнай прошёл на высоком уровне, заслуга в этом Баясхалан ламы. За четыре года службы в Алари он сумел собрать вокруг себя актив – наиболее деятельных прихожан дацана. В основном это уже зрелые люди, среди которых соржо лама отметил Илью и Анну Дагаевых, Екатерину Шоткинову, Нелли Бухаеву, Олега Халудорова, Бато и Екатерину Эрдынеевых, Евгения Дулмажапова и ряд других прихожан.
Дацан как точка опоры
В настоящее время Аларский дацан имеет дуган на историческом месте в Алари и в нём находится соржо лама Баясхалан Жапов. В районном центре Кутулик на федеральной трассе расположился новый центр дацана. Здесь есть действующий дуган, строится ещё один дуган, и здесь работают ширээтэ Шираб лама и его помощник Амгалан лама.
Наличие двух действующих центров: нового и исторического - очень важно для Алари, всего Левобережья Ангары и в целом Иркутской области.
Не случайно Зорикто лама, ширээтэ Усть-Ордынского дацана, сказал: «Для нас, иркутских буддистов, Аларский дацан, как старейший дацан региона, очень важен. Это живое свидетельство исторических корней Учения здесь и мы всегда признаём его первенство. Именно из Алари буддизм стал распространяться по всему бурятскому Приангарью. После принятия закона о свободе совести в 1905 году были сняты искусственные преграды на пути распространения буддизма среди бурят. И вслед за Аларским появились Унгинский и Кырменский дацаны, дуганы в Бильчире, Ольхоне и Алужино. В настоящее время в Иркутской области действуют Аларский, Унгинский, Иркутский, Усть-Ордынский дацаны. Есть общины в Ангарске, Шелехово и Ольхонском районе. Буддизм вновь, как и сто лет назад, расправляет крылья и объединяет нас со всем бурятским народом!»
Улан-Удэ – Аларь – Кутулик – Улан-Удэ